ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 10, 2022 г.

 

Анализ взаимодействия «колесо-рельс» в локомотивном комплексе. Гапанович В.А.

Анализ показателей надежности локомотивного парка ОАО «РЖД» свидетельствует об определенных проблемах, связанных как с сервисным обслуживанием, так и с организацией эксплуатации тягового подвижного состава. Одним из критически важных узлов тягового подвижного состава являются колесные пары и их элементы. Значительное время нахождения локомотивов в неэксплуатируемом парке связано с частыми обточками колесных пар и выкаткой колесно-моторных блоков. Одной из причин сложившейся ситуации является эксплуатация локомотивов на полигонах с различным планом и профилем пути. Кроме влияния особенностей взаимодействия подвижного состава с инфраструктурой, большое значение имеют лубрикация колесных пар, упрочнение бандажей и рельсосмазывание.

В статье приведены направления деятельности, направленные на повышение качества, надежности и ресурса колесных пар тягового подвижного состава.

 

Технологические процессы ремонта и их применение в локомотиворемонтном комплексе. Михеев С.Н., Пашкевич В.И.

Необходимость и потребность технологических процессов ремонта локомотива, его составных частей, узлов и деталей обусловлена обеспечением и увеличением надежности тягового подвижного состава, безотказности железнодорожной техники. Увеличение показателей надежности и эффективности тягового комплекса является одной из приоритетных задач и включено в Стратегию развития холдинга ОАО «РЖД» на период до 2030 года. В статье рассмотрены вопросы технологического процесса ремонта и карты технологического процесса ремонта. Рассказано, как подразделяется технологический процесс по критериям применения, названы основные положительные факторы применения карты технологического процесса в ходе ремонтного процесса.

 

Оценка энергетической эффективности электровозов переменного тока с асинхронным и коллекторным тяговыми приводами. Догадин И.Б., Кашин П.В.

При вводе в эксплуатацию новой техники всегда остро стоит вопрос ее энергоэффективности. Для принятия окончательного решения об использовании инновационной техники на том или ином полигоне железных дорог необходимо применить метод сравнения характеристик и показателей базовых (эксплуатируемых) серий локомотивов и нового локомотива в сопоставимых условиях. Осуществить это можно путем проведения сравнительных испытаний. В статье рассмотрены особенности проведения сравнительных испытаний инновационного электровоза с асинхронным тяговым приводом и электровозов эксплуатируемых в настоящее время серий.

 

Поезд для детских железных дорог как перспективный инструмент обучения. Костиков А.Н., Слонков Г.В., Дмитриев С.А.

Сегодня ОАО «РЖД» занимается созданием уникального инструмента для обучения юных железнодорожников — инновационного дизель-поезда с электрической передачей мощности и возможностью работы от тяговых аккумуляторных батарей. Он обеспечит ознакомление юных железнодорожников с тепловозной, электрической, локомотивной и моторвагонной тягой одновременно. Для определения и обоснования технических параметров будущего подвижного состава специалистами Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) совместно с Департаментом управления персоналом ОАО «РЖД» разработана Концепция поезда для детских железных дорог. На сегодняшний день разработан комплект конструкторской документации для изготовления дизель-поезда и организуется его производство в подразделении ПКБ ЦТ в г. Торжок. Подробнее о данном инновационном проекте рассказано в данной статье.

 

Итоги работы локомотивного комплекса в первом полугодии 2022 г. Ахмадеев С.Б.

В статье приведены сведения о выполнении целевых показателей по «Уровню безопасности движения» за период 2020 — 2021 гг. и за первое полугодие 2022 г. Показаны события, связанные с нарушениями безопасности движения в локомотивном хозяйстве. Приведено количество событий в локомотивном комплексе, допущенных за первое полугодие 2022 г. относительно целевого значения и к 2021 г. Рассказано о проводимых аудитах и оценке организации работы машинистов-инструкторов. Приводится перечень мер, направленных на снижение количества нарушений безопасности движения в локомотивном комплексе.

 

Крышевое и кузовное оборудование электропоезда ЭС2Г «Ласточка». Лимонов Д.Э., Жухин Н.О.

В статье приведено описание конструкции крышевого и кузовного оборудования скоростного электропоезда постоянного тока ЭС2Г «Ласточка»: токоприемника, пневматического блока управления, ограничителя перенапряжений, заземляющего разъединителя, климатической установки.

 

Обнаружение и устранение неисправностей тепловозов 2ТЭ25КМ

Окончание статьи (начало см. № 9, 2022 г.).

В окончании статьи приведены сообщения системы МПСУ (условия возникновения неисправности или действия, вызвавшие ее).

 

Электрическая схема электровоза 2ЭС6 «Синара». Осинцев И.А.

Окончание статьи (начало см. № 8, 9, 2022 г.).

В третьей части статьи приведено описание цепей управления тяговыми двигателями на последовательном, последовательно-параллельном, параллельном соединениях тяговых двигателей; управления тяговыми двигателями изменением тока возбуждения; работы цепей при независимом возбуждении тяговых двигателей; цепей управления в режимах электрического торможения и при отключенных неисправных тяговых двигателях; цепей управления жалюзи и компоновочного блока тормозного оборудования; работы цепей при обрыве тормозной магистрали; цепей управления пескоподачей; цепей защиты оборудования силовых и вспомогательных цепей электровоза.

 

Регулирование частоты вращения тяговых двигателей на постоянном токе: перегруппировка. Ермишкин И.А.

Перегруппировка является одним из способов регулирования частоты вращения якорей тяговых двигателей тягового подвижного состава. В статье подробно рассказано о применении данного метода на электроподвижном составе. Приведены особенности электрических схем для разных серий электровозов и электропоездов.

 

Внедрение экологически чистого подвижного состава. Полин П.А.

Окончание статьи (начало см. № 9, 2022 г.).

Во второй части статьи представлена информация о локомотивах Франции, Чехии, Эстонии, США, Канады, Китая, Таиланда, Японии, Австралии. Материал подготовлен на основе пресс-релизов компаний-производителей подвижного состава, компаний-операторов и информационных порталов Railway Gazette International и International Railway Journal за 2021 — 2022 гг.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото грузового электровоза переменного тока 3ЭС5С