ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 10, 2021 г.

 

«PRO//Движение.Экспо»: смотр технологий инновационного развития. Иоффе А.Г., Молчанов А.В.

В конце августа 2021 г. на территории Научно-испытательного центра АО «ВНИИЖТ» (г. Москва, округ Щербинка) состоялось крупнейшее деловое выставочное мероприятие — Международный железнодорожный салон «пространства 1520» «PRO//Движение.Экспо». В течение четырех дней работы салона 154 компаний-экспонентов из 25 стран демонстрировали свои новейшие достижения в области железнодорожной индустрии, оборудования, инфраструктуры, услуг и логистики. В деловые дни работы салон привлек около 7 тыс. гостей. В рамках его работы было подписано 13 соглашений о сотрудничестве, общая сумма которых составила порядка 50 млрд руб.

В этом номере опубликована обзорная статья, где рассказано об основных событиях салона и экспонатах тягового подвижного состава на статической и динамической экспозициях.

 

О путях достижения углеродной нейтральности в Дирекции тяги. Чикиркин О.В.

На прошедшей недавно в онлайн-формате под председательством генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» О.В. Белозёрова заседании Научно-технического совета Холдинга специалисты ОАО «РЖД», представители научного сообщества и бизнеса обсудили стратегию экологического развития Компании, пути достижения в перспективе нулевого углеродного баланса. Большую работу по снижению углеродных выбросов, переходу к локомотивам на альтернативных источниках топлива проводят специалисты локомотивного комплекса. Об основных направлениях работы Дирекции тяги ОАО «РЖД» в области снижения углеродных выбросов рассказано в данной статье.

 

История становления предиктивного ремонта в АО «Трансмашхолдинг». Пустовой В.Н., Лакин И.И.

В группе компаний АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) накоплен уникальный опыт организации технического обслуживания и ремонта (ТОиР) локомотивов с использованием цифровых данных бортовых микропроцессорных систем управления (МСУ) локомотивов. В 2012 г. в ООО «ТМХ-Сервис» (современное название ООО «ЛокоТех-Сервис») была разработана и утверждена концепция автоматизированной системы управления надежностью локомотивов (АСУНТ), в которой был предусмотрен контроль технического состояния локомотивов по данным МСУ.

Для реализации концепции АСУНТ в сервисных локомотивных депо, где обслуживались локомотивы с МСУ, сверх штата были созданы группы диагностики. Для расшифровки данных МСУ за основу были взяты автоматизированные рабочие места (АРМ), разработанные производителями МСУ. Внедрение данной технологии позволило локализовать место отказа, определять предотказы узлов, осуществлять контроль режимов эксплуатации локомотивов.

В статье рассказано о вехах становления и перспективах развития системы предиктивного ремонта в локомотивном комплексе.

 

Электрооборудование электровоза 2ЭС10 «Гранит»: установка охлаждения, блок вспомогательных трансформаторов, помехоподавляющий дроссель. Осинцев И.А.

В статье приводится описание устройства установки охлаждения, блока вспомогательных трансформаторов, помехоподавляющего дросселя грузового электровоза постоянного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС10 «Гранит» производства ООО «Уральские Локомотивы», описано устройство их основных узлов.

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ: устройство тягового двигателя. Пуликов П.В., Свидерский В.О.

На маневровых тепловозах ТЭМ18ДМ Брянского завода в процессе выпуска устанавливались тяговые двигатели ЭДУ-133ПУХЛ1, ЭД-118АУ1, которые представляет собой четырехполюсные электрические машины постоянного тока последовательного возбуждения с независимой нагнетательной вентиляцией и с широким диапазоном изменения частоты вращения якоря. В данной статье подробно рассмотрена конструкция данных электрических машин.

 

Особенности работы электропневматических тормозов электропоездов ЭД2Т, ЭД4М. Ермишкин И.А.

В данной статье рассмотрена работа электропневматических тормозов электропоездов постоянного тока серий ЭД2Т, ЭД4М. Электропоезда ЭД4М в процессе выпуска оснащались электрической аппаратурой как Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ), так и Рижского электромашиностроительного завода (РЭЗ), поэтому схемы данных поездов имеют некоторые отличия друг от друга.

 

Электрическая схема тепловоза ДМ62 (цветная схема — на вкладке). Иоффе А.Г.

На сети железных дорог ОАО «РЖД» в эксплуатации находится значительное количество тепловозов Луганского завода серии ДМ62, прошедших модернизацию. Изначально эти локомотивы поступали для нужд Министерства обороны для работы в составе специальных поездов. Впоследствии часть этих тепловозов были передана в ОАО «РЖД». В этом номере журнала публикуется цветная электрическая схема данного локомотива, приводится описание ее работы в различных режимах.

 

Автоматический стояночный тормоз подвижного состава. Шелков В.И., Тарасов К.В.

На сегодняшний день отсутствуют надежные технические средства, позволяющие в случае утечки сжатого воздуха из запасных резервуаров локомотивов или вагонов и отсутствия тормозных башмаков, укладываемых на рельсы под колесные пары, исключить самодвижение подвижного состава на станционных путях, перегонах, в пунктах отстоя. В последние годы для решения данной проблемы принимаются различные организационно-технические меры, в том числе оборудование вагонов автоматическими стояночными тормозами (АСТ).

Авторами данной статьи предлагается ACT, разработанный для грузового вагона, который работает на принципе блокирования положения штока тормозного цилиндра в заторможенном положении.

 

Инновационные методы выявления дефектов на примере вибродиагностики подшипников качения. Лапицкий В.Н.

Вибродиагностический контроль является эффективным методом, позволяющим не просто выявить дефекты, но и предупредить их появление, а также спрогнозировать остаточный ресурс объекта контроля, что, в свою очередь, позволит снизить риск выхода из строя деталей подвижного состава в пути следования, а также снизить количество неплановых ремонтов. На железнодорожном транспорте вибродиагностические комплексы для выявления опасных дефектов и неисправностей тягового подвижного состава начали внедряться с начала 1990-х годов. В статье на примере вибродиагностики подшипников качения рассмотрены методы выявления их дефектов.

 

Результаты эксплуатации электровозов 3ЭС5К с поосным регулированием силы тяги на Восточном полигоне. Мартынюк И.Ю., Старовойтов С.А., Бодриков Д.И.

Одним из способов повышения пропускной способности железных дорог становится развитие тяжеловесного движения — регулярная эксплуатация грузовых поездов с весовой нормой 7100 т на Восточном полигоне. Создание нового исполнения электровоза 3ЭС5К «Ермак» Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ) стало новым техническим решением отечественной локомотивостроительной отрасли для реализации стратегических задач.

Дирекцией тяги ОАО «РЖД» и НЭВЗом в 2017 г. было разработано «Техническое решение о совершенствовании конструкции серийно выпускаемых электровозов». По результатам реализации данного решения был построен опытный электровоз 3ЭС5К-434 с системой поосного регулирования силы тяги (ПРТ), независимым возбуждением тяговых электродвигателей (НВ ТЭД) с классом нагревостойкости изоляции «Н» и повышенной нагрузкой на ось 25 тс. Впоследствии данные технические решения легли в основу конструкции серийно выпускаемых ныне электровозов «Ермак».

Система НВ ТЭД в совокупности с ПРТ позволяет снизить эффекты боксования, юза и в более широком диапазоне использовать максимально возможную силу тяги. Благодаря изменению конструкции выпрямительно-инверторных преобразователей (ВИП) с индивидуальным питанием тяговых двигателей в сочетании с усовершенствованной микропроцессорной системой МСУД-015 с расширенными функциями диагностики оборудования появилась возможность адаптивного управления тягой локомотива.

В данной статье приведены некоторые результаты эксплуатации электровозов серии 3ЭС5К «Ермак» на Восточном полигоне.

 

История отечественных газомоторных локомотивов. Танкеев С.В., Грачев Н.В., Чернышев М.А., Прохор Д.И.

В журнале «Локомотив»  9, 2021 г. была опубликована статья, в которой было рассказано об истории развития отечественных газомоторных локомотивов на рубеже XIX — XX веков. В этой статье рассказано о современном этапе развития газомоторных локомотивов в нашей стране.

 

Тепловоз «Балдвин»: мощный, универсальный, двухдизельный. Дзендзело В.В.

В журнале «Локомотив»  10, 2020 г. было рассказано о выпуске северо-американской компанией Baldwin трех двухдизельных тепловозов серии DR-6-4-2000 мощностью 2000 л.с. Данной компанией, помимо этих трех локомотивов, была также изготовлена партия из 54 двухдизельных локомотивов мощностью 3000 л.с. Об особенностях конструкции тепловозов данной серии рассказывается в данной статье.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото нового четырехосного двухдизельного маневрового тепловоза ТЭМ23 модульной конструкции Брянского машиностроительного завода