ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 10, 2019 г.


Цифровая трансформация становится реальностью. Сергеев Н.А.

С 28 по 31 августа 2019 г. на территории Испытательного центра АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» на ст. Щербинка (г. Москва) состоялось крупнейшее деловое выставочное мероприятие — Международный железнодорожный салон «пространства 1520» «PRO//Движение.Экспо». В течение четырех дней 212 компаний-экспонентов из 32 стран демонстрировали свои новейшие достижения в области железнодорожной индустрии, оборудования, инфраструктуры, услуг и логистики. Более двух тысяч специалистов и экспертов смогли обменяться опытом и мнениями по таким ключевым темам деловой программы, как цифровая трансформация и квантовые технологии в транспортной отрасли, перспективные типы локомотивов и многое другое. В этом номере опубликована обзорная статья о событиях салона и отечественных экспонатах тягового электроподвижного состава, на которых внедрены инновационные цифровые технологии.

Так, в статье рассказано о тестовом рейсе электропоезда ЭС2Г «Ласточка» в автоматическом режиме, об экспозиции АО «Трансмашхолдинг», где были представлены 10 образцов техники, в частности, грузовой двухсекционный восьмиосный электровоз 2ЭС5С с асинхронным тяговым приводом и поосным регулированием силы тяги. Также ООО «Уральские локомотивы» представило свои новые разработки — «умный» электровоз 2ЭС7, оснащенный программным комплексом «Стоимость жизненного цикла онлайн», электронным журналом машиниста ТУ-152Э, скоростные электропоезда серий ЭС1 и ЭС2Г «Ласточка». Тверские вагоностроители показали уникальный городской электропоезд ЭГ2Тв («Иволга» 2.0), который предназначен для эксплуатации в городах с большим пассажиропотоком.

«PRO//Движение.Экспо»: смотр достижений автономной тяги. Иоффе А.Г.

Автор статьи рассказывает об образцах экспозиции автономной тяги. В частности, в статической экспозиции АО «Синара — Транспортные Машины» продемонтрировало четыре опытных образца маневровых тепловозов. Три из них построены на Людиновском тепловозостроительном заводе: 8-осный маневрово-вывозной локомотив ТЭМ14М, два других тепловоза — 4-осные маневровые ТЭМГ1 (работают на газовом топливе) и ТЭМ10 (предназначен для работы на путях промышленного транспорта).

Завод «Калугапутьмаш» представил первый опытный тепловоз серии ТГМК2 — 2-осный, маневровый, с гидромеханической передачей, предназначенный для работы на путях промышленных предприятий. Также большой интерес у посетителей салона вызвала автомотриса повышенного комфорта АМ-140-01 для организации инспекционной работы по контролю состояния путевого хозяйства (построена ОАО «Свердловский путевой ремонтно-механический завод "Ремпутьмаш"».

В статической экспозиции Трансмашхолдинга автономная тяга была представлена двумя экспонатами: 2-осным маневровым тепловозом с гибридной силовой установкой с условным обозначением ТЭМ5Х и рельсовым автобусом РА3, построенным АО «Метровагонмаш», предназначенным для пригородных перевозок пассажиров на неэлектрифицированных участках железных дорог.

Тема автономной тяги была также широко отражена и в экспозиции, расположившейся в павильонах. Так, в павильоне группы ООО «ЛокоТех» была представлена информация о деятельности компаний, входящих в эту группу. Они выполняют техническое обслуживание и текущий ремонт локомотивов, средний, капитальный ремонты и модернизацию локомотивов, производят комплектующие и запасные части.

Во время работы Международного салона два раза в день проходила динамическая экспозиция, в ходе которой зрители могли видеть локомотивы в движении. Значительную часть динамической экспозиции занимали исторические локомотивы, восстановленные до рабочего состояния. На 4-й с. обложки помещен фоторепортаж с динамического показа.


Как улучшить работу контрольных пунктов АЛСН. Заколесник В.В., Меркулов П.М., Кузьмин В.С.

Для контроля работоспособности и оценки основных показателей помехоустойчивости работы АЛС в депо оборудуются контрольные пункты (КП). В ОАО «РЖД» оборудование КП производится в соответствии с методическими указаниями по проектированию и оборудованию. Действующие методические указания, несмотря на ряд достоинств, имеют ряд существенных недостатков (в статье они названы). Эти недостатки часто приводят к неточным результатам диагностики бортовых устройств безопасности движения. Они, в свою очередь, влекут за собой большое число сбоев в работе локомотивной аппаратуры АЛС в пути следования.

Для устранения этих недостатков специалистами АО «НИИАС» по заказу ЦТР ведется разработка инструкции по оборудованию, техническому обслуживанию и ремонту испытательных шлейфов и путевых устройств АЛС контрольного пункта АЛСН, о чем непосредственно идет речь в статье. Были сформулированы технические требования, предъявляемые к вновь разрабатываемым устройствам проверки АЛС. В рамках разработки новой инструкции также были подготовлены новые проектные решения по оборудованию испытательных участков, которые в настоящее время проходят апробацию.


Особенности электровозов серии «Ермак» с поосным регулированием силы тяги. Задорожный В.Л.

Локомотивы семейства «Ермак» с поосным регулированием силы тяги и торможения изготавливают в двух- (2ЭС5К), трех- (3ЭС5К) и четырехсекционном (4ЭС5К) сцепах. Локомотивы предназначены для эксплуатации на дорогах, электрифицированных на однофазном переменном токе промышленной частоты с номинальным напряжением 25 кВ. В статье говорится об основных преимуществах нового локомотива в отличие от электровозов 2(3)ЭС5К с потележечным регулированием силы тяги, о применении нового оборудования в конструкции локомотивов данной модификации, об использовании визуальной и диагностической информации системы управления МСУД-015, отображаемой на блоке индикации, рассказано об алгоритмических защитах оборудования с помощью МСУД-015. Весь текст проиллюстрирован кадрами из блока индикации.


Электрическая схема тепловоза типа ТЭ10МК. Цывкунов Г.И.

Окончание статьи (начало в 9, 2019 г.). В статье дается описание работы электрических цепей тепловоза типа ТЭ10МК с унифицированным пультом управления. В этом номере рассказано о работе электрической схемы на холостом ходу при изменении частоты вращения вала дизеля, работе схемы в тяговом режиме, описана структурная схема системы автоматического регулирования возбуждения генератора.


Электрическая схема тепловоза ТЭМ18ДМ с системой ЭСУВТ (цветная схема помещена на вкладке). Пуликов П.В., Свидерский В.О.

Маневровые тепловозыТЭМ18ДМ серийно выпускаются Брянским машиностроительным заводом с 2007 г. Начиная с 2015 г. тепловозы оборудуются системой электронного управления впрыском топлива, разработанной специалистами ООО «ППП "Дизельавтоматика"» и АО «ВНИИЖТ». Результаты опытной эксплуатации системы ЭСУВТ подтвердили ее высокую эффективность. Применение ЭСУВТ обеспечило ежегодную экономию дизельного топлива до 9 т с каждого оборудованного локомотива.

В журнале «Локомотив» 5 за 2019 г. были опубликованы структурные блок-схемы электрических цепей тепловозов ТЭМ18ДМ, оборудованных системой ЭСУВТ. В этом номере приводится описание работы электрических цепей. В частности, опубликовано назначение реле и контакторов, дано расположение реек зажимов на тепловозе, описан пуск дизеля и питание цепей управления и освещения.


Некоторые неисправности тепловозов типа М62.

В статье публикуются рекомендации по обнаружению и устранению неисправностей на тепловозах серий 2М62У, 3М62У, а также 2М62. Материал подготовлен на основе рекомендаций локомотивной бригаде, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 31.03.2010 671р с учетом внесенных в него изменений и дополнений. Описаны неисправности, их признаки, вероятные причины и методы устранения в топливной системе тепловоза, в цепях пуска дизеля, в цепях заряда аккумуляторной батареи, в цепях приведения тепловоза в движение, неисправности дизеля и охлаждающего устройства.


Некоторые неисправности в цепях электровозов 2ЭС6 «Синара».

Окончание статьи (начало в 9, 2019 г.). В этом номере приведены неисправности в цепи питания преобразователя собственных нужд (срабатывание защит), при обрыве цепей управления или невключении в них аппаратов, при коротком замыкании в цепи питания цепей управления и приводов аппаратов.


Наглядное пособие-разрез для изучения устройства и работы воздухораспределителя 242. Клюка В.П., Мосол С.А.

Чтобы облегчить изучение конструкции воздухораспределителя 242, на кафедре «Вагоны и вагонное хозяйство» ОмГУПС было изготовлено соответствующее наглядное учебное пособие. Корпусные детали воздухораспределителя были подготовлены к выполнению демонстрационных разрезов. К данному наглядному пособию-разрезу также была изготовлена информационная табличка, в которой приведены основные технические характеристики воздухораспределителя.

Учебное пособие активно используется в учебном процессе кафедры на лабораторных работах и практических занятиях со студентами при изучении тормозов подвижного состава. Кроме того, данные наглядные пособия используются при подготовке студентов дневного обучения в соответствии с требованиями ОАО «РЖД» по рабочим профессиям осмотрщиков-ремонтников вагонов, слесарей по ремонту подвижного состава, проводников пассажирских вагонов, помощников машиниста локомотива.


Эффективность нормирования топлива в паровозной тяге. Игин В.Н.

Решение проблемы возобновления эксплуатации паровозов требует воссоздания способов организации их эксплуатации и соответствующей инфраструктуры, технологии ремонта и, в первую очередь, документального и методического сопровождения их эксплуатации. И здесь значительную роль играет задача нормирования угля на паровозную тягу, как наиболее затратную статью расхода денежных средств в эксплуатации.

В статье речь идет о техническом нормировании в паровозной тяге, которое основано на сведениях топливно-энергетического паспорта, сформированного для каждой отдельной серии паровоза по приведенным в Правилах тяговых расчетов формулах сопротивления движению подвижного состава и тяговых характеристиках локомотивов. Автор описывает метод расчета нормативов расхода топлива на паровозную тягу. Реализация на практике изложенного метода нормирования на основе представленного в статье алгоритма формирования топливно-энергетического паспорта обеспечит реальное решение задачи расчета технической нормы топлива на паровозную тягу, в чем сегодня остро нуждается эксплуатация.


Нормативное регулирование как инструмент снижения рисков реализации проектов. Калинин О.В.

В данной статье под нормативным регулированием понимается регулирование в области создания и эксплуатации продукции для железнодорожного транспорта на основе требований нормативной документации и нормативно-правовых актов. Кроме того, в статье отражена роль Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) в выполнении барьерных функций, предотвращающих допуск на инфраструктуру подвижного состава, не соответствующего установленным требованиям.

Специалисты ПКБ ЦТ выполняют работы по пересмотру и актуализации нормативной документации, а также самостоятельно разрабатывают документы по стандартизации. Это позволяет ПКБ ЦТ быть на пике последних тенденций в области разработки нормативной документации и информировать разработчика проекта о скором введении в действие стандарта, содержащего требования к разрабатываемой им продукции. Выполнение же заложенных в нормативных документах требований к продукции и порядку ее ввода в эксплуатацию обеспечивает допуск на инфраструктуру ОАО «РЖД» только качественного и безопасного подвижного состава.


Квадрокоптеры помогают обследовать контактную сеть.

Системы мониторинга воздушных линий (ВЛ) электропередач, включая контактную сеть, представляют собой одну из важных составляющих единой технологической цепи снабжения электроэнергией транспортных потребителей. Текущее состояние несущих тросов, контактных проводов, струн и элементов их крепления контролируют как с помощью наземного, так и верхового визуального осмотров.

На научно-технической конференции «Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. Компьютерное и математическое моделирование» был представлен доклад представителя Уральского государственного университета путей сообщения Т.А. Несенюк, в котором шла речь о некоторых способах бесконтактного обследования контактной сети и ВЛ. В номере представлен журнальный вариант этого доклада. В частности, в статье рассказано об изоляторе с самодиагностикой и аэромобильном радиочастотном контроле линий электропередач с помощью беспилотных летательных аппаратов.


Локомотивостроению в Коломне — 150 лет! Бычкова Е.В.

В текущем году ОАО «Коломенский завод» отмечает знаковую дату — 150 лет локомотивостроения на предприятии. К этому юбилею публикуется статья, где идет рассказ об истории создания и развития завода, его производства как паровозов, так и тепловозов и электровозов, о машинах, которые завод выпускает сегодня.


Тепловоз профессора Я.М. Гаккеля. Ильин Ю.Л.

В 1920-е годы в мире появился значительный интерес к использованию дизельных двигателей для локомотивной тяги: именно тогда начались работы по постройке первых тепловозов. Проектирование и изготовление таких машин параллельно велось в РСФСР, Германии, а также в США. В нашей стране в металле в тот период был воплощен тепловоз системы Я.М. Гаккеля. История его создания достаточно подробно была описана в отечественных изданиях. В данной статье приводятся сведения, основанные на архивных материалах, ранее не публиковавшихся в печати.


Поставки новых локомотивов. Полин П.А.

Краткий обзор по поставкам нового подвижного состава зарубежных железных дорог, основных особенностей их конструкции.


На 1-й с. обложки опубликовано фото грузового электровоза переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС7-003.

В номер помещена вкладка с цветными схемами тепловоза ТЭМ18ДМ с системой ЭСУВТ.