ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 10, 2016 г.


Дирекция тяги: стратегия развития. Михальчук Н.Л.

Направление развития Локомотивного комплекса основывается на реализации жизненно важных инициатив, утвержденных Стратегией развития Компании до 2030 г. Основной ее задачей является переход на качественно новый уровень железнодорожных перевозок грузов и пассажиров. Конкретные мероприятия реализуются на основании данных, принятых Генеральной схемой развития сети железных дорог РЖД (полигонная технология управления тяговыми ресурсами, организация тяжеловесного движения, закупка тягового подвижного состава, развитие деповской инфраструктуры, пунктов технического обслуживания локомотивов и др.). Об этом идет речь в статье.


Как улучшить качество обслуживания пассажиров в пригородном сообщении. Быстранов В.Е., Куделькин И.Н.

Авторы статьи утверждают, что для кардинального удовлетворения растущих потребностей пассажиров в улучшении качества пригородного подвижного состава необходимо рассматривать вопросы о приобретении нового и углубленной модернизации существующего подвижного состава. При этом ситуация такова: списание вагонов из года в год практически постоянное, а вот закупки поездов значительно сокращаются, что и приводит к общему снижению эксплуатируемого парка, а это, конечно же, негативно сказывается на качестве предоставляемых услуг. В статье приведены причины снижения закупок подвижного состава и показаны пути обновления эксплуатируемого парка.


У Московского кольца нет начала и конца. Житенев Ю.А.

Началось движение пассажирских поездов на Малом кольце Московской железной дороги. Отныне ее новое название — Московское центральное кольцо (МЦК). Объем движения на МЦК будет превышать 130 пар поездов в сутки. Управление движением, обслуживание и контроль инфраструктуры МЦК осуществляет специальный диспетчерский круг. Грузовое движение по кольцу будет осуществляться по специально построенному третьему пути либо во время ночного перерыва — по пассажирским путям. Более подробно об эксплуатации МЦК рассказано в статье.


Комплексная система управления надежностью локомотивов. Головаш А.Н., Куршакова Н.Б., Рубежанский П.Н.

В статье авторы рассказывают о созданной ими Комплексной системе управления надежностью (техническим состоянием) локомотивов (КСУНЛ). В частности, они говорят, что нормальное функционирование блоков системы КСУНЛ, ее элементов и взаимосвязей при наличии необходимых показателей, в том числе надежности и их критериев, позволяет обеспечивать качественную эксплуатацию локомотивов, оптимизировать эксплуатационные затраты, анализировать текущее техническое состояние локомотивного парка и управлять им, вовремя выявлять и решать возникающие проблемы. Система КСУНЛ может использоваться при всех видах технического обслуживания и ремонта локомотивов.


Тепловозы ТЭМ2 и ТГМ4Б с индексом «УГМК» обретают новую жизнь.

На АО «Шадринский автоагрегатный завод» модернизируют маневровые тепловозы ТЭМ2 и ТГМ4Б, которым присваивают индекс «УГМК». Применяемые при этом технологии и комплектующее оборудование были представлены на производственно-технической конференции, недавно состоявшейся в г. Шадринск. Специалисты завода рассказали об основных проектах глубокой модернизации тепловозов.


Энергоэффективность локомотивов в зеркале кривой статистики. Никифоров Б.Д.

В журнале «Локомотив» 8, 2016 г. была опубликована статья д-ра техн. наук В.Н. Игина «Энергоэфффективность локомотивов в зеркале статистики». Этот материал вызвал неоднозначную реакцию ученых и специалистов в области локомотивного хозяйства. Редакция предложила всесторонне обсудить эту публикацию и пригласила всех желающих высказать свою точку зрения на страницах журнала. В этом номере предоставили слово д-ру техн. наук, академику Российской инженерной академии Б.Д. Никифорову, который высказал свое критическое мнение по поводу изложенного в статье упрощенного понимания развития локомотивной тяги.


Особенности цепей управления тяговым режимом электровоза ЧС7. Ермишкин И.А.

Продолжение статьи (начало см. 6 — 9, 2016 г.). В этом номере описаны особенности цепей управления пневматическим приводом ПБК 330. Приведены цепи управления набором/сбросом позиций ПБК, внутренний монтаж проводов промежуточного контроллера, изменения в схеме управления ПБК на электровозах серии Е9.


Электрическая схема тепловоза 2ТЭ116. Анисимов В.П.

Продолжение статьи (начало см. 8, 9, 2016 г.). В этом номере описаны следующие цепи: выпрямителя возбуждения УВВ; блока задания возбуждения БЗВ; трансформаторов постоянного напряжения и постоянного тока. Приведены технические характеристики блока выпрямителей и блока задания возбуждения, графики работы этих блоков.


Тепловоз ТЭМ14: назначение и конструкция полупроводниковых устройств. Кузнецов К.В.

В статье описана работа выпрямителя В-МППД и регулятора напряжения БРН-20У2. Приведены принципиальные электрические схемы этих аппаратов, их технические характеристики и характеристики компонентов.


Устройство и работа оборудования электровозов серии ЭП1. Потанин А.А.

Продолжение статьи (начало см. 8 и 9, 2016 г.). В этом номере описана работа буксовых узлов, рессорного подвешивания, подвески тяговых двигателей и тяговых передач, показаны связи и соединение рамы кузова с рамами тележек, приведены иллюстрации этих узлов.


Схема пневматического тормозного оборудования электровоза ЭП20.

Окончание статьи (начало см. 9, 2016 г.). В статье описана работа вспомогательного тормоза, управление пневматическим стояночным тормозом, взаимодействие электрического и пневматического тормозов, движение электровоза в недействующем состоянии, дополнительные функции системы тормоза.


Электрические передачи локомотивов. Тяговые электродвигатели тепловозов. Руднев В.С.

Продолжение цикла статей (начало см. в 8 — 12, 2015 г.; 1 — 9, 2016 г.). В этой статье приведены: классификация тяговых электродвигателей; принцип работы двигателей постоянного тока; особенности устройства и свойства тяговых электродвигателей постоянного тока; принцип работы асинхронного электрического двигателя переменного тока; особенности устройства тяговых электродвигателей переменного тока; сравнение тепловозных тяговых электродвигателей постоянного и переменного тока.


Знакомьтесь: электровоз БКГ1. Ткаченко С.Е.

На Белорусскую железную дорогу начались поставки электровозов БКГ1, которые изготавливает Датунский электровозостроительный завод (КНР). Локомотив создан на базе китайского электровоза, в свою очередь разработанного на основе электровозов, эксплуатируемых во Франции и в Марокко. В статье приведены характеристики электровоза, описано и показано основное оборудование локомотива.


Как повысить участковую скорость в грузовом движении. Макаров В.В., Худоногов А.М.

В статье говорится о возможности улучшения базовых показателей деятельности ОАО «РЖД». Стратегическая цель высказываемых инновационных предложений — существенное повышение участковых скоростей движения поездов и увеличение скоростей доставки грузов. В частности, это можно сделать путем внедрения в эксплуатацию грузовых электровозов с асинхронным тяговым приводом — это электровозы 2ЭС7. Об их испытаниях на Восточном полигоне речь идет в статье.


Новая схема фильтрокомпенсирующей установки. Герман Л.А., Гончаренко В.П., Максимова А.А.

На состоявшемся недавно техническом совете Управления электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» было решено запретить установку в системах тягового электроснабжения переменного тока двухрезонансных фильтрокомпенсирующих установок (ФКУ) из-за их неэффективности. В качестве альтернативного варианта специалисты Нижегородского филиала МИИТа совместно с представителями ООО «НИИЭФА-ЭНЕРГО» предложили новую схему ФКУ. В статье описана новая фильтрокомпенсирующая установка и приведены ее преимущества по сравнению с традиционными устройствами.


Есть такое место — Лебяжье. Молчанов А.В., Егоров А.А.

Специальные корреспонденты журнала побывали на фондовой площадке натурных экспонатов «Пионерский парк» Центрального музея железнодорожного транспорта России. На данный музей была возложена почетная миссия по поиску и отбору экспонатов для будущих экспозиций железнодорожных музеев. Наши корреспонденты сделали фоторепортаж с этой фондовой площадки в Лебяжьем.


На 1-й с. обложки помещен снимок электропоезда постоянного тока ЭС2Г «Ласточка».

В номере имеется вкладка: цветные электрические схемы электровоза 3ЭС5К.