ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 9, 2023 г.

 

«Желдорреммаш» намечает планомерную модернизацию своего завода в Улан-Удэ

Недавно в рамках рабочей поездки по Дальнему Востоку и Сибири Председатель Правительства России М.В. Мишустин посетил с рабочим визитом Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод (УУЛВРЗ, входит в АО «Желдорреммаш»). В сопровождении генерального директора АО «Трансмашхолдинг» К.В. Липы, генерального директора АО «Желдорреммаш» А.Н. Маврина, заместителя Председателя Правительства РФ — полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева и главы Республики Бурятия А.С. Цыденова он обошел основные производственные площадки предприятия, пообщался с работниками, ознакомился с выпускаемой продукцией. В ближайшее время намечена коренная модернизация данного предприятия. Подробнее о планах по модернизации УУЛВРЗ рассказано в статье.

 

Юбилей брянских машиностроителей

В конце июля текущего года Брянский машиностроительный завод (БМЗ, входит в состав АО «Трансмашхолдинг») отметил свой 150-летний юбилей. Масштабный праздник для сотрудников предприятия и членов их семей показал, что завод не только занимает лидирующие позиции в сфере отечественного машиностроения, но и удерживает планку востребованного работодателя, для которого люди составляют главную ценность. Кратко об основных вехах развития завода рассказано в статье.

 

Филиал «Восточно-Сибирский»: промежуточные итоги. Клиомфас Р.В., Шевелькова Ю.Л., Власов С.В.

Предприятия филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ЛокоТех-Сервис» (входит в ГК «ЛокоТех»), расположенные в границах Восточно-Сибирской дороги, недавно подвели промежуточные итоги. Всего с начала года работники филиала отремонтировали и выпустили в эксплуатацию более 60 тыс. локомотивов, а также улучшили плановые производственные показатели. Коллективы сервисных локомотивных депо (СЛД) филиала «Восточно-Сибирский» полностью освоили плановую программу ремонта локомотивов, а по некоторым видам технического обслуживания в разы преумножили результат. В статье приведены некоторые промежуточные итоги работы филиала «Восточно-Сибирский».

 

Перспективы совершенствования АСУ локомотивного хозяйства. Лакин И.К.

Термины «Цифровые технологии», «Умное предприятие», «Микропроцессорные системы», «Искусственный интеллект» прочно вошли в современный лексикон. При этом мало кто готов пояснить точный смысл этих терминов. И тем более не многие возьмутся сформулировать четкие правила внедрения автоматизированных систем управления (АСУ). В настоящей статье автором предпринята попытка обсудить основные ошибки при внедрении информационных систем на примере локомотивного хозяйства.

 

Применение инструментов для повышения эффективности производства. Новоземцев К.С.

Внедрение основных принципов Бережливого производства является одним из инструментов снижения эксплуатационных затрат для ОАО «РЖД» за счет повышения эффективности хозяйственной деятельности без снижения качества продукции или услуг. В рамках исполнения сформированной и утвержденной Программы проектов бережливого производства Дирекции по ремонту тягового подвижного состава (ЦТР) в 2023 г. реализовано 117 проектов бережливого производства. Из них 66 новых функциональных проектов, 10 мультифункциональных проектов и 41 тиражируемый проект бережливого производства. Фактический экономический эффект от реализации проектов бережливого производства составил 4,134 млн руб.

В статье рассказано о результатах внедрения двух наиболее значимых проектов ЦТР: «Приведение в эталонное состояние Производственного участка Лиски Юго-Восточной дирекции по ремонту тягового подвижного состава» и «Оптимизация рабочего места по ремонту и испытанию ЭПК-150 в производственном участке Барабинск».

 

Охлаждение оборудования современных электропоездов. Карпов А.Е., Обухов В.П.

Для поддержания оптимального температурного режима систем узлов, агрегатов, электронных и электрических компонентов конструкцией современных электропоездов предусмотрено надлежащее охлаждение. В статье рассказано о применяемых технических решениях охлаждения оборудования современных электропоездов, таких как ЭГ2Тв «Иволга» и ЭС2Г «Ласточка».

 

Устранение неисправностей электровозов ВЛ85. Карпов С.М.

Окончание статьи (начало см. № 8, 2023 г.).

Во второй части статьи приведены неисправности в цепях управления вспомогательными машинами, быстродействующих выключателей, порядок действий в случае перегорания вставки предохранителя F37, неисправностях в цепях управления тяговым режимом, автоматики, порядке подъема токоприемника от вспомогательного компрессора и включении главного выключателя вручную.

 

Особенности электрической схемы тепловозов ТЭМ18ДМ, оборудованных ЭСУВТ и переключателем ПКЭП-8026 с электроприводом. Хлызов А.Г.

Продолжение статьи (начало см. № 7, 8, 2023 г.). В третьей части статьи приведено описание работы цепей питания реостатного тормоза, назначение блокировок в цепях электрического тормоза, работы схемы управления переходами.

 

Электровоз 2ЭС6 «Синара»: системы радиосвязи и пожаротушения. Осинцев И.А.

В статье приведено описание работы систем радиосвязи и пожаротушения магистрального грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6 «Синара». Описана работа радиостанции РВС-1 и системы взаимодействия с локомотивом (СВЛ), а также систем пожаротушения «Радуга-5М» и «Радуга-5МГ».

 

Привод упущенных возможностей. Михайлов Г.И.

Решение сложных научно-технических задач не может обойтись каким-либо одним простым техническим решением без соответствующей технологической поддержки, глубоких теоретических и экспериментальных исследований. Это наглядно продемонстрировал опыт внедрения зацепления Новикова в тяговых передачах локомотивов во второй половине XX века. Его широкое применение могло бы обеспечить высокую несущую способность и долговечность зубчатых передач тяговых приводов подвижного состава железных дорог, стать основой для дальнейшей масштабной работы в области железнодорожного машиностроения. Однако возможности изобретения до конца реализованы не были. В статье рассказано об истории тягового привода с зацеплением Новикова и полученных результатах эксплуатации.

В первой части статьи рассказано об опытных передачах с зацеплением Новикова на тепловозах с электрической передачей.

 

История локомотивостроения в экспонатах ЦМЖТ России. Пенин А.Д.

Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации является одним из старейших научно-технических музеев мира. 26 сентября 2023 г. ему исполнилось 210 лет.

Гордостью коллекции музея являются натурные экспонаты и модели локомотивов — паровозов, тепловозов, электровозов, моторвагонного подвижного состава. Фонды натурного подвижного состава и моделей насчитывают 151 единицу хранения. В фондах музея имеются также альбомы чертежей, документы, фотографии, книги. Эти предметы рассказывают об истории строительства и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, в частности, локомотивов.

В статье рассказано о некоторых интересных экспонатах из фондов музея: моделей и натурных образцов.

 

На 1-й с. обложки — модернизированный электропоезд постоянного тока Демиховского машиностроительного завода ЭП2ДМ