ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 9, 2022 г.

 

Пути повышения качества и надежности тормозного оборудования. Ахмадеев С.Б.

Исправные тормоза и умелое ими управление являются основой безопасности движения на железнодорожном транспорте. Еще в начале XX века для принятия решений проводились съезды инженеров тяги, направленные на повышение надежности тормозного оборудования и внедрение автоматических тормозов. В июле текущего года очередная Сетевая автотормозная конференция была проведена на базе локомотивного депо Новосибирск. В рамках конференции лучшие специалисты по автотормозам со всей сети приняли участие в работе круглых столов. В статье приведена краткая информация о темах, рассмотренных на круглых столах Сетевой школы, и о принятых решениях по результатам ее работы.

 

Нормативное обеспечение в области пожарной безопасности на подвижном составе. Мукоедов К.И., Морозов А.М.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 23.06.2017 № 40 с 1.01.2020 г. вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017), который в корне изменил порядок и процедуру обязательного подтверждения соответствия пожарной техники, применяемой в железнодорожной отрасли.

В статье рассказано о действующих сегодня нормативных документах, регламентирующих пожарную безопасность подвижного состава. Рассказано об общих технических требованиях Р1857 ТТ для установок пожарной сигнализации и установок пожаротушения для локомотивов, разработанных Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства на базе действующей нормативной документации Российской Федерации и ОАО «РЖД» в целях унификации систем пожарной автоматики.

 

Интеллектуальные системы управления локомотивов. Лакин И.И.

В настоящее время широко распространены термины «цифровизация», «цифровые железные дороги», «интеллектуальный транспорт», «умный локомотив», «искусственный интеллект», «четвертая промышленная революция», «киберфизические производственные системы». В статье раскрыто значение этих понятий применительно к современным и перспективным локомотивам.

 

Развитие центров сопровождения сервиса по договорам КЖЦ. Лужинский В.В., Акчурина Р.Х.

Важнейшим мероприятием по модернизации локомотивного хозяйства является переход на контракты жизненного цикла, т.е. обязательствам сервисного обслуживания в период жизненного цикла, когда совместные усилия изготовителя и потребителя приносят пользу каждой стороне. Реконструкция сервисного локомотивного депо Амурское (входит в ГК «ЛокоТех»), расположенного в Комсомольске-на-Амуре, проходит в разрезе на КЖЦ. Главной целью масштабной модернизации мощностей, предназначенных для ремонта и технического обслуживания локомотивов, является надежное обеспечение тягой возросшего грузопотока на Восточном полигоне. Подробнее о ходе проведенной реконструкции СЛД Амурское рассказано в данной статье.

 

Как повысить эффективность хозяйственной деятельности. Новоземцев К.С.

Внедрение основных принципов бережливого производства является одним из инструментов снижения эксплуатационных затрат. В структурных подразделениях Дирекции по ремонту тягового подвижного состава (ЦТР) — филиала ОАО «РЖД» на системной основе ведется работа по реализации проектов бережливого производства. В статье рассказано о некоторых последних проектах бережливого производства на предприятиях ЦТР: организации рабочего места по ремонту ячеек КЛУБ-У в послегарантийный период в ТРПУ Барабинск; методе организации рабочего пространства 5С, заключающемся в создании оптимальных условий для выполнения операций, поддержании порядка, чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии; рассказано об устройстве для проверки ламп локомотивного светофора без демонтажа.

 

Электропоезд ЭС2Г «Ласточка»: электрооборудование цепей собственных нужд (ПСН и электронные компоненты). Лимонов Д.Э., Жухин Н.О.

В статье рассказано о конструктивных особенностях и принципе работы преобразователя собственных нужд электропоезда постоянного тока ЭС2Г «Ласточка».

 

Электрическая схема электровоза 2ЭС6 «Синара». Осинцев И.А.

Продолжение статьи (начало см. № 8, 2022 г.).

Во второй части статьи приведено описание цепей управления и заряда аккумуляторной батареи; управления электродвигателем вспомогательного компрессора; управления токоприемниками, заземлителями, разъединителями; управления быстродействующими выключателями; включением преобразователя собственных нужд; управления мотор-компрессором, мотор-вентиляторами, реверсивным и режимным переключателями; цепей управления электровоза в тяговом режиме.

 

Обнаружение и устранение неисправностей тепловозов 2ТЭ25КМ

Распоряжением ОАО «РЖД» от 12.04.2022 № 996/р был утвержден Перечень действий локомотивных бригад по выявлению и устранению неисправностей на локомотивах при поездной и маневровой работе. Данное распоряжение было введено в действие с 01.05.2022 г. взамен действовавших ранее распоряжений от 31.03.2010 № 671/р «Об утверждении рекомендаций локомотивной бригаде по обнаружению и устранению неисправностей на локомотивах в пути следования»; 13.08.2014 № 1901/р «О внесении дополнений в распоряжение ОАО “РЖД” № 671/р от 31 марта 2010 года»; 06.07.2017 № 1287/р «О внесении изменений в распоряжение ОАО “РЖД” № 671/р от 31 марта 2010 года».

В этом номере журнала приведены методы обнаружения и устранения неисправностей грузовых магистральных тепловозов 2ТЭ25КМ, подготовленных в журнальном варианте на основе данного распоряжения. В первой части статьи приведены неисправности дизеля, электрического оборудования, а также сообщения системы МПСУ (условия возникновения неисправности или действия, вызвавшие ее).

 

Современные тепловые методы неразрушающего контроля узлов и деталей тягового подвижного состава. Лапицкий В.Н.

Тепловой вид неразрушающего контроля основан на регистрации изменений тепловых или температурных полей контролируемых объектов. Он может быть применим к объектам из любых материалов. В статье рассмотрены современные тепловые методы неразрушающего контроля, позволяющие выявлять повреждения узлов и деталей тягового подвижного состава.

 

Регулирование частоты вращения тяговых двигателей на постоянном токе: изменение коэффициента возбуждения. Ермишкин И.А.

Один из способов регулирования частоты вращения якорей тяговых двигателей тягового подвижного состава — изменение коэффициента возбуждения. Его применяют для увеличения числа ходовых позиций, а при реостатном пуске (вначале) — для снижения массы пусковых резисторов и плавности трогания электроподвижного состава. В статье рассказано об этом способе, приведены особенности построения электрических схем для тепловозов, электровозов и электропоездов.

 

Новые подходы к организации электроснабжения нетяговых потребителей в условиях ОАО «РЖД». Коркин Э.Б., Ранта А.Р.

С давних времен понятие «электрификация железной дороги» традиционно включало в себя сооружение не только контактной сети, но и двух линий электропередачи, частично резервирующих друг друга. Линии электропередачи предназначались для снабжения электроэнергией нетяговых потребителей, распределенных вдоль железной дороги. Существенным недостатком такой схемы является практически полное отсутствие электрической развязки с системой тягового электроснабжения. В течение последних 20 — 30 лет в результате действия ряда факторов сложились предпосылки для пересмотра традиционных схемотехнических решений. Это позволяет сделать вывод о возможности перехода к полностью или, по крайней мере, частично децентрализованным системам электроснабжения нетяговых потребителей электроэнергии. В статье авторами предлагается несколько возможных вариантов схем электроснабжения нетяговых потребителей.

 

Внедрение экологически чистого подвижного состава. Полин П.А.

В статье сделан краткий обзор, какие шаги делают зарубежные железные дороги по внедрению экологически чистого подвижного состава. В первой части статьи представлена информация о локомотивах Великобритании, Германии, Ирландии, Испании, Нидерландов, Польши. Материал подготовлен на основе пресс-релизов компаний-производителей подвижного состава, компаний-операторов и информационных порталов Railway Gazette International и International Railway Journal за 2021 — 2022 гг.

 

Как спасали электровоз ГЭТ. Кашин П.В.

Окончание статьи (начало см. № 8, 2022 г.).

Во второй части статьи рассказывается о нелегком пути сохранения уникального промышленного электровоза ГЭТ типа 0–20–0, являющегося ныне экспонатом Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото электропоезда постоянного тока ЭС2Г «Ласточка»