ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 9, 2020 г.


Как повысить результативность системы управления охраной труда. Муштонина Е.А.

Для снижения случаев травмирования работников локомотивных бригад Дирекцией тяги совместно с локомотивостроительными заводами, сервисными компаниями и ПКБ ЦТ реализуется ряд технических мероприятий. Проводятся практические занятия по отработке навыков срочной эвакуации из кабины машиниста с определением по каждой серии локомотива наиболее ее безопасных маршрутов, разрабатываются технические требования системы защиты локомотивной бригады при аварийном столкновении локомотива с препятствием.

Постоянно актуализируется нормативная база. Так, в настоящее время утверждены изменения и типовые Инструкции по охране труда Дирекции тяги о профилактических мерах в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки. В статье рассказано о влиянии внутренних и внешних факторов производственной среды на результативность системы управления охраной труда.

Культура безопасности — это качественно новый подход к организации всей системы управления охраной труда на предприятии. В основе — осознанная деятельность всех участников производственного процесса, начиная от собственника предприятия и заканчивая работниками, для предотвращения любых инцидентов и несчастных случаев на производстве. Работа по повышению результативности системы управления охраной труда на основе превентивного регулирования человеческого фактора направлена на изменение приоритетов работников в пользу осознанного соблюдения требований охраны труда и безопасности движения. Эти поступки должны совершенствоваться не по принуждению, а по собственному желанию работников, на основе понимания важности выполнения требований для него самого и предусматривает комплексный подход, заключающийся в реализации направлений «Отбор», «Обучение» и «Лидерство», о чем подробно описано в статье.


Победители отраслевого соревнования за II квартал 2020 г.

Решением заседания правления открытого акционерного общества «РЖД» от 30 июля 2020 г. подведены итоги соревнования трудовых коллективов и работников ОАО «РЖД» за II квартал 2020 г. В этом номере названы победители соревнования, им вручены свидетельства и денежные премии.


Система вибрационного диагностирования в локомотивном хозяйстве: проблемы и решения. Герасимов М.Ю.

Диагностика и дефектоскопия являются способами неразрушающего контроля технического состояния объекта. Разница заключается только в том, что дефектоскопия проводится детали, а диагностируется узел в сборе. В статье речь идет о вибрационной диагностике (ВД) — это метод диагностирования технических систем и оборудования, основанный на анализе параметров вибрации либо создаваемой работающим оборудованием, либо являющейся вторичной вибрацией, обусловленной структурой исследуемого объекта. Виброакустические методы применяются для поиска утечек газа и в гидрооборудовании, но наибольшее развитие метод получил при диагностировании подшипников качения.

ВД успешно применяется при виброиспытаниях изделий и диагностике колесно-моторных, колесно-редукторных блоков. В статье рассказано о периодичности проведения ВД, дефектах подшипников, выявляемых средствами ВД, о вибродиагностических комплексах, применяемых в локомотивном хозяйстве, о проблемах системы ВД, ТО и ТР подшипниковых узлов.


Психотехника делового общения (рекомендации руководителю). Мехоношин С.И.

Автор интервью — врач-психотерапевт – ведет индивидуальные и групповые тренинги, направленные на развитие самопознания, навыков общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. Он постоянный автор статей в рубрике «Советы психолога» журнала. Тема интервью этого номера — рекомендации руководителю по ведению делового (служебного) общения, соответствующие принятым в ОАО «РЖД» правилам, нормам и традициям.


Системы дизеля тепловоза ТЭМ18ДМ. Пуликов П.В., Свидерский В.О.

В этом номере рассмотрены топливная и масляная системы. По топливной системе описаны входящие в нее топливный бак, топливоподкачивающий насос, топливоподогреватель, топливные насосы высокого давления, форсунки, клапаны, вентили, манометры, трубопроводы низкого и высокого давления. По масляной системе описаны масляный шестеренчатый насос дизеля, водомасляный теплообменник, фильтр грубой очистки масла, полнопоточный фильтр тонкой очистки, фильтр центробежной очистки масла, масляный термостат, маслопрокачивающий насос, трубопроводы с арматурой, запасной бак для масла. Опубликованы схемы этих систем.


Аккумуляторные батареи тягового подвижного состава: устройство, обслуживание, ремонт. Осинцев И.А.

Аккумуляторами называются химические источники тока, в основу действия которых положены обратимые реакции. По типу используемого электролита химические источники тока делятся на кислотные, щелочные и солевые. Автор приводит классификацию и основные типы аккумуляторов. Описаны преимущества и недостатки некоторых аккумуляторов, их устройство и обслуживание. Опубликованы разрядные характеристики аккумуляторов при различных условиях работы.


Технология ремонта крышек цилиндров дизелей. Журакулов К.З., Лукаев Г.А.

На тепловозах АО «УТИ», «Железные дороги Узбекистана» на бывших тепловозах 2(3)ТЭ10М увеличилось число отказов крышек (головок) цилиндров дизеля 16ЧН26/26 по причине образования трещин на перемычке между гнездами под седла для выпускных клапанов. Специалисты ТашИИТа предложили провести испытания технологии ремонта крышек в тепловозном депо Тинчлик путем заварки трещин с использованием электродов изготовителя швейцарской компании «Кастолин». Авторы описывают технологию ремонта крышек, даны рекомендации для заварки трещин, приведены устройства для ремонта.


Устройство и работа фильтра «Болл-Кирх». Кузнецов К.В.

В конструкции тепловозов различных серий нашел применение масляный фильтр с обратной промывкой производства компании «Болл-Кирх». Он предназначен для бесперебойной очистки и подачи масла в систему смазки дизеля с целью уменьшения трения и износа деталей и сборочных единиц двигателя. В отличие от других фильтров, в которых фильтрующий элемент требует периодической замены, фильтрующие элементы этой фирмы являются самоочищающимися. В статье показаны конструкция и общий вид фильтра, приведены технические характеристики, причины повышения дифференциального давления, представлена конструкция рычага промывки свечевых фильтрующих элементов.


Знакомьтесь: тепловоз ТЭМГ1. Коваленко Д.А.

История разработки газотепловоза ТЭМГ1 в компании АО «Синара — Транспортные машины» началась в 2014 г. На тот момент в нашей стране уже не раз предпринимались попытки разработки и внедрения маневровых локомотивов, работающих на природном газе. В статье описана конструкция газотепловоза, даны его основные параметры и характеристики, описана новая распределенная микропроцессорная система управления и диагностики. Распределенный тип системы позволил упростить электромонтаж локомотива, сократить количество кабельной продукции и разъемных соединителей. Благодаря высокой производительности МАСУиД удалось внедрить ряд функций, ранее не реализованных.

Тепловоз ТЭМГ1 обладает селективно-синхронной тяговой схемой. Это позволяет сделать плавным, практически незаметным для машиниста, подключение второй силовой установки. Одним из сложных технических решений в разработке была топливная система, питающая сразу два двигателя. Основной задачей при проектировании было обеспечение безопасной эксплуатации локомотива. Для этого на тепловозе был применен комплекс датчиков аварийных вентиляторов для продувки силовых модулей в случае утечки газов.


Приборы управления тормозами: от XIX к XXI веку. Исаев А.В., Суев С.Г., Тагиев П.М., Емельянов К.В.

К приборам управления тормозами относятся краны машиниста и связанные с ними устройства коммутации пневматических цепей, а также регуляторы давления. Однако авторы статьи считают, что в современных условиях целесообразно относить к приборам управления тормозами не только краны машиниста, но и воздухораспределители в совокупности с блоками хвостовых вагонов. Авторы дают классификацию приборов, конструктивное решение приборов, приводят основные их функции, схемы воздухораспределителей.


Автоматизация управления надежностью оборудования локомотивов. Лакин И.К., Семченко В.В., Семенов А.П.

В статье предлагается уточнить алгоритм расчета показателей надежности локомотивов и их оборудования. В качестве примера рассмотрена надежность выпрямительно-инверторных преобразователей электровозов переменного тока производства НЭВЗ. В частности, приведены параметры надежности оборудования локомотивов, рассмотрены категории отказов локомотивов.


Трудовая доблесть карталинских локомотивщиков. Спирина Т.А.

Столетний юбилей отмечает эксплуатационное локомотивное депо Карталы — структурное подразделение Южно-Уральской дирекции тяги. Автор статьи рассказывает об истории создания депо, о техническом развитии предприятия. Много славных страниц в историю депо вписали карталинские машинисты и их бригады в годы первых пятилеток. Названы прославленные труженики депо, описаны годы войны и работа женщин в эти годы. Много добрых слов сказано о династиях предприятия. Быть в авангарде, шагать в ногу со временем, достойно продолжать славные трудовые традиции — вот приоритеты коллектива эксплуатационного локомотивного депо Карталы.


Контактные провода охватывают Россию второй век. Ридэль Э.Э.

В XIX веке в России работало большое число ученых и инженеров-электротехников, чьи труды способствовали реализации идеи использования электрической тяги. В практическом плане первой электрической дорогой в мире стал в 1981 г. трамвай в пригороде Берлина. В 1892 г. началась эксплуатация первой в России и второй в мире трамвайной линии в Киеве. Автор статьи рассказывает об истории развития железных дорог в различных городах России, публикует фото этих линий и старых образцов трамваев.

Трамвай в период его становления — городская или пригородная электрифицированная дорога. В России созревали планы электрификации магистрального железнодорожного транспорта. На основе использования электрической тяги менее чем за век в мире были созданы различные виды рельсового электрического транспорта: железная дорога, метрополитен, трамвай, промышленный транспорт, горная зубчатая дорога и пр.


Уверенный взгляд в будущее Каринской узкоколейки. Стерлин Е.В., Стерлина К.В.

Узкоколейные железные дороги всегда притягивали к себе внимание неравнодушных любителей истории железнодорожного транспорта. И это вполне объяснимо: их протяженность в нашей стране из года в год неумолимо уменьшается. В журнале «Локомотив» ранее было рассказано о создаваемом музее узкоколейной техники в поселке Тёсово-Нетыльский Новгородской обл. («Локомотив» 12, 2018 г.). В этом номере рассказано о другом недавно созданном музее узкоколейной техники в поселке Каринторф Кировской обл. Помимо музейной части, узкоколейная дорога здесь используется для регулярных пассажирских перевозок, выполняя важнейшую социальную функцию для местных жителей.


Поставки моторвагонного подвижного состава. Полин П.А.

Краткий обзор нового подвижного состава зарубежных железных дорог, основных особенностей их конструкции.


На 1-й с. обложки опубликовано фото опытного образца газотепловоза ТЭМГ1.