ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 9, 2017 г.


Роль информационных технологий в обеспечении надежности локомотивов. Черемисин В.Т., Пустовой И.В.

В 8 журнала «Локомотив» была описана внедряемая в сервисных локомотивных депо информационно-управляющая система АСУ «Сетевой график», которая реализует полный процесс управления жизненным циклом локомотива. В настоящей статье приведено обоснование того, что внедрение АСУ в производственные процессы даст экономический эффект, и какие для этого необходимы условия. В частности, рассказано о мотивации сотрудников на работу с АСУ, соблюдении технологической последовательности действий, о логическом контроле и диагностике, об анализе причин возникновения сверхцикловых работ, автоматизации отчетов и др.


Награды — лучшим работникам. Почетные работники Дирекции тяги.

В преддверии Дня железнодорожника большая группа лучших работников дирекций тяги, по ремонту тягового подвижного состава, моторвагонного подвижного состава и по энергообеспечению была отмечена государственными и ведомственными наградами. Публикуется перечень награжденных.


Электрическая передача тепловоза ТЭМ14. Кузнецов К.В.

На маневровом 8-осном тепловозе ТЭМ14 применена электрическая передача переменно-постоянного тока. В состав передачи входят две дизель-генераторные установки, коммутационная аппаратура, восемь тяговых двигателей, соединенных параллельно. Данная схема соединения тяговых двигателей вместе с системой регулирования позволяет получить жесткие динамические характеристики генератора, использовать схему обнаружения и прекращения боксования. Электрическая передача обеспечивает тепловозу: наибольшую силу тяги при трогании локомотива с места, сохранение постоянной мощности дизеля на выбранной позиции контроллера независимо от условий движения, автоматическое изменение силы тяги в зависимости от скорости движения, изменение направления движения тепловоза без реверсирования дизеля. В статье описана работа схем возбуждения тягового генератора, тяговых двигателей и тягового агрегата.


Схемы вспомогательных цепей электровозов серии ЭП1. Потанин А.А., Мысков О.В.

В статье описаны цепи питания вспомогательных машин, цепи питания обогревателей, холодильника и кондиционеров, цепи питания аппаратуры напряжением 380 В.


Особенности схем электропоездов ЭД4М. Ермишкин И.А.

Электрические цепи электропоездов серии ЭД4М разработаны на основе силовых схем ранее выпущенных электропоездов ЭР2Т и ЭТ2. Поскольку на составах серии ЭД устанавливали электрооборудование Новочеркасского электровозостроительного и Рижского электромашиностроительного заводов, схемы поездов имеют свои особенности. В статье рассмотрены схемы электропоездов ЭД4М с оборудованием рижского производства. В частности, опубликованы схемы монтажа резисторов на крыше моторного вагона, схемы выведения пускотормозных резисторов, схема монтажа аппаратов под моторным вагоном и счетчиков электроэнергии.


Новый водяной насос для тепловозных дизелей ДМ-21/21. Шестаков Д.С., Морозов А.С.

В данной статье изложены результаты испытаний центробежного водяного насоса на безмоторном стенде. Приведены графики зависимости расхода охлаждающей жидкости от режима работы дизеля и от давления охлаждающей жидкости на выходе из насоса. Выполнен расчет потребляемой водяным насосом механической мощности в зависимости от режима работы дизеля и от давления охлаждающей жидкости на выходе из насоса. Проведено сравнение полученных результатов испытаний опытного водяного насоса АО «ГМС Ливгидромаш» и водяного насоса производства ООО «УДМЗ».


Новое зарядно-разрядное устройство аккумуляторных батарей. Перфильев К.С., Бенькович Н.И., Мысина Е.Ю.

Как известно, срок службы аккумуляторных батарее (АБ) зависит не только от условий эксплуатации, но и от своевременного и качественного их обслуживания. Ввиду отсутствия в локомотивных депо соответствующего зарядно-разрядного устройства (ЗРУ) в АО «ВНИКТИ» разработали соответствующий блок. В настоящее время ЗРУ производства АО «ВНИКТИ» успешно эксплуатируется в локомотивном депо Артемовский для заряда-разряда АБ газотурбовозов и маневрового газопоршневого локомотива ТЭМ19. Новое ЗРУ выполнено с использованием современной силовой полупроводниковой элементной базы и микропроцессорной системы управления.


Устройство против слива топлива. Лысенко С.В., Женалина Ю.Е.

В эксплуатационном локомотивном депо Златоуст Южно-Уральской дирекции тяги специалистами технического отдела депо было разработано и внедрено устройство, позволяющее предотвращать хищение дизельного топлива из топливных баков маневровых тепловозов. В статье приведено подробное описание этого устройства.


Блок-схемы тепловоза 2ТЭ116. Анисимов В.П.

В статье опубликованы блок-схемы тепловоза 2ТЭ116, которые наглядно показывают взаимодействие электрических машин и аппаратов при различных режимах эксплуатации тепловоза. Логические схемы электрических цепей успешно используются при поиске и устранении неисправностей в электрической схеме тепловоза. Изучающие схему запоминают последовательность работы ее элементов быстрее, чем по учебнику. Статья представлена в виде малоформатной книжечки карманного формата.


Некоторые неисправности на электропоездах ЭД9Э.

В статье приведены неисправности на электропоездах ЭД9Э, их вероятные причины и методы устранения. Неисправности рассмотрены на моторных вагонах в режимах «Ход» и «Торможение», в головном вагоне и прицепном.


Схема пневматического тормозного оборудования электровоза 2ЭС10 «Гранит». Титов М.В.

В статье приводится схема пневматического тормозного оборудования электровоза «Гранит». В частности, рассказано о назначении оборудования, расположенного в блоках, описан кран машиниста 130 с дистанционным управлением, рассказано о зарядке сжатым воздухом питательной и тормозной магистралей.


Основы эксплуатации локомотивов. Структура управления локомотивным комплексом ОАО «РЖД». Руднев В.С.

Продолжение цикла статей под рубрикой «Школа молодого машиниста» (начало в 8 — 12 2015 г.; 1 — 12 2016 г.; 1 — 8 2017 г.). В этом номере автор статьи говорит о состоянии и развитии железнодорожного транспорта РФ, основных этапах реформирования структуры управления дорогами и локомотивным комплексом РФ, рассказывает о работе группы «Локомотивные технологии» и холдинге «Синара — Транспортные машины», о формировании инвентарного парка локомотивов.


Тепловоз ТГМ8КМ для Республики Куба. Сачков А.А.

Компания «Синара — Транспортные машины» взяла на себя обязательство в течение 2017 — 2021 гг. изготовить и передать кубинским железнодорожникам 75 маневровых локомотивов, осуществить капитальный ремонт тепловозов, ранее построенных и эксплуатирущихся на о. Куба, а также поставить запасные части и оборудование для модернизации депо в г. Гавана. Уже 30 мая 2017 г. на Людиновском тепловозостроительном заводе состоялась торжественная церемония передачи первого тепловоза с гидропередачей серии ТГМ8КМ. О конструкции и характеристиках этого локомотива говорится в статье.


Применение энергоустановок на топливных элементах. Попов И.А., Новиков Д.В., Назарова К.В.

Одна из основных задач при разработке перспективных локомотивов и моторвагонного подвижного состава — повышение их энергетической эффективности. Это может быть достигнуто различными способами, в том числе благодаря применению на локомотивах в качестве первичного двигателя энергоустановок с топливными элементами (ТЭ). В статье представлены типы ТЭ, принципиальная схема энергетической установки на ТЭ, приведен опыт применения энергоустановок на ТЭ в других странах.


Новости стальных магистралей.

Краткий обзор нового подвижного состава зарубежных железных дорог, основных особенностей их конструкции.


Помогла ли нам заграница? Ильин Ю.Л.

Окончание статьи об опыте постройки паровозов серии Э (начало в 7, 8, 2017 г.). В этом номере рассказано об изготовлении паровозов серии ЭГ на германских заводах, где выявились многочисленные трудности, связанные с обеспечением надлежащего качества. Российским приемщикам пришлось постоянно бороться с браком на производстве. Приведены примеры таких недостатков. Также в статье говорится о политике новой власти России в деле передачи заказов на постройку паровозов иностранным фирмам.


Музей в Барановичах. Молчанов А.В.

В статье рассказано об истории создания Музея железнодорожной техники недалеко от станции Барановичи-Полесские (Беларусь), о музейных экспонатах. На 3-й с. обложки опубликованы фото нескольких экспонатов.


На 1-й с. обложки опубликовано фото нового маневрового тепловоза ТГМ8КМ для Кубы.