ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 08, 2024 г.

 

О перспективном развитии локомотивного комплекса ОАО «РЖД». Михальчук Н.Л.

В настоящее время основной поток грузовых поездов сосредоточен на территории Восточного полигона (БАМ и Транссиб) и на подходах к морским портам Дальнего Востока. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» объемы грузоперевозок по указанным направлениям возрастут до 230 — 270 млн т в год, что составит прирост на 40 — 60 % относительно существующих размеров перевозок. Чтобы реализовать поставленные амбициозные задачи, необходимо системно подойти к управлению активами. Главный актив Дирекции тяги (ЦТ) — филиала ОАО «РЖД» — подготовленная локомотивная бригада и технически исправный, эффективный локомотив.

Для достижения необходимого технического состояния активов в ЦТ ведется работа по следующим основным направлениям: текущее управление тяговыми ресурсами, управление инфраструктурой деповского хозяйства ЦТ, управление топливно-энергетическими ресурсами ОАО «РЖД», управление технологиями эксплуатации тяговых ресурсов ОАО «РЖД», внедрение системы менеджмента безопасности движения, цифровизация производственных процессов, управление персоналом, развитие системы управления ЦТ, научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и новая техника, снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду. В статье рассказано о развитии локомотивного комплекса ОАО «РЖД» по всем основным направлениям.

 

К 150-летию со дня рождения академика Образцова. Жухин Н.О., Рыстина Е.А.

Недавно в Российской академии наук (РАН) прошла научно-практическая конференция Минтранса России и РАН, посвященная 150-летию со дня рождения великого русского ученого-транспортника Владимира Николаевича Образцова. Конференция состоялась при поддержке Российского университета транспорта. В работе конференции приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.Г. Савельев, заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «РЖД» А.М. Храмцов, бывший министр путей сообщения России и первый президент ОАО «РЖД» Г.М. Фадеев и другие официальные лица. В статье приводятся тезисы докладов основных спикеров конференции.

 

II форум молодежи Дирекции по ремонту тягового подвижного состава. Маленкова М.А.

Недавно на территории особой экономической зоны Наукоград Дубна (Московская обл.) состоялся II Форум молодежи Дирекции по ремонту тягового подвижного состава (ЦТР) — филиала ОАО «РЖД». На коммуникационной площадке встретились 50 инициативных молодых работников из 17 региональных дирекций — от о. Сахалин до г. Калининград. Приведена краткая информация о прошедшем мероприятии.

 

Развитие систем вибрационного диагностирования тягового подвижного состава. Кирдяшкин А.Г., Слинкин С.А., Басакин В.В.

Вибрационное диагностирование широко распространено во многих отраслях, в том числе и железнодорожной. Активное внедрение средств вибрационного диагностирования в локомотиворемонтных компаниях началось в самом начале 2000-х годов. С помощью диагностирования можно не только контролировать текущее техническое состояние подшипников, но и прогнозировать безопасный интервал пробега.

Специалисты ОАО «НИИТКД» (г. Омск) имеют многолетний опыт как в разработке диагностического оборудования «Прогноз», так и в организации работ по диагностике, мониторингу технического состояния и прогнозной оценке эффективного периода эксплуатации узлов роторного оборудования подвижного состава железных дорог по параметрам вибрации. Современные диагностические комплексы совершенствуется как с точки зрения конструкции и метрологических характеристик, так и сточки зрения автоматизации постановки диагноза, увеличения глубины диагностирования и расширения номенклатуры выявляемых дефектов. Благодаря накопленному опыту специалисты ОАО «НИИТКД» создали современную систему диагностики и мониторинга технического состояния роторного оборудования промышленности и транспорта — «Прогноз-ПРО». В статье рассказано о возможностях нового комплекса.

 

Модель нагревания и охлаждения тяговых двигателей в процессе эксплуатации. Бородавицин Э.Г., Мухин О.О., Заболотный В.В.

Электрические машины локомотивов, эксплуатируемых на Восточном полигоне, по-прежнему остаются на лидирующих позициях по количеству отказов. Данный факт является следствием суровых климатических условий региона и профиля железнодорожного пути. Интенсивное тепловое воздействие дополняется термомеханическим износом, вызванным увеличением температуры обмоток при вождении поездов повышенной массы и эксплуатацией локомотивов при низкой температуре окружающей среды, когда из-за уменьшения влаги в воздухе снижается упругость изоляции. Существующий в настоящее время фонд научных работ является недостаточным и не затрагивает область исследования поэлементного нагревания тяговых электродвигателей в различных точках каждого составного элемента.

Авторами статьи была разработана конечно-элементная модель тягового электродвигателя НБ-514Б с возможностью расчета температуры нагревания по заранее заданным параметрам движения локомотива. Модель позволяет определять техническую возможность и готовность электровозов к решению поставленных задач в части обеспечения вывоза повышенного грузопотока. В статье рассказано о разработанной модели, ее оценки на соответствие результатам расчета и возможностях применения данной модели на практике.

 

Результаты испытаний по определению оптимального профиля бандажей колесных пар локомотивов. Михайлов О.В.

Одним из важнейших условий устойчивой работы локомотивного парка является ресурс бандажей колесных пар локомотивов. Снижение этого показателя приводит к уменьшению времени нахождения локомотива в эксплуатации. Следствием этого является нехватка эксплуатируемого парка, что в ряде случаев не позволяет полностью удовлетворить потребность в перевозках.

На сети железных дорог были развернуты исследовательские испытания по определению в режиме подконтрольной эксплуатации показателей износа бандажей колесных пар локомотивов с различными профилями. В статье рассказано о результатах проведения данных испытаний.

 

Определение затрат электроэнергии на кондиционирование воздуха в вагонах электропоездов. Маринин С.А.

На Горьковской железной дороге в пригородном движении эксплуатируются электропоезда переменного тока производства Демиховского машиностроительного завода ЭД9М, ЭД9Э, ЭП3Д. Электропоезда ЭД9М для обеспечения комфортных условий работы локомотивной бригады в теплый период времени года оборудованы установкой кондиционирования воздуха, а электропоезда более поздних серий ЭД9Э и ЭП3Д дополнительно оборудованы системой обеспечения микроклимата (СОМ) в салонах вагонов.

В ходе исследования, проведенного на статистической базе по фактически выполненным поездкам в 2021 г., графическим способом было определено увеличение расхода электроэнергии за поездку электропоездами ЭД9Э и ЭП3Д по сравнению с электропоездами ЭД9М при высоких значениях температуры окружающего воздуха. Был сделан вывод о том, что данное увеличение энергопотребления обусловлено работой СОМ. Чтобы учесть влияние расхода электроэнергии на работу СОМ на общий расход электроэнергии за поездку, для рассматриваемого участка был определен поправочный коэффициент.

В статье приведены результаты расчетов, благодаря которым возможно составлять единые нормы расхода электроэнергии на поездку и корректировать их для электропоездов, оборудованных СОМ.

 

Электрическая схема электровоза 2(3)ЭС4К «Дончак» (цветная схема — на вкладке). Осинцев И.А.

В статье приведено описание работы электрической схемы грузового электровоза Новочеркасского электровозостроительного завода постоянного тока 2(3)ЭС4К «Дончак».

В первой части статьи приводится описание работы силовых цепей (тяговых двигателей в режиме тяги, регулирование напряжения на тяговых двигателях в режиме тяги, тяговых двигателей в режиме электрического торможения, регулирование тормозной силы в режиме электрического торможения, двигателей в аварийных режимах).

 

Обнаружение и устранение неисправностей тепловозов ТЭМ18ДМ последних выпусков. Хлызов А.Г.

Продолжение статьи (начало см. № 4 — 7, 2024 г.).

В пятой части статьи приведены возможные неисправности в цепях питания приборов тепловоза, рассказано о способах их обнаружения и устранения.

 

Экологию — в процессы обслуживания и ремонта устройств безопасности. Архангельская И.Н.

Многие предприятия переходят на использование возобновляемых источников энергии, такой как солнечная или ветровая. Это позволяет снизить зависимость от ископаемых видов топлива и сократить выбросы парниковых газов. Кроме того, применение возобновляемых источников может быть экономически выгодным в долгосрочной перспективе.

На производственном участке Воркута Северной дирекции по ремонту тягового подвижного состава пользуются энергией, вырабатываемой солнечными батареями. Еще один проект этого производственного участка — повторное использование бытового пластика для изготовления изделий, применяемых в железнодорожной отрасли.

В статье рассказано о данных внедренных проектах на производстве.

 

Топливная система тепловоза 3ТЭ28. Межлумян Э.Э., Шустров Н.В.

В 2022 г. Брянский машиностроительный завод освоил выпуск грузовых магистральных тепловозов 2ТЭ28 и 3ТЭ28. В конструкции тепловоза ТЭ28 используется максимально возможное количество комплектующих российского производства, в том числе установлена модернизированная силовая установка, в основе которой дизель-генератор типа 18-9ДГМ.

В статье рассказано об основных конструктивных особенностях силовой установки тепловоза, устройстве и принципе работы топливной системы.

 

О прямодействии пневматических тормозов грузового подвижного состава. Маловичко В.В.

Статья посвящена неточностям терминологии, которые, на взгляд автора, имеются в технической, учебной и нормативной литературе по устройству, конструкции и управлению пневматическими тормозами грузового подвижного состава.

 

Отечественный опыт создания инновационного непосредственного тягового привода. Карпов А.Е., Шевченко Д.Н., Рыстина Е.А., Обухов В.П.

Для создания электропоездов нового поколения требуется надежный в работе тяговый электродвигатель с высокими энергетическими показателями. В настоящее время на электропоездах в России и за рубежом электродвигатели передают тяговое усилие на колесные пары через редуктор. Исключение редуктора и размещение электродвигателя непосредственно на оси колесной пары существенно повысит его надежность и эффективность передачи энергии. Имеется ряд конструктивных исполнений по размещению электродвигателя на оси колесной пары через упругие элементы. В статье обобщен опыт отечественных наработок в области создания непосредственного тягового привода.

 

Стратегический запас паровозов Швеции. Ильин Ю.Л.

Окончание статьи (начало см. № 7, 2024 г.).

Во второй части статьи рассказано о стратегическом запасе паровозов Швеции в 1960-е — 1980-е годы, о процессе его ликвидации, о сохранении некоторых паровозов из бывшего стратегического запаса. Показано историческое значение стратегического запаса паровозов для развития музеев и туристических линий.

 

На 1-й с. обложки помещен снимок инновационных тепловозов 3ТЭ28, прибывших недавно в депо Тында.