ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 8, 2023 г.

 

Обновление объектов инфраструктуры Дирекции тяги. Петухова О.В., Белков М.В.

В результате реализации инвестиционной программы Дирекции тяги в первом полугодии 2023 г. были открыты четыре завершенных строительством объектов локомотивного хозяйства на Свердловской и Дальневосточной дорогах. На Свердловской дороге были введены в эксплуатацию дома отдыха локомотивных бригад на станциях Пермь-Сортировочная и Камышлов, а также завершено техническое перевооружение цеха текущего ремонта ТР-3 в депо Войновка. На Дальневосточной дороге завершены реконструкция и техническое перевооружение цеха среднего ремонта в сервисном локомотивном депо Сибирцево. Подробнее о проделанной работе на данных объектах рассказано в статье.

 

Цифровизация рутинных процессов повысит их эффективность. Литвин Л.А.

Обеспечение подразделений ОАО «РЖД» квалифицированным и мотивированным персоналом всегда была и остается первостепенной задачей Компании. Различные направления решения данной задачи определены Программой развития человеческого капитала ОАО «РЖД» на период до 2025 года, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.2020 № 2757/р. Одним из основополагающих направлений является нормирование труда и определение оптимальной, т.е. необходимой и достаточной, численности персонала предприятий. В настоящее время в Компании уделяется особое внимание цифровизации процессов производственной деятельности и обеспечению снижения влияния человеческого фактора на технологические операции. В рамках перехода к цифровой системе учета и обработки данных внедряются унифицированные системы учета показателей производственных процессов их хранения, анализа, систематизации данных и подготовки отчетных форм путем интеграции данных из производственных информационных систем в ЕК АСУТР. Центром организации труда и проектирования экономических нормативов (ЦОТЭН) — филиалом ОАО «РЖД» совместно с причастными филиалами была проделана большая работа в данном направлении. Подробнее об этом рассказано в статье.

 

Основы проведения вибрационного диагностирования подшипниковых узлов локомотивов. Герасимов М.Ю.

Важнейшей составляющей в обеспечении безопасности движения тягового подвижного состава является качественное проведение вибрационного диагностирования (ВД) подшипников качения, которое направленно на своевременное выявление недопустимых эксплуатационных дефектов, способных стать причиной транспортного происшествия. Экономическая составляющая работы по ВД в локомотивном хозяйстве, главным образом, связана с сокращением затрат на неплановые ремонты и простои локомотивов, а также на компенсацию ущерба в результате транспортных происшествий. На сегодняшний день системы диагностики локомотивов, применяемые в сервисных депо, состоят из диагностического оборудования и специалистов, которые обрабатывают данные автоматического диагноза и дают заключения по результатам ВД.

При таком подходе возникают три основные проблемы, требующие решения: квалификация персонала; эффективность диагностического оборудования; независимость специалиста по диагностике при принятии окончательного решения о состоянии узла. В статье подробно рассмотрены проблемы квалификации персонала и эффективности применения диагностического оборудования при выполнении диагностирования подшипниковых узлов локомотивов.

 

Бережливый маршрут к эталонному предприятию построен. Морозкова Е.П.

В ОАО «РЖД» текущий год объявлен Годом образцовых предприятий. В Компании впервые реализуется проект приведения структурных подразделений в эталонное состояние в части применения инструментов бережливого производства. В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 21.07.2021 № 1580/р эксплуатационное локомотивное депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский определено как пилотное предприятие по приведению производственной системы к эталонной. О проделанной работе на данном предприятии рассказано в статье.

 

Система диагностирования электровоза 2ЭС6 «Синара». Осинцев И.А.

Одним из достоинств микропроцессорных систем управления является возможность непрерывного диагностирования в режиме реального времени, т.е. анализа работы оборудования, определения причин неисправностей, моделирования происходящих процессов, прогнозирования их развития. Основными объектами диагностирования на электровозе постоянного тока 2ЭС6 «Синара» являются тяговое и вспомогательное оборудование, система управления, преобразователь собственных нужд, система бортового питания, тормозное оборудование. Как отдельный объект диагностики рассматривается также управляющая деятельность машиниста.

В статье рассказано о структуре системы диагностирования электровоза 2ЭС6, приведен перечень некоторых диагностических сообщений по тяговому электроприводу и при сборе схемы тягового режима, описана работы цепей выключателя цепей управления, измерения сопротивления изоляции тяговых двигателей и преобразователя собственных нужд.

 

Особенности электрической схемы тепловозов ТЭМ18ДМ, оборудованных ЭСУВТ и переключателем ПКЭП-8026 с электроприводом. Хлызов А.Г.

Продолжение статьи (начало см. № 7, 2023 г.). Во второй части статьи приведено описание работы электрической схемы тепловоза на 1-й и последующих позициях задатчика, цепи аварийного возбуждения тягового генератора.

 

Устранение неисправностей при эксплуатации электропоездов ЭС1(П), ЭС2Г(П) «Ласточка». Щегольков Р.С., Олондарь А.С., Жирнов К.А.

В статье приведены возможные аварийные ситуации с прислонно-сдвижными дверями и подножками, которые могут возникнуть при эксплуатации электропоездов «Ласточка» серий ЭС1(П), ЭС2Г(П).

 

Особенности технической эксплуатации регуляторов напряжения на электровозах ВЛ80С и ВЛ80Т. Павлицкий Б.И., Никитин К.А.

Регулятор напряжения типа РН-43 (РН-4) является основной частью статического зарядного агрегата грузовых электровозов переменного тока ВЛ80Т и ВЛ80С. Он предназначен для поддержания напряжения цепей управления в пределах 47,5 … 52,5 В. Неисправность данного узла приводит к рассинхронизации валов главного контроллера, нарушению работы приборов безопасности, ложному срабатыванию реле заземления, выходу из строя трансформатора и аккумуляторных батарей электровозов. Значительная часть таких отказов возникает при неправильной производственной эксплуатации. Одним из решений задачи по устранению причин неисправностей, восстановлению нормативной работоспособности регулятора РН-43 (РН-4) является модернизация конструкции, а именно исключение несанкционированного доступа к регулятору. В статье приводится опыт Северо-Кавказского филиала ООО «ЛокоТех-Сервис» по модернизации данного узла на электровозах ВЛ80С, ВЛ80Т.

 

Система воздухоснабжения тепловоза 2ТЭ25КМ. Цывкунов Г.И.

Система воздухоснабжения тепловоза предназначена для очистки и подачи необходимого количества воздуха в дизель. В статье приведено описание конструкции и принципа работы системы воздухоснабжения дизеля магистрального грузового тепловоза 2ТЭ25КМ.

 

Устранение неисправностей электровозов ВЛ85. Карпов С.М.

В статье рассмотрены наиболее вероятные неисправности в электрических цепях грузовых электровозов переменного тока ВЛ85, возникающие в пути следования. Рекомендуемые автором методы устранения неисправностей основаны на личном опыте работы в качестве машиниста-инструктора локомотивных бригад с учетом анализа ошибок, допущенных локомотивными бригадами при устранении неисправностей в электрических цепях управления электровозом, и требований безопасности движения. Фотографии, сопровождающие приводимые неисправности в электрических цепях электровоза, обеспечивают наилучшее восприятие учебного материала и способствуют выработке быстрых действий локомотивных бригад при возникновении нестандартной ситуации.

В первой части статьи приведены неисправности цепей аккумуляторной батареи, управления токоприемниками, главными выключателями.

 

Самопроизвольное срабатывание тормозов в поезде: причины, предупреждение, минимизация последствий. Погудин В.Г., Исаев А.В., Гербек А.Э.

Одним из массовых видов отказов тормозного оборудования является самопроизвольное срабатывание тормозов поезда. Основной причиной, способствующей возникновению самопроизвольного срабатывания тормозов, является неудовлетворительное техническое состояние тормозного оборудования вагонов поезда. Однако предпосылки для снижения надежности работы тормозного оборудования подвижного состава создают и требования нормативных документов (в частности, Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава) и иные факторы. Авторами статьи рассказано о таких причинах и мерах по их предупреждению и минимизации последствий.

 

К вопросу эффективности средств лубрикации рельсов и колес тягового подвижного состава. Коссов В.С., Клименко Ю.И., Панин Ю.А., Трифонов А.В., Панин А.Ю.

Актуальность многочисленных исследований по проблеме взаимодействия колес подвижного состава и рельсов, выполненных в России и за рубежом, а также продолжающихся в настоящее время, обусловлена тем, что эта проблема, кроме чисто экономического аспекта (потери энергетических ресурсов на преодоление сопротивления движению, износ колес, рельсов и др.), тесно связана с безопасностью движения на железнодорожном транспорте. Существуют два основных мероприятия по снижению износа гребней колес — уменьшение коэффициента трения в контакте гребня с боковой поверхностью рельса (гребне- и рельсосмазывание) и уменьшение угла набегания направляющих колесных пар на наружный рельс за счет пассивного или активного их поворота в раме тележки (радиальная установка колесной пары).

В статье обобщен опыт последних лет по эффективности средств лубрикации рельсов и колес тягового подвижного состава.

 

Еще раз о тепловозе ТЭ3. Иоффе А.Г.

В журнале «Локомотив» № 6, 2023 г. была опубликована статья М.В. Егорова о тепловозах ТЭ3 и их эксплуатации в локомотивном депо Лихоборы. Мнение производственника вызвало большой интерес среди читателей журнала. Автор данной статьи А.Г. Иоффе делится с читателями своими соображениями на данную тему. Некоторые размышления М.В. Егорова показались спорными.

 

На 1-й с. обложки — фото маневровых тепловозов ТЭМ23-001, 002