ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 8, 2022 г.

 

Проблемы эксплуатации и ремонта продукции электротехнической промышленности в локомотивном комплексе.

В Проектно-конструкторском бюро локомотивного хозяйства — филиале ОАО «РЖД» (ПКБ ЦТ) прошло заседание Президиума Академии электротехнических наук Российской Федерации. Среди разных тем, рассмотренных на заседании Президиума, были затронуты проблемы эксплуатации и ремонта, а также тенденции изменения качества отечественного электрооборудования и кабельно-проводниковой продукции на тяговом подвижном составе. С докладами на данную тематику выступили заместитель генерального директора по техническому развитию АО «Трансмашхолдинг» М.А. Рожков и директор ПКБ ЦТ Ю.И. Попов. Также на заседании были рассмотрены перспективы и основные тенденции создания цифровых двойников С.П. Халютиным (ООО «Экспериментальная мастерская НаукаСофт»). В статье приводится краткий обзор работы заседания Президиума.

 

СТМ-Сервис: современные технологии сервисного обслуживания. Зыкин А.В., Богачёва И.В.

Развитию потенциала молодых специалистов в компании ООО «СТМ-Сервис» уделяется пристальное внимание. В основе эффективного функционирования локомотивного хозяйства заложены новаторские проекты и современные принципы технологий обслуживания. Ежегодная Молодежная научно-практическая конференция «Инновационное развитие технологии сервисного обслуживания ООО “СТМ-Сервис”» является отправной точкой к реализации проектов молодых специалистов на производстве. В 2022 г. состоялась уже VII конференция. В статье рассказано о результатах работы конференции, приведены имена победителей и призеров.

 

Анализ эффективности обслуживания локомотивов новых серий по договорам КЖЦ. Корабельников Н.И., Ерцев В.А., Корнеев Н.М.

Перенимая и адаптируя лучший мировой опыт, компанией ОАО «РЖД» с конца 2017 г. внедрена практика приобретения нового тягового подвижного состава в соответствии с Контрактом поставки локомотива с обязательством обеспечения сервисного обслуживания в период жизненного цикла. Данный контракт является юридическим документом, который регламентирует взаимодействие ОАО «РЖД» с машиностроительными холдингами (компаниями), и в соответствии с которым на его исполнителя ложится ответственность не только по поставке новой техники, но и по дальнейшему плановому обслуживанию и ремонту, до момента ее списания. В данной статье проведен анализ эксплуатации локомотивов, приобретенных по контракту с обязательством сервисного обслуживания в период жизненного цикла.

 

Бережливое производство — непрерывный поиск возможностей устранения потерь. Морозкова Е.П.

По итогам работы за первое полугодие проектного 2022 г. благодаря реализации проектов бережливого производства в Дирекции тяги (ЦТ) ОАО «РЖД» достигнут подтвержденный экономический эффект в размере 377,1 млн руб., что составляет 114 % от плана полугодия и 75 % от выполнения годового плана проектной деятельности. Основной экономический эффект при реализации проектов бережливого производства ЦТ получает путем сокращения расхода топливно-энергетических ресурсов, снижения подготовительно-заключительного и накладного времени локомотивных бригад, оптимизации использования бюджета времени локомотивов.

В статье рассказано о двух наиболее значимых проектах бережливого производства: «Изменение технологии подачи локомотивов и локомотивных бригад на станцию Дача Долгорукова под поезда № 713/714» и «Пересмотр технологии обслуживания участка Мариинск — Инская — Мариинск за счет отключения секции локомотива серии 2ЭС6Б».

 

Развитие системы менеджмента безопасности движения и качества в Дирекции тяги. Парнюк С.М.

Ежегодно перед Дирекцией тяги (ЦТ) ОАО «РЖД» устанавливаются цели по выполнению ключевых показателей по безопасности движения, инструментом достижения которых становится система менеджмента безопасности движения. Приказом ЦТ было утверждено Положение «О системе управления безопасностью и качеством производственных процессов в Дирекции тяги — филиале ОАО ‘’РЖД’’» (от 13.01.2022 № ЦТ-1). Данное положение устанавливает основные требования к системе менеджмента безопасности движения в ЦТ, а также их взаимосвязь с требованиями к системе менеджмента качества, которыми следует руководствоваться при создании, функционировании, развитии инструментов обеспечения безопасности движения поездов и эксплуатации тягового подвижного состава. Подробнее о содержании данного положения и мерах по его внедрению рассказано в данной статье.

 

Неразрушающий контроль на страже безопасности движения. Герасимов М.Ю., Рындина В.Э.

Важнейшей составляющей в обеспечении безопасности движения поездов является неразрушающий контроль (НК) деталей подвижного состава и элементов инфраструктуры, направленный на своевременное выявление недопустимых эксплуатационных дефектов, способных стать причиной транспортного происшествия. Одним из важнейших направлений повышения безопасности движения и экономической эффективности работы локомотивного хозяйства является дальнейшее развитие системы НК ответственных узлов и деталей тягового подвижного состава и, в первую очередь, ходовых частей, состояние которых напрямую связано с безопасностью движения.

В статье рассказано о современных видах НК, о роли Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства — филиала ОАО «РЖД», о сегодняшнем состоянии системы НК в локомотивном комплексе.

 

Электрическая схема электровоза 2ЭС6 «Синара» (цветная схема на вкладке). Осинцев И.А.

В первой части статьи приведено описание работы электрической схемы грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6 «Синара» в различных режимах его работы. Описана работа силовых цепей в режимах тяги, электрического торможения, в аварийных режимах, а также работа вспомогательных цепей (цепи питания преобразователя собственных нужд, питания асинхронных электродвигателей, двигателей вентиляторов охлаждения пускотормозных резисторов).

 

Как повысить ресурс изоляции обмоток тяговых электродвигателей локомотивов. Киселев В.И., Инсапов Д.М., Федянин А.И., Морозов В.О.

В процессе эксплуатации тяговые электродвигатели локомотивов подвергаются механическим, электродинамическим, электрическим и тепловым нагрузкам. Компенсировать отрицательное воздействие указанных факторов возможно обоснованным выбором изоляционных материалов, соблюдением технологии их изготовления, оптимальной работой систем охлаждения электродвигателей.

В статье авторами предлагается ряд рекомендаций конструктивно-технологического характера, которые будут способствовать повышению надежности ныне эксплуатируемых тяговых двигателей.

 

Тяговое силовое оборудование электропоездов ЭС2Г «Ласточка». Лимонов Д.Э., Жухин Н.О., Обухов В.П.

В статье приведены конструктивные особенности тягового силового оборудования электропоездов постоянного тока серии ЭС2Г «Ласточка» производства ООО «Уральские Локомотивы» (г. Верхняя Пышма Свердловской обл.): тягового преобразователя, тормозного резистора, дросселя сетевого фильтра, насоса охлаждающей жидкости.

 

Регулирование частоты вращения тяговых двигателей на постоянном токе: реостатный пуск. Ермишкин И.А.

На электроподвижном составе постоянного тока с использованием коллекторных двигателей последовательного возбуждения возможны различные способы регулирования скорости движения. В статье рассказано об одном из таких способов — реостатном пуске. Приведены конструктивные особенности построения электрических схем для некоторых серий электровозов и электропоездов.

 

К вопросу оптимизации периодичности ремонтов оборудования тепловозов. Горин В.И.

Вопрос о возможности и экономической целесообразности изменения существующего регламента и периодичности технического обслуживания отдельных узлов и агрегатов тепловоза является весьма непростым. Изменение существующего регламента — очень затратная процедура, поэтому просчеты в этом направлении могут привести к куда большим потерям, чем ожидаемый эффект. Для инициирования указанной процедуры нужна надежная, достоверная и относительно простая методика расчета ее экономической целесообразности. В статье предложены вариант такой методики и примеры расчета, выполненные по ней.

 

Локомотивы Испании. Ильин Ю.Л.

Окончание статьи (начало см. в № 7, 2022 г.).

Во второй части статьи рассказано о тепловозах серий 319, 321, 333, 334. Приведены сведения об этапах электрификации железных дорог Испании, дана информация по электровозам серий 250, 251, 252, 253, 269, 279, 289. Приведена краткая обобщающая информация о тенденциях развития локомотивного парка железных дорог Испании.

 

ЧС7-241: белая ворона среди электровозов ЧС7. Уманец Д.М.

В мае 1990 г. из Чехословакии c завода «Шкода-Пльзень» в СССР была начата поставка электровозов ЧС7 нового типа серии 82Е8. Среди поставленных электровозов этой серии был примечателен один локомотив — ЧС7-241, поступивший в локомотивное депо Челябинск Южно-Уральской дороги. На данном электровозе в порядке эксперимента был применен привод колесных пар системы «Лейраб» с выносными шарнирами и плавающими резинометаллическими муфтами, отличающийся от привода системы «Шкода». В статье рассказано о конструктивных особенностях этого локомотива и о его дальнейшей судьбе.

 

Как спасали электровоз ГЭТ. Кашин П.В.

В Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге экспонируется зеленый двухосный электровоз типа 0–20–0. Промышленный электровоз этого типа был одним из первых электрических локомотивов, построенных в СССР. В статье рассказано о конструктивных особенностях данного электровоза и нелегком пути по его сохранению.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6 «Синара»