ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 8, 2020 г.


Полное сервисное обслуживание локомотивов собственности ОАО «РЖД». Богинский С.А.

В середине 2014 г. локомотивы собственности ОАО «РЖД» переведены на полное сервисное обслуживание. В течение данного периода сервисными компаниями достигнуто не всё из запланированного в части повышения качества ремонта, его организации, снижения издержек в содержании локомотивов. Многое еще предстоит решить, чтобы в полной мере обеспечить все требования ОАО «РЖД».

Автор статьи отмечает, что техническими условиями на новые локомотивы предусмотрено количество отказов 1-й и 2-й категорий не более 2 на 1 млн км общего пробега. Это важнейший показатель работы, на который следует обратить внимание отраслевой науки. Существуют проблемы с размещением локомотивов на заводские ремонты, которые вызваны ограниченными производственными мощностями локомотиворемонтных заводов. Необходимо принимать неотложные меры по увеличению производительности локомотиворемонтных заводов при одновременном повышении качества ремонтов.

Значительным резервом повышения качества ремонта и повышения надежности локомотивов в эксплуатации является перевод их на сервисное обслуживание в период жизненного цикла. Для выполнения установленных ОАО «РЖД» показателей сервисным компаниям предстоит обеспечить проведение целенаправленной работы по повышению качества технического обслуживания и ремонта локомотивов.


Лучшее структурное подразделение Дирекции тяги по экологии.

Согласно распоряжению ОАО «РЖД», начиная с 2016 г. в Компании проходит ежегодный конкурс на лучшее структурное подразделение в части выполнения требований природоохранного законодательства. Участниками конкурса могут быть любые структурные подразделения ОАО «РЖД». В 2020 г. в конкурсе приняли участие 15 эксплуатационных локомотивных депо. В соответствии с Положением о конкурсе, при определении победителей были учтены дополнительные показатели по численности работников, приписному парку, внедрению рационализаторских предложений и новых технологий в области экологии.

По итогам 2019 г. победителем признано эксплуатационное локомотивное депо Северобайкальск Восточно-Сибирской дирекции тяги, второе место заняло эксплуатационное локомотивное депо Вязьма-Сортировочная Московской дирекции тяги, третье место — у эксплуатационного локомотивного депо Иваново Северной дирекции тяги.


Вторая молодость депо Елец.

Важным шагом в повышении эффективности обслуживания тягового подвижного состава стало техническое перевооружение локомотивного ремонтного депо Елец Юго-Восточной дороги. В депо завершена инвестиционная программа «Техническое перевооружение локомотивного ремонтного депо Елец». Проект оказался непростым: во время модернизации здесь не останавливали и текущие ремонты локомотивов. В результате такой модернизации получено локомотивное депо сетевого значения.

Реконструкция позволяет не только повысить надежность эксплуатации локомотивов, сократить время простоя, но и значительно увеличить производственные мощности депо. Усовершенствован и контроль технологии ремонта локомотивов. Часть технологических процессов оцифрована. Внедрение нового технологического оборудования позволяет поднять качество ремонта локомотивов, изменить в лучшую сторону условия работы персонала, повысить культуру производства.

Серьезные изменения претерпела инженерная инфраструктура. Произошла полная замена внешней электрической сети с тремя трансформаторными станциями. Построена новая компрессорная станция. В модернизированном депо произойдет и увеличение заработной платы до размера, который заметно превысит средний показатель в Липецкой области.


Тепловозы типа ТЭ10М, ТЭ10У: управление автоматикой охлаждающего устройства. Цывкунов Г.И.

Конструкция тепловоза предусматривает управление охлаждающим устройством (охлаждение воды, масла дизеля, надувочного воздуха) как в автоматическом, так и в ручном режимах. Основным в эксплуатации является автоматический режим. В статье приведено расположение температурных преобразователей, сервомотора, запорного клапана и аварийного вентиля, дана схема работы системы автоматического регулирования температуры теплоносителей тепловозов.


Система диагностики моторвагонного подвижного состава «КОМПАКС». Кузнецов К.В.

Окончание статьи (начало в 7, 2020 г.). В этом номере описана работа меню режима «Монитор» 2, которое содержит следующие опции: «Помощь», «Тренд», «Анализ», «Отчет», «Система». В статье подробно описаны все опции. Для оперативного управления режимами работы часть функций закреплена за клавиатурой. Приводится список доступных команд.

В этом номере также описана работа системы «КОМПАКС-ЭКСПРЕСС-ТР-1», которая предназначена для оперативной оценки технического состояния моторвагонного подвижного состава при проведении технического обслуживания ТО-3 и текущего ремонта ТР-1 в депо и является одним из элементов технологии автоматизированной системы управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией и ремонтом оборудования моторвагонного подвижного состава. Также описана система «КОМПАКС-ЭКСПРЕСС-ТР-3», которая предназначена для комплексной автоматической оценки технического состояния наиболее сложного и подверженного эксплуатационному износу и отказам оборудования.


Больше внимания назначению узлов и системам локомотива. Котенко Л.А.

Многолетний опыт преподавания дисциплины «Конструкция тепловозов» в дорожных технических школах натолкнула автора статьи на мысль несколько подробнее остановиться на отдельных вопросах конструкции тепловозов, дизелей, их узлов и систем. В учебной литературе по данной теме недостаточно полное освещение вопросов назначения и выполняемых функций узлов и систем тепловозов. В некоторых изданиях об этом и вовсе отсутствует необходимая информация.

Автор подробно рассказывает об истории происхождения тех или иных названий и терминов деталей и узлов, систем тепловозов. Правильное и подробное освещение в технической литературе вопросов назначения и выполняемых функций поможет более эффективно изучать учащимся конструкцию тепловоза и отдельных его узлов и систем.


Совершенствование системы вентиляции тяговых двигателей электровозов. Бородавицин Э.Г., Мухин О.О., Заболотный В.В.

Авторы статьи рассказывают о причинах интенсивного увлажнения изоляции тяговых двигателей, что приводит к значительному росту числа пробоев изоляции обмоток. Одна из причин образования влаги в изоляции — несовершенная система вентиляции тяговых двигателей.

С целью повышения надежности и исключения процента изъятия из эксплуатации неисправных двигателей было проведено исследование системы охлаждения и температурных режимов работы тяговых двигателей. По результатам расчетов было установлено, что для повышения эффективности охлаждения двигателей необходимо увеличить обороты вентилятора. Однако это повлечет за собой повышенный расход электроэнергии на собственные нужды электровоза. Поэтому для достижения аналогичных результатов было принято решение уменьшить сечение вентиляционной шахты для повышения давления воздуха. Таким образом, с уменьшением площади сечения вентиляционной шахты можно добиться охлаждения двигателя, эквивалентного охлаждению при высокой скорости вращения вентилятора.


Альтернативные турбокомпрессоры для тепловозов ТЭМ14. Шестаков Д.С.

В статье рассказывается о турбокомпрессорах российских и зарубежных производителей, применяемых на дизель-генераторе ДГ882Л. Представлены продольные разрезы и общие виды турбокомпрессоров, приведены их краткое описание конструкции или конструктивные особенности. Показана установка турбокомпрессоров на дизель-генератор.


Основы работы с лазерной системой центровки валов КВАНТ-Л-II. Пахомов М.Ю.

Цетровка валов — один из видов регулировочных операций, целью которой является обеспечение в допустимых пределах несоосности соединенных с помощью муфт валов механизмов и машин. Несоосность валов приводит к появлению дополнительных нагрузок на подшипниковые узлы машин и механизмов, повышению уровня их вибрации и температуры, снижению работоспособности и надежности.

Автор статьи рассказывает, что с помощью отечественной лазерной системы центровки горизонтальных и вертикальных валов КВАНТ-Л-II возможно измерение фактической несоосности валов с последующим вычислением необходимых перемещений опор, как правило, приводной машины в вертикальной и горизонтальной плоскостях для обеспечения соосности валов с точностью до 0,01 мм. В статье автор приводит технические характеристики системы, ее внешний вид, содержание разделов меню программного обеспечения вычислительного блока, метод настройки лазерных излучателей.


Усовершенствованный тяговый привод электровозов переменного тока с коллекторными двигателями. Грачев В.В., Перфильев К.С., Клименко Ю.И., Евсеев В.Ю.

В АО «ВНИКТИ» разработана схема унифицированного многоканального тягового преобразователя (ТП) с импульсными регуляторами тока ТЭД на базе IGBT-транзисторов. В статье представлена блок-схема одного канала нового преобразователя для электровозов ВЛ80 и функциональная схема силовой цепи электровоза с системой поосного регулирования силы тяги на базе ТП «КЛИПЕР».

Данная система обеспечивает обнаружение повышенного проскальзывания колесных пар на ранних стадиях процесса перехода от тяги к боксованию. Она же позволяет существенно повысить тяговые свойства локомотива, реализовать алгоритмы активного управления проскальзыванием колесных пар. Разработанные технические решения носят универсальный характер с точки зрения их применения как на электровозах, так и на модернизируемых и вновь строящихся тепловозах с коллекторными тяговыми двигателями.


Модернизация выпрямительно-инверторных преобразователей электровозов переменного тока. Семченко В.В., Лакин И.К.

Первые электровозы переменного тока на базе диодных остов не могли иметь рекуперативное торможение, что снижало их энергоэффективность. Только после внедрения выпрямительно-инверторных преобразователей (ВИП) на тиристорах с полностью электронной системой управления стали возможны как плавное управление, так и возврат электроэнергии в контактную сеть.

По согласованию с Дирекцией тяги ОАО «РЖД» ДЦВ Красноярской дороги за счет собственных средств в рамках инновационной программы взял на себя обязательство разработать проект модернизации морально и физически устаревших ВИП-4000 до технических решений современных ВИП-4000М. Такой проект был разработан и реализован дорожным центром в кратчайшие сроки. Благодаря инициативе ДЦВ Красноярской дороги удалось не только сократить расходы при капитальном ремонте электровозов, но и повысить их надежность, снизить себестоимость капитального ремонта и его сопровождение в эксплуатации.


Знакомьтесь: те6пловоз 3ТЭ25К измененной конструкции.

Магистральный грузовой тепловоз 3ТЭ25К с электрической передачей переменно-постоянного тока с поосным регулированием силы тяги имеет улучшенные сцепные свойства благодаря возможности увеличения количества секций и повышенной нагрузке на ось. Конструкция локомотива предусматривает возможность его эксплуатации в двух-, трех- и четырехсекционном исполнении.

В статье приведены технические характеристики тепловоза, показано расположение оборудования, описаны изменения в конструкции тепловоза, которые направлены на улучшение эксплуатационных характеристик локомотива, повышение надежности и работоспособности его узлов, удобства в обслуживании, улучшение условий работы локомотивной бригады.


Двухрежимный маневровый локомотив. Андреев А.Г., Имаметдинов М.Р.

Специалисты ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» проработали вариант дооборудования тепловозов ЧМЭ3 и ТЭМ18ДМ высоковольтным энергоснабжением от контактной сети постоянного тока 3000 В. Двухрежимный маневровый локомотив на базе тепловозов ЧМЭ3 и ТЭМ18ДМ предназначен для выполнения маневрово-вывозной работы с реализацией полной мощности от контактной сети на крупных вокзалах городов-мегаполисов. Для работы на неэлектрифицированных путях предусмотрена возможность автономной работы с пониженной мощностью от собственной дизель-генераторной установки. В статье приведены основные технические характеристики локомотива, схема расположения вновь устанавливаемого оборудования, структурная схема.


Техническое нормирование в электрической тяге. Игин В.Н.

Окончание цикла статей (начало в 6, 7, 2020 г.). В предыдущих статьях речь шла о нормировании топливно-энергетических ресурсов в паровозной и тепловозной тяге. В этом номере речь идет о нормировании в электрической тяге. В статье разбирается процедура расчета технической нормы в электрической тяге как наиболее массовой, осуществляющей 86 % всей перевозочной работы. Даны графики динамики различных коэффициентов. Приведены технические характеристики некоторых электровозов и примеры расчета нормы расхода электроэнергии электровозов постоянного тока. Решением задачи экономного расхода электроэнергии может стать оптимизация как графика движения поездов, так и режима прогрева электровозов.


История и перспективы развития газотурбинной тяги. Воронова Я.Д., Пузанов Д.А.

В статье речь идет об истории создания газотурбинной тяги, о различных типах газотурбовозов, о конструкции газотурбинной установки, о зарубежном опыте создания газотурбовозов и перспективах развития газотурбинной тяги.


На 1-й с. обложки опубликовано фото трехсекционного грузового тепловоза 3ТЭ25К.