ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 8, 2019 г.


Новую технику обсудили в Калуге. Старостин С.С.

В Калуге прошла VI отраслевая конференция «Современные тренды и тенденции в области тепловозостроения и путевого машиностроения», организованная холдингом «Синара — Транспортные Машины» (СТМ). Как было отмечено на совещании, отраслевая конференция производителей и потребителей железнодорожной и путевой техники поможет сформировать среднесрочный план поставок техники на три года, расширить географию продаж. В настоящее время уже практически сформирован пул контрактов на первое полугодие 2020 г. Именно поэтому для Компании важны такие встречи, помогающие учесть все запросы потребителей в перспективных моделях локомотивов. Со следующего года СТМ планирует начать серийные поставки тепловозов ТЭМ10, ТЭМ14М, а также еще двух новых моделей локомотивов — ТГМК2, ТГМК4. В статье также рассказано о путях развития парка локомотивов, путевой техники и специального оборудования, кратко изложены выступления участников конференции.


Лучшие ремонтники локомотивов 2019 года.

Группа компаний «ЛокоТех» подвела итоги VI конкурса профессионального мастерства «Лучшие по профессии» среди сотрудников сервисных локомотивных депо «ЛокоТех-Сервис». Финальный этап соревнования состоялся в СЛД Кандалакша. Конкурс проходил в течение двух дней. В первый день состоялась теоретическая часть — участники отвечали на вопросы непосредственно по специальности, а также по охране труда. Во второй день конкурсантам предстояло продемонстрировать свои практические навыки. По итогам двух этапов конкурса определены победители в пяти номинациях. В статье названы лучшие ремонтники локомотивов.


Заслуженные награды.

В Дирекции тяги определены победители в конкурсе на лучшее структурное подразделение в части выполнения требований природоохранного законодательства. Победители конкурса добились значительных успехов в вопросах снижения выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сокращения потребления водных ресурсов, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью, применения подвижного состава, не имеющего утечек масел и смазок. Кроме того, проведены работы по замене грунта, загрязненного нефтепродуктами, применены сорбционные материалы, созданы новые лесозащитные насаждения, организованы места накопления отходов, благоустроены территории депо, внедрены новые технологии и реализованы рационализаторские предложения в природоохранной деятельности.


Лучшие машинисты Центральной Дирекции моторвагонного подвижного состава.

За большой вклад в развитие моторвагонного комплекса, долголетний добросовестный труд на железнодорожном транспорте, обеспечение безопасности движения поездов награждена знаком «Лучший машинист III степени» большая группа машинистов моторвагонных депо и региональных дирекций моторвагонного подвижного состава. Публикуется список награжденных.


Беспилотные технологии на Московском кольце.

В заметке речь идет о внедрении на российских железных дорогах передовых приемов управления движением с использованием искусственного интеллекта — системы «машинного зрения». Ее разработали специалисты АО «НИИАС», а воплотили в жизнь — на инновационном скоростном электропоезде ЭС2Г «Ласточка», построенном на заводе «Уральские локомотивы». Сейчас, благодаря универсальной системе, обеспечивается ведение составов по заданному графику в пределах определенного участка. Комплект оборудования автомашиниста анализирует местоположение электропоезда и настраивает работу систем торможений и тяги так, чтобы состав прибыл на станцию к определенному времени. Системы «машинного зрения» и точного позиционирования на основе технологии автоведения являются подготовительными этапами внедрения беспилотных технологий.


Перспективное направление обеспечения безопасности движения поездов. Кочергин В.В., Максимов И.Н.

Для определения возможности и условий повышения скорости движения благодаря повышению допускаемых непогашенных ускорений в кривых участках пути специалистами АО «ВНИИЖТ» совместно с ФГУП «ВНИИЖГ» выполнен комплекс исследований. В результате разработана «Типовая методика для проведения работ по повышению скоростей движения современного скоростного подвижного состава по существующему пути». Методика содержит основные требования по перечню контролируемых показателей безопасности и методам их оценки при определении возможности и условий повышения скоростей движения в кривых участках пути.

На основе данной методики выполнен комплекс исследований с целью снижения времени хода электропоездов серии ЭС1 «Ласточка» на линии Москва — Смоленск. Также аналогичные исследования выполнены на линии Москва — Брест для электровоза ЭП20 при его движении с поездами «Тальго». Была поставлена задача по определению возможности и эффективности непрерывного контроля показателей «безопасности» и «ходовых характеристик», характеризующих комфорт проезда пассажиров. Об этом подробно рассказано в статье.


Усовершенствовано устройство КЛУБ-У. Шелестов И.И.

Специалисты Центра ремонта Забайкальской дирекции по ремонту тягового подвижного состава предложили установить в аппаратуру КЛУБ-У ячейки ЭК-8У, позволяющие с 11-м пакетом программного обеспечения КЛУБ-У при первом же ТО-2 или текущем ремонте за 10 мин перепрограммировать электронную карту «92» комплексного устройства безопасности применительно ко всему участку Восточного полигона. Предприятия Забайкальской дирекции по ремонту ТПС обеспечили установку ячеек ЭК-8У на всем эксплуатируемом парке локомотивов 3ЭС5К Забайкальской дирекции тяги. Сейчас продолжается модернизация устройств КЛУБ-У на трехсекционных локомотивах «Ермак» Дальневосточной дирекции тяги. Стало возможным исключить случаи постановки локомотивов в неэксплуатационный парк, на межпоездные виды ремонта из-за необходимости перезаписи электронных карт.


Электрическая схема тепловоза 2М62. Иоффе А.Г.

Продолжение статьи (начало в 7, 2019 г.). В этом номере приводится описание работы цепей автоматического управления электропередачей (возбуждение тягового генератора, ослабление возбуждения тяговых двигателей); описаны цепи аппаратов защиты и сигнализации (цепи защиты дизеля от аварийных режимов, цепи защиты в тормозной системе, цепи защиты и аварийной сигнализации при неисправностях и опасных режимах работы электрического оборудования). Окончание статьи — в следующем номере.


Особенности конструкции тягового двигателя ДТК-417К. Трусов А.С.

Новочеркасским электровозостроительным заводом получен сертификат Таможенного союза на серийное производство тяговых электродвигателей ДТК-417К, предназначенных для установки на грузовые тепловозы Брянского машиностроительного завода серии 2ТЭ25КМ, и освоено их серийное производство. Новые двигатели призваны заменить двигатели ЭД-133К украинского производства. На заводе разработана рабочая конструкторская и технологическая документация, изготовлены опытные образцы, проведены их предварительные и приемочные испытания. Для налаживания серийного производства было приобретено новое оборудование, разработаны технологические процессы, спроектировано и изготовлено порядка тысячи наименований технологической оснастки. В статье автор рассказывает об особенностях конструкции двигателя, приводит его основные технические характеристики.


Изучаем монтажные схемы силовых цепей электровозов ВЛ11М. Ермишкин И.А.

Для определения конкретного места неисправности в электрической цепи локомотивным бригадам и ремонтному персоналу необходимо очень хорошо знать монтажную схему локомотива. Кроме того, важно изучить расположение приборов и аппаратов в высоковольтной камере электровоза. Автор статьи предлагает читателям описание монтажных схем силовых цепей электровоза постоянного тока ВЛ11М.


Некоторые неисправности в цепях электровозов 2ЭС4К «Дончак».

В статье описаны причины некоторых неисправностей и рекомендации по их устранению в цепях токоприемников и источников питания, а также в режимах: электрического торможения, тяги, ручного регулирования, автоматического регулирования, автоведения.


Неисправности тепловоза 2ТЭ25А «Витязь».

Материал подготовлен на основе распоряжения ОАО «РЖД» от 13.08.2014 1901р. В статье рассмотрены следующие аварийные ситуации: аварийный останов тепловоза, авария автопрогрева, авария регулятора напряжения, блокировка двери выпрямителя, блокировка жалюзи электродинамического тормоза, блокировка левой и правой дверей аппаратной камеры, в тяговом преобразователе ТП1 не включился размыкатель или нет напряжения от автомата «Управление общее», в тяговом преобразователе отключены автоматы вентиляторов, не включился размыкатель, включен пневмотормоз, включено управление двух кабин, включены не все тяговые электродвигатели, не включился контактор Д1 или включился самопроизвольно, давление газов в картере дизеля, не запустился дизель. Также в статье приведены диагностические сообщения, выводимые на экран дисплейного модуля.


Плазменное упрочнение гребней бандажей колесных пар. Барашков А.С.

Проблема износа гребней имеет большое значение в скоростных и тяжеловесных поездах. С целью увеличения твердости гребня и уменьшения его износа применяется плазменное упрочнение, которое при правильном использовании значительно увеличивает ресурс бандажа. В предлагаемой статье рассмотрен опыт плазменного упрочнения бандажей сервисного локомотивного депо Таганай (Златоуст) Южно-Уральской дирекции тяги. Здесь применялась струйная установка плазменного упрочнения в азоте УПУ-8М, дуговая установка плазменного упрочнения в азоте бандажей под локомотивом, воздушная дуговая установка плазменного упрочнения гребней с выкаткой колесных пар, воздушная дуговая установка для упрочнения под локомотивом УМПУ-2, струйная установка для упрочнения в азоте под локомотивом УУКП. Также в статье приведены достоинства и недостатки этих установок.


Схема пневматического оборудования электропоезда ЭД4М. Егоров В.П., Бургсдорф Е.А., Скоморохов А.А.

Электропоезда постоянного тока ЭД4(М, МК) оборудованы электрическим рекуперативно-реостатным, электропневматическим, автоматическим, ручным и автоматическим стояночным тормозами. В процессе выпуска электропоездов в схему пневматического оборудования были внесены некоторые изменения. В статье приведена эта схема, дано описание ее работы и некоторые рекомендации по управлению тормозами.


Как оценить надежность тягового подвижного состава. Зак В.В., Васильев И.П., Дмитриев С.А.

Одним из приоритетных направлений технической политики локомотивного комплекса в отношении тягового подвижного состава, от которого в значительной мере зависят безопасность движения и эффективность работы транспорта, является обеспечение высокого уровня безотказности и готовности локомотивов. В статье речь идет о надежности железнодорожной техники и показателях, ее характеризующих, об изменении подходов к нормированию показателей безотказности и готовности локомотивов на этапе проектирования, об учете ответственности участников перевозочного процесса в расчете надежности, о перспективах развития подходов к оценке надежности локомотивов.


Больше внимания защите вводов понижающих трансформаторов. Субханвердиев К.С.

Работа направленной дистанционной защиты (НДЗ) мало освещена в технической литературе. Более того, имеющиеся рекомендации по выбору ее уставок требуют серьезных уточнений. Поэтому автор статьи проанализировал работу данной защиты и привел рекомендации, как выбирать ее уставки.


Научный путь длиной более полувека.

К 80-летию кандидата технических наук Э.Э. Ридэля опубликована поздравительная статья. Около 30 лет он заведует кафедрой «Техника транспорта» Российской академии путей сообщения — структурного подразделения Российского университета транспорта, где он много внимания уделяет повышению профессиональных компетенций руководящих работников ОАО «РЖД». Вниманию читателей представлен рассказ о творческом пути ученого-исследователя, талантливого организатора последипломного образования, постоянного автора нашего журнала.


Тюменская детская железная дорога — 50 лет в пути! Каргаполов Д.В., Снегирева Л.И.

В начале августа текущего года свой полувековой юбилей отметила Тюменская детская железная дорога (ДЖД). В статье рассказано об истории создания дороги, ее развитии, о машинах, эксплуатировавшихся на ней, людях, там работающих. Ежегодно на ДЖД проходят обучение порядка 450 школьников 5 — 8-х классов из школ города Тюмень и близлежащих населенных пунктов. В течение года ребята занимаются в кружке «Юный железнодорожник». Каждые два года лучшие из них направляются на сетевой конкурс «Лучший по профессии», на слет представителей детских железных дорог. Руководство Свердловской дороги совместно с Правительством Тюменской области уделяют особое внимание развитию Тюменской ДЖД.


На 1-й с. обложки опубликовано фото трехсекционного грузового электровоза переменного тока с асинхронным тяговым приводом 3ЭС5С.