ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 8, 2016 г.


Энергоэффективность локомотивов в зеркале статистики. Игин В.Н.

Оценка энергетической эффективности или неэффективности локомотива в настоящее время основана на субъективном представлении или со слов опытного специалиста или причастного аналитика. Для восполнения пробела при определении, какой локомотив считать энергоэффективным, а какой неэффективным, автор статьи предлагает методику оценки энергоэффективности локомотива. В частности, по статистическим данным он доказывает, что среди однотипных локомотивов тот энергоэффективный, который большую работу выполняет с меньшими затратами электрической энергии или дизельного топлива. И не факт, что новые серии локомотивов оказываются энергоэффективнее старых.


Как повысить качество работы машинистов-инструкторов. Аннин В.А.

На сетевой школе Дирекции тяги ОАО «РЖД», состоявшейся недавно на базе эксплуатационного локомотивного депо Самара, участники обсудили итоги внедрения пилотного проекта организации работы машинистов-инструкторов по принципу перераспределения обязанностей в Куйбышевской дирекции тяги. Принцип формирования пилотного проекта основан на повышении эффективности работы машинистов-инструкторов локомотивных бригад благодаря перераспределению обязанностей. Организация работы по данной системе позволяет освободить машинистов-инструкторов, выполняющих работу на линии, от закрепления за ними контингента локомотивных бригад, значительно повышая качество выполняемых ими должностных обязанностей.


Профилактика утомления локомотивных бригад. Якоцуц О.Л.

Важным условием обеспечения безопасности движения поездов является правильная организация труда и отдыха локомотивных бригад. Автор статьи говорит о том, что важную роль в организации производственного процесса играет ритм работы, который тесно связан с механизмом образования динамического стереотипа. А так как деятельность локомотивной бригады основана на ряде автоматических рабочих движений, переходящих в монотонность, то это может привести к преждевременной усталости и сонливости. Автор приводит необходимые факторы для профилактики утомления, которые оказывают существенное воздействие на организм и сохраняют ресурсоспособность работников локомотивных бригад.


Работа с аппаратурой комплекса МАЛС. Карянин В.И.

Работники Дирекции тяги ОАО «РЖД» совместно с научными сотрудниками ОАО «НИИАС» подготовили книгу «Памятка машинисту по пользованию бортовой аппаратурой маневровой автоматической локомотивной сигнализации (МАЛС)». В этом номере опубликована эта памятка в журнальном (сокращенном и упрощенном) изложении. В частности, приведен порядок включения и выключения бортовой аппаратуры, описана работа МАЛС, приведен алгоритм проверки бдительности машиниста, остановки локомотива, действия машиниста при отказах аппаратуры.


Электрическая схема тепловоза 2ТЭ116. Анисимов В.П.

Публикуемое описание применимо к принципиальной электрической схеме 2ТЭ116.70.01.008Э3 с изменениями, внесенными с тепловоза 1535. В этом номере опубликована цветная схема электрических цепей на вкладке. В тексте описаны цепи: пуска дизеля, остановки дизеля, возбуждения стартер-генератора и зарядки аккумуляторной батареи, возбуждения тягового генератора в режиме холостого хода, пуска электродвигателя воздушного компрессора, приведения тепловоза в движение.


Особенности электрических аппаратов и цепей электровозов ЧС7. Ермишкин И.А.

Продолжение статьи (начало см. в 7) об особенностях электрических аппаратов электровозов ЧС7. В этом номере рассказано о расположении низковольтной аппаратуры, описаны и приведены иллюстрации промежуточных реле различных типов, реле управления промежуточным контроллером и их внутренний монтаж, электронные реле времени, контакторы и блокировки пожарной сигнализации.


Тепловоз ТЭМ14: особенности конструкции дизеля. Кузнецов К.В.

Окончание статьи (начало см. в 7). В этом номере описаны следующие узлы дизеля: коленчатый вал, маховик и соединительная муфта, шатун, поршень, головка цилиндра, клапаны, механизм газораспределения, распределительный вал, нижние рычаги механизма привода клапанов, форсунка.


Устройство и работа оборудования электровозов серии ЭП1. Потанин А.А.

Автор статьи подготовил серию статей, в которой подробно описаны конструкция и электрические схемы электровозов серии ЭП1. В этом номере публикуется первая статья, в где приведены компоновка основных узлов и агрегатов электровозов, а также назначение и расположение органов управления в кабине машиниста и расположение оборудования в кузове электровоза.


Гидравлические передачи локомотивов. Принципы работы и характеристики тепловозных гидравлических передач. Руднев В.С.

Продолжение цикла статей в рубрике «Школа молодого машиниста» (начало см. 8 — 12, 2015 г.; 1 — 7, 2016 г.). В этом номере рассказано об истории развития тепловозов с гидравлическими передачами, об устройстве и принципах работы гидравлических передач, о типах отечественных гидравлических передач, сфере применения гидродинамических передач, промышленных тепловозах с гидродинамической передачей. Приведена компоновка узлов гидропередачи на отечественных тепловозах.


Эффективна ли установка зарубежных дизелей? Куделькин И.Н.

На многих тепловозах, особенно построенных за последние 10 лет, установлены дизели зарубежного производства. Эта ситуация не понятна большинству специалистов, особенно в разрезе проводимой Правительством России политики импортозамещения. Автор статьи раскрывает положительные и отрицательные стороны установки зарубежных дизелей на отечественный автономный подвижной состав. По мнению автора, при принятии решения об инициировании разработок по созданию новых локомотивов или модернизации уже эксплуатируемых с применением дизелей зарубежного производства необходимо руководствоваться помимо положительных факторов, еще и указанными в статье отрицательными, которые порой перевешивают первые.


Паровозы ФД: история «Железного Феликса». Ильин Ю.Л.

Окончание статьи (начало см. в 7, 2016 г.). В этом номере говорится об изготовлении паровоза ФД20-1, его испытаниях, о серийном производстве, о паровозах ФД с конденсацией пара и широкотрубным перегревателем, об эксплуатации паровозов ФД до 1941 г. Рассказано о рекордных поездках, а также об эксплуатации паровозов ФД в военное время и послевоенный период, передаче их в Китай и исключении из инвентарного парка.


Стальной нерв экономики страны.

Материал опубликован к 80-летию Дня железнодорожника. Рассказано об учреждении этого праздника, кратко изложена история развития сети железных дорог в стране, о разительном изменении облика отрасли за 80 лет. В частности, рассказано о развитии сети скоростного и высокоскоростного движения. Редакция поздравила своих читателей с этим профессиональным праздником.


На 1-й с. обложки помещен снимок нового электропоезда Белорусской дороги ЭПМ компании «Stadler Bussnang AG» (Швейцария).

В номере имеется вкладка: цветная схема электрических цепей тепловоза 2ТЭ116.