ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 7, 2024 г.

 

«Локомотивы. Электрический транспорт — XXI век». Молчанов А.В.

В Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) прошла Международная отраслевая научно-техническая конференция «Локомотивы. Электрический транспорт — XXI век». Участие в работе конференции приняли руководители и специалисты ОАО «РЖД», представители предприятий, связанных с производством и ремонтом тягового подвижного состава, специалисты научно-исследовательских и проектных организаций, ученые, преподаватели, аспиранты и студенты транспортных вузов России, стран СНГ и других государств. Мероприятие было приурочено к 150-летию со дня рождения выдающегося ученого-изобретателя Я.М. Гаккеля и 100-летию с момента постройки первого отечественного тепловоза серии Щэл1 (1924 г.), созданного по его проекту.

В ходе работы конференции были обсуждены вопросы производства, модернизации, обслуживания локомотивов и моторвагонного подвижного состава, современного состояния, основных тенденций и перспектив развития обеспечения безопасности движения, автоматических тормозов подвижного состава и тяги поездов, совершенствования конструкции, новых подходов в ремонте и эксплуатации, энергоэффективности и совершенствования энергетических установок, подготовки специалистов в области тягового подвижного состава в современных условиях и многие другие. В статье приводится краткий обзор основных прозвучавших докладов.

 

Деятельность тягово-энергетических лабораторий станет эффективнее. Булатников В.В.

От стабильной работы локомотивов зависит четкий ритм перевозок, качество обслуживания грузоотправителей и пассажиров, экономическое благополучие Российских железных дорог. В этих условиях ключевое значение приобретают тягово-энергетические лаборатории Дирекции тяги, используемые для решения самого широкого спектра задач. До настоящего времени не было документов для нормирования труда работников тягово-энергетических лабораторий Дирекции тяги.

Центром организации труда и проектирования экономических нормативов совместно с инженерно-техническими работниками Дирекции тяги, Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства в 2023 г. была проведена работа по исследованию затрат рабочего времени специалистов, осуществляющих тягово-энергетические испытания подвижного состава. По итогам проведенной работы были утверждены Временные нормативы численности работников тягово-энергетических лабораторий (распоряжение ОАО «РЖД» от 13.02.2024 № 397/р). В статье кратко рассказано об основных ключевых положениях нового нормативного документа.

 

Моделирование износа бандажей колёсных пар. Писарев А.В., Моисеенко В.О.

Фундаментальным преимуществом железнодорожного транспорта является его наибольшая энергетическая эффективность (количество затрачиваемой энергии на транспортировку единицы груза) в сравнении с другими типами наземного транспорта. В том числе этому способствует применение в целях реализации движения стальных рельсов и колёс, что является наиболее оптимальной парой по коэффициенту трения и стоимости материалов. Обратной стороной применения стальных колёс и рельсов является их взаимное изнашивание в результате совместного взаимодействия.

В настоящее время локомотивное хозяйство имеет возможность контролировать износ колёс достаточно ограниченным количеством способов. В их числе — выбор наиболее оптимального профиля обточки поверхности катания и гребня колёс для различных полигонов эксплуатации тягового подвижного состава.

Компанией ООО «Центр Перспективных Технологий ТМХ» совместно с Брянским государственным техническим университетом было проведено исследование по выбору оптимального профиля обточки колёс для электровозов серий ЭС5К, ВЛ80 и тепловозов ТЭ10, ТЭ25К(М), ТЭ116, 2ТЭ25К(М) на различных полигонах железных дорог России. Методом исследования было выбрано компьютерное моделирование при помощи средств программного комплекса «Универсальный механизм» (ПК «УМ»), позволяющего оценивать ресурс профиля колес до его предельного предбраковочного состояния.

В статье рассказано о проделанной исследовательской работе, приведены основные выводы результатов данного исследования.

 

Совершенствовать безопасность труда, промышленную, пожарную и экологическую безопасность! Молчанов А.В.

Недавно на полигоне Восточно-Сибирской дирекции тяги состоялась очередная ежегодная сетевая школа передового опыта по развитию системы работы в области охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности, организованная Дирекцией тяги (ЦТ) — филиалом ОАО «РЖД». В ходе двух дней работы школы участники обсудили актуальные вопросы организации и совершенствования работы в области охраны труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности в локомотивном комплексе. В работе сетевой школы приняли участие главные инженеры, начальники и специалисты отделов охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля региональных дирекций тяги, Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД», технической инспекции Роспрофжел, АО «ВНИИЖТ», Российского университета транспорта, сервисных ремонтных компаний. Все участники в формате активного общения обсуждали проблемные вопросы и искали пути их решения. Работа школы прошла под председательством главного инженера ЦТ О.В. Чикиркина.

В статье рассказано о работе школы, приведены основные принятые решения по ключевым блокам вопросов.

 

В Красноярске прошла школа по охране труда и производственной безопасности

Недавно на базе филиала «Красноярский» ООО «ЛокоТех-Сервис» впервые прошел выездной двухдневный обучающий семинар для сотрудников по повышению эффективности работы в области охраны труда и производственной безопасности — «Школа по охране труда и производственной безопасности». В мероприятии приняли участие около 30 специалистов Компании из 13 филиалов и сервисных локомотивных депо (СЛД). Семинар был приурочен к Всемирному дню охраны труда. Основная цель мероприятия — обмен опытом между филиалами, усиление профилактических мероприятий, направленных на исключение травматизма, вопросы экологии и переход на новый формат выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ), что обусловлено вступающим в силу требованием законодательства Российской Федерации.

В статье рассказано о работе семинара, приведена информация о награжденных победителях конкурса «Лучший по профессии специалист по охране труда».

 

Устройство проверки сигнализации. Серов В.Ю.

Возникающие проблемы с блоками сигнализации БС-006 электровозов серии ВЛ80 стали причиной новой плодотворной работы для создания микропроцессорного устройства. На Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе (УЛВРЗ) работники участка по проверке блоков БС-006 столкнулись со сложностью поверки как по одной ячейке, так и по двум, а также перекрестного подключения. Выполнить эту задачу не представлялось возможным из-за отсутствия такого необходимого устройства, которое позволяло бы зажигать ячейки по определенному алгоритму.

Для решения этой проблемы было создано устройство, которое позволяет проводить проверку блоков БС. В статье рассказано о новом устройств и его возможностях.

 

На всех тормозах. Шалобай А.С., Лазуткин Г.В.

Применение электродинамического тормоза (ЭДТ) на тепловозах с электрической передачей мощности позволяет уменьшить износ тормозных колодок, повысить безопасность движения благодаря наличию дополнительной (электрической) системы торможения, не применять автоматические тормоза поезда на спусках небольшой крутизны, плавно регулировать тормозную силу, снимать с колес локомотива тепловую нагрузку, а также эффективно дополнять пневматический тормоз.

Грузовые магистральные тепловозы 2ТЭ116 оснащались ЭДТ с 1991 г. (с № 1609). У штатной системы ЭДТ тепловоза 2ТЭ116, как и у систем большинства других серий, существует ряд недостатков. Так, работа дизеля осуществляется с повышенной частотой вращения коленчатого вала, что связано с необходимостью обеспечения затрат энергии на питание обмоток возбуждения тяговых двигателей, получающих питание от тягового генератора. В результате снижается моторесурс дизеля, увеличивается расход топлива, что в дальнейшем негативно сказывается на эксплуатационных характеристиках тепловоза.

В настоящее время возникла необходимость доработать существующую систему ЭДТ и заменить штатный аналоговый блок управления на микропроцессорный. В основе новой системы электродинамического тормоза использовано схемно-конструктивное решение, разработанное специалистами Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) совместно с сотрудниками Петербургского государственного университета путей сообщения. В статье рассказано об усовершенствованной системе электродинамического тормоза тепловоза 2ТЭ116.

 

Электрическая схема электровоза ВЛ80С (цветная схема — на вкладке). Мысков О.В.

В статье приведена информация об основных наиболее значимых изменениях в электрической схеме грузового магистрального электровоза переменного тока ВЛ80С, внесенных заводом-изготовителем в процессе выпуска. На вкладке дана цветная электрическая схема электровоза ВЛ80С, соответствующая локомотивам с № 937 по № 2174.

 

Обнаружение и устранение неисправностей тепловозов ТЭМ18ДМ последних выпусков. Хлызов А.Г.

Продолжение статьи (начало см. № 4 — 6, 2024 г.).

В четвертой части статьи приведены неисправности и методы их устранения при смене пульта управления, в схеме управления торможением краном машиниста № 205 с пульта управления ПУ2, цепей управления песочниц, управления вентилятором и автоматического управления температурой теплоносителей.

 

Электропоезда серии ЭС104. Лимонов Д.Э., Рыстина Е.А., Карпов А.Е.

Окончание статьи (начало см. № 6, 2024 г.).

Во второй части статьи приведено описание конструкции подкузовных контейнеров электрического оборудования, преобразователя собственных нужд, автосцепок головных вагонов.

 

Экипажная часть тепловоза ТЭП70БС. Цывкунов Г.И.

В статье приводится описание конструкции экипажной части пассажирского тепловоза Коломенского завода ТЭП70БС: тележки и ее рамы, шкворневого узла.

 

Песочная система электровоза 2ЭС6 «Синара». Осинцев И.А.

В статье приведено описание устройства и работы песочной системы грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6 «Синара».

 

Бесконтактные регуляторы напряжения современных тепловозов. Якунин В.В., Калугин С.П.

В статье рассказано об устройстве, монтаже, условиях эксплуатации и принципах работы регуляторов напряжения БРН ЯТАУ.656121.001 или ЯТАУ.656121.001-01, предназначенных для стабилизации напряжения генераторов современных тепловозов (ТЭМ14, ТЭП70БС и др.).

 

Стратегический запас паровозов Швеции. Ильин Ю.Л.

Во второй половине ХХ века почти во всех странах мира произошел переход с паровой на тепловозную и электрическую тягу. Во многих государствах паровозы, отставлявшиеся от эксплуатации, довольно быстро резали в металлолом. Однако в некоторых странах мира существовали стратегические запасы паровозов. Эти локомотивы сохранялись для возможной эксплуатации в случае войны или другой кризисной ситуации.

В статье рассказано об истории железных дорог Швеции и запаса паровозов, существовавшего в этой стране.

В первой части статьи приведена краткая информация о железных дорогах Швеции, о паровозном парке этой страны, о создании и содержании стратегического запаса паровозов. Окончание следует.

 

На 1-й с. обложки — электропоезда постоянного и переменного тока ЭП2ДМ и ЭП3Д с отечественным оборудованием.