ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 7, 2023 г.

 

О перспективах развития Российских железных дорог. Валинский О.С.

В Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I недавно состоялся XI Международный симпозиум «Eltrans-2023. Электрификация и электрическая тяга: цифровая трансформация железнодорожного транспорта». С момента проведения предыдущего симпозиума прошло четыре года. За это время произошли кардинальные изменения в деятельности не только железнодорожного транспорта, но и экономики страны в целом.

В статье рассказано об основных направлениях развития железных дорог России, среди которых сформированы два сценария развития — базовый и инновационный. Подробно рассказано о направлениях развития локомотивного комплекса.

 

Молодежь включена в развитие моторвагонного комплекса. Шлыков Е.А.

Недавно в Самаре прошло совещание, организованное Центральной дирекцией моторвагонного подвижного состава — филиала ОАО «РЖД» (ЦДМВ) с молодыми перспективными работниками подразделений дирекции. Ключевой целью совещания организаторы поставили перед собой формирование сообщества из числа молодежи, проводящей изменения в структурных подразделениях ЦДМВ. Подробнее об итогах данного мероприятия рассказано в статье.

 

ДОСС дает дорогу молодым. Один Д.С., Муравьев И.А., Пошва Я.В.

Под Санкт-Петербургом недавно состоялся VI Слет молодежи Дирекции скоростного сообщения (ДОСС) — филиала ОАО «РЖД». В этом году Слет прошел под девизом «Энергия будущего». На протяжении трех дней 70 молодых и активных работников ДОСС и ее структурных подразделений, а также из компании ООО «ВСМ-Сервис» принимали участие в деловых играх для раскрытия и развития своего потенциала, слушали выступления экспертов по корпоративному волонтерству, принимали участие в спортивных, командообразующих играх. Во время деловых игр процессом руководили бизнес-тренеры — лучшие специалисты в данной области, подобрать которых организаторам слета помогли в Корпоративном университете РЖД. Подробнее о работе слета и его итогах рассказано в статье.

 

Применение нормативных документов в локомотивном комплексе ОАО «РЖД». Логунов А.В., Волков А.М.

Работа железнодорожного транспорта регламентируется множеством нормативных документов. С повышением надежности и функциональности железнодорожной техники, определяемой в целом надежностью функциональных подсистем, общего программного обеспечения и комплекса технических средств, увеличивается номенклатура разрабатываемой и актуализируемой конструкторской и технологической документации. При этом многие правила, регламенты, положения и инструкции со временем теряют свою актуальность, содержат противоречивые положения и устаревшие нормы. Во избежание повторений, возможных противоречий и технологических пробелов требуется постоянная поддержка технических, нормативных и организационно-распорядительных документов в актуальном состоянии. На сегодняшний день для этих целей в ОАО «РЖД» применяется множество интерактивных ресурсов, что создает определенные трудности в их использовании и применении на практике.

Решением вышеуказанной проблемы может стать совершенствование базы электронной системы научно-технической документации (ЭС НТД) посредством применения «сквозных» цифровых технологий. Специалисты Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства — филиала ОАО «РЖД» в своей деятельности по методологической поддержке и обеспечению локомотивного комплекса нормативной и технической документацией активно используют пилотную эксплуатацию данной системы. Подробнее о направлениях совершенствования базы ЭС НТД рассказано в статье.

 

Готовность развиваться. Дрогайцева М.А.

В статье приведены краткие итоги работы совещания, организованного Дирекцией по ремонту тягового подвижного состава (ЦТР) в Ярославле с руководителями финансово-экономического и кадрового блока региональных дирекций. Приоритетом для проведения совещания стал полигон с высокоэффективной командной работой. Участниками совещания был разработан ряд мероприятий по развитию внутренней и внешней клиентоориентированности, коммуникации и информированию работников, организации учета устройств безопасности, предложены «пакетные» решения по повышению операционной эффективности деятельности Дирекции.

 

Импортозамещение как вызов нового времени. Корабельников Н.И., Ерцев В.А. Старовойтов С.А.

На текущий момент ввиду сложившейся макроэкономической обстановки наиболее остро стоит вопрос развития транспортного комплекса РФ в части обеспечения технологического суверенитета и импортозамещения. Для ускорения и оптимизации процедуры допуска альтернативных составных частей локомотивов и их поставщиков Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) был разработан и утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 04.07.2022 № 1746/р Временный порядок, определяющий требования и порядок взаимодействия владельца инфраструктуры, машиностроительных организаций и конструкторских подразделений. Подробнее о применении данного распоряжения на практике рассказано в данной статье.

 

Техническое обслуживание и ремонт высокоскоростных электропоездов. Лакин И.И.

Одним из основных способов обеспечения мобильности населения во всем мире стало создание высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) с использованием высокоскоростных электропоездов. В статье приведен мировой обзор развития железнодорожного высокоскоростного движения, рассказано об организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава высокоскоростных линий.

 

Надлежащее содержание рабочего места — гарантия комфортного выполнения должностных обязанностей. Саврико С.В.

Пассажирские электровозы ЭП2К приписки эксплуатационного локомотивного депо Барабинск играют ключевую роль в обеспечении эксплуатируемого пассажирского парка, поскольку эксплуатация данного тягового подвижного состава осуществляется на территории четырех железных дорог. Распоряжением заместителя генерального директора ОАО «РЖД» — начальника Дирекции тяги О.С. Валинского в текущем году утверждена Программа мероприятий по организации в 2023 г. «Года технического, культурного и эстетического содержания рабочего места». Во исполнение требований данного распоряжения в эксплуатационных локомотивных депо Западно-Сибирской дирекции тяги на планерных совещаниях с локомотивными бригадами рассматриваются вопросы содержания кабин локомотивов с указанием конкретных примеров. Подробнее о проводимой работе по поддержанию в культурно-эстетическом состоянии электровозов ЭП2К рассказано в данной статье.

 

Цепи собственных нужд электровоза 2ЭС6 «Синара». Осинцев И.А.

В статье приведено описание работы электрических цепей грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6 «Синара»: включения прожектора и буферных фонарей, тифона и свистка, обогрева стекол и зеркал заднего вида, микроклимата, стеклоочистителей, стеклоомывателя, солнцезащитной шторки, вспомогательного компрессора, компрессорного агрегата, тормозного и пневматического оборудования, УКТОЛ.

 

Особенности электрической схемы тепловозов ТЭМ18ДМ, оборудованных ЭСУВТ и переключателем ПКЭП-8026 с электроприводом. Хлызов А.Г.

На тепловозах ТЭМ18ДМ последних выпусков, оборудованных электронной системой впрыска топлива (ЭСУВТ), помимо замены переключателей ППК-8023 с электропневматическим приводом на переключатели ПКЭП-8026 с электроприводом, установки систем БОСВ, САЗДТ и др., также были внесены изменения в электрическую схему. В статье приводится описание работы схемы тепловоза с учетом произошедших изменений. В первой части статьи приведено описание подготовительных работ перед пуском дизеля, цепей запуска дизеля, назначение блокировок в цепях запуска, цепей возбуждения синхронного возбудителя и подзарядки аккумуляторной батареи, работа схемы на режиме аварийного возбуждения тягового генератора.

 

Устройство и работа защитных реле силовой цепи электропоездов ЭД4М. Ермишкин И.А.

В статье рассмотрены особенности работы защитных реле на электропоездах постоянного тока ЭД4М, таких как реле боксования и напряжения. Рассказано об особенностях построения электрических схем на электропоездах с оборудованием Рижского электромашиностроительного завода и Новочеркасского электровозостроительного завода, а также на электропоездах ЭД4М № 0500 — 0503 и ЭП2Д.

 

Анализ перегрева букс тягового подвижного состава в эксплуатации. Лапицкий В.Н.

Буксовый узел является важнейшим узлом тягового подвижного состава, от технического состояния которого напрямую зависит безопасность движения. В процессе эксплуатации возникают перегревы букс, которые могут привести к его сходу. В статье рассмотрены причины перегрева букс тягового подвижного состава. Особое внимание уделено перегреву букс в эксплуатации, а также указаны основные причины их перегрева.

 

Устранение неисправностей при эксплуатации электропоездов ЭС1(П), ЭС2Г(П) «Ласточка». Щегольков Р.С., Олондарь А.С., Жирнов К.А.

Группой работников Московской дирекции скоростного сообщения была разработана Памятка для локомотивных бригад по выходу из нестандартных ситуаций при эксплуатации электропоездов ЭС1(П), ЭС2Г(П) «Ласточка». Данный документ широко применяется локомотивными бригадами Московской дирекции скоростного сообщения. Для ознакомления широких слоев читателей, в том числе тех, кто только собирается связать свою жизнь с работой на современных электропоездах, редакция публикует некоторые выдержки данной памятки.

В данном номере журнала рассказано о подготовке электропоезда к следованию с неисправным безопасным локомотивным объединенным комплексом (БЛОК), следованию с неисправным ЭПК, действиях локомотивной бригады при невозможности восстановления работы стоп-крана, при неисправностях переключателя рода тока, быстродействующего выключателя и главного выключателя, тягового преобразователя, преобразователя собственных нужд, токоприемников и заземлителей 3 и 25 кВ, порядке действий локомотивной бригады при активации ударной кнопки.

 

Устройство проверки межсекционной связи тепловозов ТЭП70БС. Пронин А.А., Гаврилей Р.В., Елисеев С.В.

С 2018 г. АО «Коломенский завод» выпускает тепловозы ТЭП70БС нового исполнения с возможностью работы по системе двух единиц, с двухпроводной системой энергоснабжения пассажирского поезда. Это позволило использовать их для вождения электропоездов ЭС1П/ЭС2ГП «Ласточка» по неэлектрифицированным участкам железных дорог, а также эксплуатировать тепловозы ТЭП70БС по системе двух единиц с составами из двухэтажных вагонов. При этом локомотивы обеспечивают необходимую мощность нагрузки энергоснабжения состава. В дальнейшем был разработан проект по оборудованию ранее выпущенных локомотивов ТЭП70БС № 177 — 222 системой энергоснабжения пассажирского состава по двухпроводной схеме с возможностью работы тепловозов по системе двух единиц.

При выполнении данных работ возник вопрос об альтернативном методе проверки работоспособности локомотива по системе двух единиц при отсутствии на заводе второго тепловоза, оборудованного по данной схеме. Для решения этой проблемы специалистами АО «ВНИКТИ» было разработано устройство проверки межсекционного соединения (УПМС). Подробнее о данном устройстве и его функциональных возможностях рассказано в статье.

 

Технические решения по результатам испытаний электровозов «Ермак» с поосным регулированием силы тяги. Михальчук Н.Л., Попов Ю.И., Пудовиков О.Е., Савоськин А.Н., Чучин А.А.

По результатам испытаний электровозов 3ЭС5К «Ермак» с поосным регулированием силы тяги и независимым возбуждением тяговых электродвигателей для вождения поездов массой 7100 т были приняты решения по исследованию и поиску схемотехнических решений с целью повышения эффективности выпускаемых электровозов. Основным недостатком электровозов 3ЭС5К, выявленным в ходе проведения испытаний, является необходимость разрыва силовой электрической схемы при переходе с последовательного на независимое возбуждение и от независимого возбуждения к последовательному. Такой разрыв сопровождается потерей силы тяги, что недопустимо при ведении поезда по подъему.

Для исключения этих недостатков предлагается новое техническое решение на основе применения индивидуальных управляемых мостовых транзисторных преобразователей возбуждения, шунтирующих каждую обмотку возбуждения, которые могут работать как в режиме тяги, так и в режиме рекуперации, обеспечивая индивидуальное автоматическое управление токами возбуждения и реализуя заданную жесткость тяговых характеристик. Подробнее о данном техническом решении рассказано в статье.

 

Спасение электровоза ГЭТ. Дополнение к сказанному. Егоров М.В.

В журналах «Локомотив» № 8, 9, 2022 г. была опубликована статья П.В. Кашина «Как спасали электровоз ГЭТ». В спасении данного электровоза принимало участие много неравнодушных любителей железных дорог, среди которых — М.В. Егоров. Автор поделился одним любопытным эпизодом в деле спасения данного электровоза, который не был отражен в предыдущей статье.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото маневрового тепловоза ТЭМ18ДМ