ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 7, 2022 г.

 

Открытый диалог с машинистами. Валинский О.С.

Одной из форм открытого диалога с сотрудниками являются регулярно проводящиеся в течение 16 лет Слеты машинистов, на которые делегируются сотни лучших работников со всей страны для совместного формирования виденья будущего и механизмов его достижения. Очередной, V форум машинистов прошел в конце мая этого года. На мероприятие было делегировано 326 представителей всех дирекций тяги, моторвагонного подвижного состава и скоростного сообщения. В ходе встречи участники получили возможность обсудить с руководителями локомотивного комплекса страны широкий круг актуальных тем, волнующих коллективы. В открытом диалоге и круглых столах с машинистами встретились 60 руководителей ОАО «РЖД» из 20 департаментов и филиалов Компании. Подробнее об итогах прошедшего Слета машинистов рассказано в данной статье.

 

Локомотивным бригадам — комфортный, безопасный труд. Чикиркин О.В.

В Санкт-Петербурге на очередном V Слете машинистов в докладах и дискуссиях на круглых столах форума были рассмотрены самые острые аспекты работы локомотивных бригад. С обзором состояния производственного травматизма, условий труда и отдыха локомотивных бригад, решения ряда других актуальных проблем локомотивного комплекса выступил главный инженер Дирекции тяги — филиала ОАО «РЖД» О.В. Чикиркин. Об основных положениях его доклада рассказано в данной статье.

 

Векторы путей обеспечения охраны труда. Саврико С.В.

В статье рассмотрены вопросы эффективной культуры безопасности труда на объектах локомотивного комплекса. В рамках проведения Всемирного дня охраны труда в текущем году в Дирекции тяги был сделан акцент на привлечение каждого работника к вопросам безопасности, инициировано анкетирование на тему: «Культура безопасности». В настоящее время в ОАО «РЖД» и Дирекции тяги разработан ряд документов и требований, определяющих безопасность процессов и технологий.

 

Резолюция V Слета машинистов ОАО «РЖД».

В Санкт-Петербурге по итогам проведенного V Слета машинистов ОАО «РЖД» была принята резолюция с ключевыми решениями, которые помогут повысить эффективность и безопасность работы машинистов, сделать условия их труда более комфортными. Подробнее о принятых решениях рассказано в публикуемом документе.

 

Комплексный подход к организации безопасности на объектах Дирекции тяги. Николаева Т.В.

В статье рассказано о проводимых Дирекцией тяги — филиалом ОАО «РЖД» системных мероприятий по обеспечению технологического процесса сохранности локомотивов путем оборудования эксплуатационных локомотивных депо техническими средствами охраны и объектовой приемопередающей аппаратурой. Главная цель системы безопасности — предотвращение чрезвычайных ситуаций путем оперативного направления компетентных и экипированных сотрудников групп быстрого реагирования, способных вмешаться в ситуацию, обеспечить порядок и безопасность на территории объекта до приезда сотрудников правоохранительных органов, а также ограничение доступа на территорию объектов постороннего транспорта и сторонних лиц.

 

ООО «Профит Центр Плюс»: новые материалы и разработки для железнодорожного транспорта. Михайлов А.А.

Одним из приоритетных направлений производственной деятельности ООО «Профит Центр Плюс» (ООО «ПЦП», г. Челябинск) на протяжении более 20 лет являются разработка и внедрение для железнодорожного транспорта разнообразных изделий из композиционных материалов, обладающих высокими прочностью, износо- и ударостойкостью, технологичностью в изготовлении и ремонтопригодностью. К числу высокотехнологичных изделий из композиционных материалов производства ООО «ПЦП», которые по своим характеристикам и ресурсу значительно превосходят существующие аналоги, можно отнести кожухи зубчатой передачи и эластичные уплотнения к ним, воздуховоды и форсунки песочниц для локомотивов. В статье рассказано о данных разработках и результатах их внедрения на локомотивах.

 

Надежность технических средств и подходы к техническому регулированию. Парнюк С.М.

В Российском университете транспорта (РУТ-МИИТ) на прошедшей Научно-практической конференции «Безопасность движения поездов» в рамках круглого стола по вопросам локомотивного хозяйства состоялся доклад Дирекции тяги — филиала ОАО «РЖД» по вопросам надежности технических средств и подходов к техническому регулированию. Одним из основополагающих государственных стандартов является ГОСТ «Надежность в технике», определяющий основные подходы к обеспечению устойчивой, надежной работы технических средств, закрепляющий понятия ресурса и показателей готовности. ОАО «РЖД» в развитие данной системы формирует корпоративные, отраслевые стандарты, внутренние нормативные акты. Подробнее о проделанной работе в данной области и перспективах развития рассказано в данной статье.

 

Как эффективно снизить риск опасных отказов оборудования локомотивов. Кольцова Е.Л.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.04.2021 № 888р был введен в действие классификатор опасных отказов. Опасные отказы группируются на три группы — отказы устройств безопасности, отказы тормозного оборудования и отказы экипажной части и колесных пар. В статье рассказано о мероприятиях, проводимых Дирекцией тяги — филиалом ОАО «РЖД» по снижению рисков опасных отказов оборудования локомотивов.

 

Опыт эксплуатации электровозов «Ермак» в режимах, предусматривающих отключение пусковых двигателей. Бондарик В.В.

В статье предлагается модернизация схемы управления электровозов типа ЭС5К «Ермак», предусматривающая отключение пусковых двигателей в эксплуатации. Внедрение данной схемы позволит, помимо исключения возгорания пусковых двигателей в движении, также существенно сократить расход электроэнергии на питание вспомогательных машин, исключив работу пусковых двигателей при движении электровоза, а также при его горячем отстое.

 

Система воздухоподготовки электровозов 2ЭС6, 2ЭС10. Осинцев И.А.

Источником сжатого воздуха на грузовых электровозах постоянного тока 2ЭС6 «Синара» и 2ЭС10 «Гранит» является винтовой компрессорный агрегат. На данных локомотивах применяются компрессорные агрегаты разных типов разных производителей. В статье приведены особенности конструкции разных типов компрессорных агрегатов типа ВВ-3,5/10 У2 Полтавского турбомеханического завода, ДЭН-30МО У2, АКВ-3,5/1 Л У2 Челябинского компрессорного завода.

 

Знакомьтесь: маневровый двухдизельный тепловоз ТЭМ23.

Брянским машиностроительным заводом (БМЗ, входит в структуру АО «Трансмашхолдинг») были выпущены два новых маневровых четырехосных тепловоза ТЭМ23. В начале 2022 г. тепловозы ТЭМ23 в рамках предварительных испытаний прошли опытный пробег в эксплуатационном локомотивном депо Брянск II Московской дирекции тяги. Тепловоз ТЭМ23 — двухдизельный, с электрической передачей переменного тока. Он предназначен для выполнения маневровой и маневрово-вывозной работы на железных дорогах с умеренным климатом при температурах воздуха окружающей среды от –50 до +40 °С. Новый локомотив создавался для работы на промышленных предприятиях, но благодаря асинхронному тяговому приводу он способен заменить линейку шестиосных тепловозов на полигоне ОАО «РЖД». В статье рассказано об основных конструктивных особенностях тепловоза данной серии.

 

Новые технические требования к сцепным устройствам электропоездов. Беляев В.И., Ступин Д.А., Назаров О.Н.

Исторически к автосцепному устройству подвижного состава не предъявлялось требований по усталостной прочности. С внедрением на железнодорожном транспорте системы сертификации потребовалось подтверждать долговечность узлов подвижного состава, в том числе автосцепок. Для автосцепок это стало осуществляться косвенным путем. Однако ни один документ не устанавливал требуемый ресурс в численном виде, не было установлено методов его подтверждения и пр. Ситуация изменилась с появлением новых, легких пассажирских сцепок, при эксплуатации которых были случаи разрушения деталей, вызывающие расцепление вагонов в поезде. Все это явилось основанием для постановки соответствующей задачи и проведения научно-исследовательской работы по определению нагруженности сцепок в условиях реальной эксплуатации электропоездов. В статье приведены результаты этой работы применительно к электропоездам серий ЭТ2М, ЭС2Г, ЭС2ГП.

 

Оборудование грузовых вагонов воздухораспределителями типа КАВ60 фирмы «Кнорр-Бремзе». Осинцев И.А., Осинцева А.В.

Окончание статьи (начало см. № 6, 2022 г.).

Во второй части статьи рассмотрены процессы установки магистральной и главной частей воздухораспределителя КАВ60, установка воздухораспределителя по частям, установка переключателя режимов отпуска тормоза, испытания тормоза, проверка действия в поезде, процесс замены частей прибора на вагонах, неисправности и порядок действий по их устранению.

 

Локомотивы Испании. Ильин Ю.Л.

Железные дороги Испании существуют уже более полутора веков. За это время на Иберийском полуострове была построена разветвленная сеть рельсовых путей. По сравнению с другими странами Западной Европы железнодорожная сеть Испании имеет ряд особенностей: другая ширина колеи, малое число пограничных переходов, использование подвижного состава, спроектированного не только в Европе, но и других частях мира.

В статье кратко представлена история и современное состояние локомотивного парка Испании. Рассмотрены преимущественно лишь те локомотивы, которые еще находятся в эксплуатации на железнодорожной сети этой страны, либо те машины, которые существенно повлияли на дальнейшее развитие локомотивного парка Испании.

 

Маневровые локомотивы: прошлое, настоящее, будущее. Лакин И.К.

Настоящая публикация является заключительным обзором истории, настоящего и будущего тягового подвижного состава железных дорог. Ранее были рассмотрены магистральные локомотивы, городской рельсовый транспорт, пригородные и скоростные электропоезда (см. журнал «Локомотив», № 12 за 2021 г., № 1, 6 за 2022 г.). Публикуемая статья посвящена одному из самых массовых видов локомотивов — маневровым.

 

Юрию Владимировичу Голову — 85 лет!

Одной из наиболее значимых фигур в локомотивном комплексе России является Юрий Владимирович Голов — профессионал высокого класса, опытный руководитель и организатор. Ю.В. Голов прошел яркий, талантливый трудовой путь. За большой личный вклад в обеспечение безопасности движения поездов, многолетний добросовестный труд на железнодорожном транспорте, высокий профессионализм и внедрение прогрессивных технологий он был отмечен государственными и ведомственными наградами. В статье, посвященной 85-летию Ю.В. Голова, приведены основные вехи его трудовой деятельности, рассказано о его разработках и работах, которыми он руководил и в которых принимал непосредственное участие.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото маневрового тепловоза Брянского машиностроительного завода ТЭМ23