ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 7, 2020 г.


Автоматизация производственной деятельности в Дирекции тяги. Чикиркин О.В.

Автор отмечает в статье, что для реализации Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» для цифровой платформы «Тяговый подвижной состав» сформировано четыре портфеля проектов: управление жизненным циклом локомотива; управление работой локомотивных бригад; управление обеспечивающими процессами; умный локомотив. Работы по указанным направлениям начаты еще в 2018 г. в рамках проекта «Цифровая железная дорога» и продолжается в рамках Стратегии цифровой трансформации с учетом принятых изменений и заявленных эффектов.

В 2020 и 2021 гг. проводятся основные работы по реализации инструментов автоматизации основных и вспомогательных бизнес-процессов. Завершается разработка второй очереди Единой корпоративной системы управления локомотивным комплексом, в рамках которой будут реализованы инструменты планирования обслуживания и ремонта локомотивов, автоматизированного планирования работы локомотивных бригад. Реализовано наполнение Доверенной среды данными с бортовых устройств диагностики локомотивов, завершается разработка базового функционала по формированию Смарт-контрактов. Также автор рассказывает о запланированных проектах на 2021 г. Сейчас уже подано в программу цифровизации 20 заявок на работы, которые являются продолжением Стратегии цифровой трансформации.


Автоматизированная система учета замечаний технического состояния тягового подвижного состава. Поморцев В.А.

В условиях развития цифровой экономики и всеобщей информатизации ОАО «РЖД» существующий метод и соответствующая ему технология фиксации замечаний технического состояния локомотива (журнал формы ТУ-152) не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к тяговому подвижному составу. Преследуя цель реализации цифрового управления техническим состоянием локомотива, автор статьи предлагает разработку информационной системы «Автоматизированная система учета замечаний технического состояния тягового подвижного состава». Данная технологическая платформа подразумевает разработку самостоятельной автоматизированной системы на базе программного обеспечения электронного терминала самообслуживания, а также компьютерных средств борта локомотива с возможностью просмотра и введения локомотивной бригадой информации о техническом и эстетическом состоянии локомотива.

Интеграция автоматизированных систем ОАО «РЖД» с предлагаемой системой позволит реализовать функции передачи необходимых данных для корректной работы системы и эффективного восприятия информации человеком. Предлагаемая автоматизированная система предусматривает способ содержания парка ТПС в эстетическом и технически исправном состоянии как набор параметров, характеризующих правильность функционирования оборудования и работоспособность локомотива, исправность узлов и оборудования локомотива, позволяющих создать электронный бортовой журнал.


Особенности проведения специальной оценки условий труда локомотивных бригад. Саврико С.В.

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (СОУТ) устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, а также определяет права, обязанности и ответственность участников такой оценки рабочих мест. По результатам проведенных исследований и измерений вредных и/или опасных факторов эксперт организации, проводящий СОУТ, относит условия труда на рабочем месте по степени вредности и/или опасности к классу условий труда. Итоговый класс условий труда на рабочем месте устанавливают по наиболее высокому классу вредности и/или опасности одного из имеющихся на рабочем месте вредных и/или опасных факторов.

В настоящее время по итогам СОУТ большинство рабочих мест локомотивных бригад отнесены к классу условий труда «вредный». Основными вредными факторами на рабочих местах локомотивных бригад являются напряженность трудового процесса и виброакустические факторы, такие как шум и вибрация. Автор статьи отмечает, что обеспечение допустимых условий труда на рабочих местах локомотивных бригад, а при невозможности полностью исключить вредный фактор — предоставление гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, является одной из приоритетных задач Дирекции тяги.


Система диагностики моторвагонного подвижного состава «КОМПАКС». Кузнецов К.В.

Автор статьи рассказывает о системе «КОМПАКС», которая является универсальной системой комплексного мониторинга технического состояния оборудования, обладающей гибкой распределенной параллельно-последовательной архитектурой, обеспечивающей высокую скорость и точность обработки информации. В комплексной системе используются такие методы контроля, как вибрационный, акустико-эмиссионный, тепловой, электрический, вихретоковый, акустический, оптический и др. Использование этих методов в комплексе позволяет на единой программно-аппаратной платформе и в единой информационной среде контролировать как динамическое оборудование (тяговые электродвигатели, компрессоры), так и статическое (резервуары, трубопроводы).

Основным преимуществом системы «КОМПАКС» является наличие автоматической экспертной системы поддержки принятия решений. Экспертная система предназначена для автоматической диагностики и прогнозирования технического состояния оборудования. Задачей экспертной системы является оказание помощи персоналу в принятии необходимых обоснованных решений по управлению режимом работы и состоянием оборудования. В автоматическом режиме без участия специально обученного персонала экспертная система автоматически определяет дефекты и неисправности оборудования и указывает перечень работ, выполнение которых переведет оборудование в допустимое для дальнейшей эксплуатации состояние.


Гидропривод вентилятора тепловозов типа ТЭ10, М62: устройство и работа. Цывкунов Г.И.

Гидропривод вентилятора на тепловозах типа ТЭ10, М62 служит для передачи вращения от коленчатого вала дизеля на вал вентилятора охлаждающего устройства при помощи кинетической энергии рабочей жидкости. В статье описана конструкция гидропривода, приведены технические характеристики, описывается работа гидромуфты, маслооткачивающего насоса и черпаковой трубы.


Актуализация нормативной базы для Дирекции по ремонту тягового подвижного состава. Литвин Л.А.

Формирование нормативной базы по труду для филиалов ОАО «РЖД» проводит Центр организации труда и проектирования экономических нормативов (ЦОТЭН). Для Дирекции по ремонту тягового подвижного состава специалисты ЦОТЭН пересмотрели и разработали ряд нормативных документов: «Нормы трудоемкости на техническое обслуживание и ремонт устройств безопасности, установленных на локомотивах»; «Нормы времени на техническое обслуживание и ремонт устройств безопасности при техническом обслуживании и ремонте локомотивов, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава»; «Нормативы численности электромехаников, занятых на техническом обслуживании и ремонте средств радиосвязи, устройств безопасности локомотивов»; «Нормы времени на техническое обслуживание и ремонт радиостанций, установленных на железнодорожном подвижном составе ОАО "РЖД"». Об этих нормативах подробно говорится в статье.


Как повысить надежность режима рекуперативного торможения электровозов переменного тока. Томилов В.С., Мельниченко О.В., Волчек Т.В.

В статье речь идет о назначении рекуперативного торможения на электровозах, недостатках силовых цепей в режиме рекуперативного торможения, где используется блок балластных резисторов (ББР). Также значительным недостатком является способ управления выпрямительно-инверторными преобразователями (ВИП). Чтобы устранить ряд недостатков в работе схемы рекуперации, что в Иркутском государственном университете путей сообщения специалистами кафедры «Электроподвижной состав» и АО «Элара» (г. Чебоксары) разрабатывается ВИП на базе полностью управляемых силовых транзисторов для электровозов с коллекторным приводом. Дополнительно авторами разработан способ реализации рекуперативного торможения без ББР при обеспечении высокой надежности режима рекуперации.


Эффективная толщина спиц в колесных центрах коробчатого сечения. Бородавицин Э.Г., Мухин О.О.

В последнее время все чаще стали выявлять трещины в колесных центрах коробчатого сечения, применяемых на электровозах переменного тока 2(3,4)ЭС5К «Ермак». Причинами таких повреждений стали нарушение технологии производства и несоответствие геометрическим параметрам. Чтобы расчетным путем установить оптимальную толщину спиц, обеспечивающую большой запас прочности колесных центров и тем самым безопасное движение поездов, авторы статьи воспользовались программным комплексом системы автоматизированного проектирования (САПР) «Solid Works». В нем была спроектирована модель, выполнены прочностной расчет и анализ концентрации напряжений в колесном центре.

Для более полного анализа нагрузки в спицах специалисты просчитали несколько вариантов прочности элементов центра. На основании результатов были построены радиальные диаграммы и сформирован рейтинг надежности колесных центров в зависимости от толщины спиц и концентрации в них напряжения.


Схема тормозного пневматического оборудования электровоза ЧС7. Барщенков В.Н., Кондратьев Н.В.

В статье опубликована схема тормозного пневматического оборудования электровоза ЧС7, описаны работа и устройство мотор-компрессора, вспомогательного тормоза МВТ, воздухораспределителя ВР, системы скоростного регулирования с центробежным регулятором ЦБР, электродинамического (реостатного) тормоза, специальных реле давления, предназначенных для коммутации электрических цепей при достижении определенного давления в соответствующих объемах.


Знакомьтесь: тепловоз ТЭМ2Н-УГМК. Папировский А.В.

Специалисты АО «Шадринский автоагрегатный завод» разработали новый тепловоз серии ТЭМ2Н-УГМК, предназначенный для выполнения вывозной, маневровой и технологической работы на горнодобывающих, металлургических и других промышленных предприятиях с шириной колеи 1520 мм. Назначенный срок службы локомотива составляет 62 года. В статье автор рассказывает о конструкции тепловоза, работе силового, тягового и компрессорного агрегатов, охлаждающем устройстве, электрической передаче. Описывает расположение устройств кабины машиниста.


Техническое нормирование дизельного топлива в тепловозной тяге. Игин В.Н.

Продолжение цикла статей (начало см. 6, 2020 г.). В этом номере речь идет о нормирования дизельного топлива в тепловозной тяге. Техническую норму расхода топлива определяют для каждой серии тепловоза по плечам обслуживания с учетом трудности профиля пути, планируемых показателей и способов использования подвижного состава, а также метеорологических показателей нормируемого периода. Действующим положением введены названия технических норм на следующие виды работы: поездную, маневровую.

В статье приведены формулы для расчета технических норм, таблицы с поэтапным расчетом норм, графики поправочных коэффициентов. Техническое нормирование, на основе изложенного материала в статье, позволяет автоматизировать и тиражировать процесс нормирования. Кроме того, процесс позволяет не только возлагать ответственность на машиниста-инструктора по теплотехнике за разработку дифференцированных норм, но и обоснованно взыскивать за недостоверность выполненных им расчетов.


Тепловые характеристики силовых полупроводниковых приборов. Космодамианский А.С., Стрекалов Н.Н., Пугачев А.А.

В статье приведен краткий обзор способов охлаждения силовых транзисторов и диодов тяговых преобразователей частоты, широко применяющихся на тяговом подвижном составе. Показаны преимущества и недостатки существующих технических решений, даны рекомендации по их совершенствованию без существенных изменений конструктивных особенностей. Рассмотрены возможности применения специальных методов охлаждения. Описана лабораторная установка для экспериментального исследования температурных динамических и статических процессов в силовых полупроводниковых приборах с системами принудительного воздушного охлаждения. Приведены результаты исследования, показана высокая сходимость результатов с результатами математического моделирования.


Из истории советских бронепоездов. Манжосов А.Н., Крохина А.В.

Авторы статьи рассказывают о боевых действиях бронепоездов в годы Великой отечественной войны, так как военно-исторической литературы, посвященной боевому применению советских бронепоездов, не так много. В статье приводятся несколько примеров героической деятельности бронепоездов в годы войны, выдержки из фронтовой прессы, обобщенные данные о боевой эффективности советских бронепоездов.


Поставки новых локомотивов. Полин П.А.

Краткий обзор нового подвижного состава, поставляемого на зарубежные железные дороги, основных особенностей их конструкции.


Поезд для детских железных дорог как перспективный инструмент обучения. Куренков А.С., Дмитриев С.А., Васильев И.П.

На первых этапах подготовки специалистов для железных дорог учебно-методическим комплексом являются детские железные дороги (ДЖД). На сети железных дорог России сейчас действуют 25 детских магистралей. Сегодня ОАО «РЖД» занимается созданием уникального инструмента для обучения юных железнодорожников — инновационного дизель-поезда с электрической передачей мощности с возможностью работы от тяговых аккумуляторных батарей, который обеспечит ознакомление ребят с тепловозной, электрической локомотивной и моторвагонной тягой одновременно.

Также специалистами Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства разработана концепция будущего подвижного состава для детских железных дорог. Концепцией предусмотрен ряд инновационных решений, как уже применяемых нашими коллегами за рубежом, так и не имеющих аналогов. При формировании концепции проведена работа по аккумуляции предложений и обсуждению предлагаемых решений со всеми 25 детскими дорогами, проведены интерактивные опросы юных железнодорожников.


На 1-й с. обложки опубликовано фото грузового тепловоза 2ТЭ25КМ-500