ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 7, 2019 г.


Весомые результаты внедрения процессного подхода.

В ОАО «РЖД» проводится системная работа по расширению применения процессного подхода в управлении основной деятельностью. В нее включены все структурные подразделения и филиалы Компании. За Дирекцией тяги (ЦТ) закреплен один из основных процессов «03.4. Предоставление тяговых ресурсов». Для реализации поставленных задач сформирована и действует рабочая группа по описанию и поддержанию в актуальном состоянии основных процессов. Проводится вовлечение и самостоятельное обучение работников Дирекции навыкам применения процессного подхода в управлении основной деятельностью.

В течение 2019 г. специалистами ЦТ будут описаны сверху вниз все основные бизнес-процессы — от центрального уровня до эксплуатационных локомотивных депо. В статье рассказано о сформированном альбоме по основному сквозному процессу Дирекции тяги. Альбом включает в себя более 40 сформированных моделей, отражающих этапы планирования, предоставления и контроля использования тяговых ресурсов Компании. Также рассказано о трудностях в реализации данного процесса, о повышении точности планирования потребности в локомотивах, экономической оценке использования тяговых ресурсов.



Перспективы развития локомотивного комплекса — главная тема II слета молодежи. Старостин С.С.

В г. Дивногорск Красноярского края в июне состоялся II слет молодежи локомотивного комплекса. Среди участников мероприятия, кроме молодых специалистов дирекций тяги ОАО «РЖД», были и сотрудники сервисных компаний. В рамках этого коммуникационного мероприятия, которое получило наименование «Локослет-2019», сотрудникам компаний и гостям слета довелось узнать много нового, найти новых знакомых с различными интересами и точками зрения, а также ознакомиться с живописной природой Красноярского края.

В ходе слета участники прослушали множество интересных лекций и тренингов, изучали основы форсайт-сессий, в рамках которых было предложено выбрать проект на основе интересующего тренда и разобрать его с учетом SWOT-анализа. На открытии слета с основным докладом выступил первый заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД» В.А. Кривоносов, важные положения которого приведены в статье.


Единый локомотивный мультимедийный терминал — средство интеграции устройств «Цифрового локомотива». Чигирёнков А.С., Романов Н.В.

Одной из приоритетных работ в рамках научно-технического проекта «Цифровая железная дорога» является создание «Цифрового локомотива». Согласно концепции «Цифровой локомотив» должен состоять из двух функциональных блоков: тяговой единицы и бортового информационно-управляющего комплекса.

В статье речь идет о разработанном Едином локомотивном мультимедийном терминале (ЕЛМТ), целью создания которого являлась увязка электронных устройств и систем в единый информационно-управляющий комплекс, а также улучшение эргономических характеристик рабочего места машиниста локомотива путем объединения функций имеющихся устройств индикации и ввода данных в одном. Приведены задачи комплекса, его функциональные возможности, при реализации которых и внедрении ЕЛМТ будет обеспечен переход на малолюдные технологии, значительно повышена безопасность выполнения технологических процессов.


Дисплейный модуль пульта управления тепловоза 2ТЭ25КМ. Линьков В.А., Буняев А.Ю., Гусева С.М.

Неотъемлемой частью микропроцессорной системы управления МПСУ-ТП является дисплейный модуль (ДМ), который представляет собой бортовой компьютер. Он предназначен для отображения в режиме реального времени рабочих параметров систем локомотива и информации о работе МПСУ-ТП. Для оперативного управления ДМ (вывод диагностической информации на экран по запросу машиниста или обслуживающего персонала локомотивного депо, квитирование тревожных сообщений и др.) вокруг экрана имеется встроенная клавиатура из 25 клавиш. Авторы статьи рассказывают о назначении ДМ, передаче информации от ДМ к МПСУ-ТП, о принципе разбиения информации по экранам. Приведены примеры отображения информации по экранам.


Пневматическое оборудование цепей управления электровоза 2ЭС6 «Синара». Титов М.В.

В журналах «Локомотив» 3 — 6 за 2017 г. были опубликованы схемы пневматического тормозного оборудования грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6 «Синара». В этом номере журнала публикуется описание пневматических схем цепей управления, подачи песка, звуковых сигналов, расположения пневматического оборудования, а также дан перечень внесенных в процессе выпуска электровозов изменениях в схемах пневматического оборудования. Также приведены особенности схемы пневматического оборудования цепей управления электровозов 2ЭС6 с 470.


Электрическая схема тепловоза 2М62 (цветная схема — на вкладке). Иоффе А.Г.

Ранее в журнале «Локомотив» неоднократно публиковались материалы, призванные помочь локомотивным бригадам и ремонтникам в освоении локомотивов 2М62. По просьбам читателей вновь публикуется описание электрических цепей тепловоза. Цветная электрическая схема тепловозов поздней постройки (1985 — 1987 гг.) приведена на вкладке. Данная статья может быть полезна для всех начинающих машинистов и их помощников, учащихся учебных заведений железнодорожного транспорта, так как позволяет легче освоить основы работы электропередачи и цепей управления тепловозов разных серий.


Расположение аппаратуры в блоке БВА-5 электровоза ЭП2К. Ермишкин И.А.

Блок БВА-5 расположен в промежуточном коридоре кабины 2 электровоза ЭП2К. Подобно остальным блокам, количество и тип электрической аппаратуры в нем зависят от времени постройки локомотива. Автор статьи приводит схемы размещения аппаратуры в блоке БВА-5 на электровозах первых выпусков и на электровозе 360, электрические схемы обогрева кабины машиниста и их цепи управления, цепи питания приставок ПЭКМ1 системы САУТ-ЦМ, цепи управления токоприемниками с реле времени.


Некоторые цепи управления электропоездов ЭД9М.

В статье описаны схемы питания цепей управления от зарядного агрегата, подзаряда аккумуляторной батареи, защиты, сигнализации, контроля питания ЦУ и заряда АБ, схемы питания АЛСН, управления запуском АРФ, приведены их графические схемы.


Устранение неисправностей в цепях электровоза ЭП20.

Материал подготовлен на основе рекомендаций распоряжения ОАО «РЖД» от 13.08.2014 1901р. В статье названы причины и даны рекомендации для устранения неисправностей в силовых цепях, вспомогательном оборудовании и токоприемников.

В силовых цепях: аварийное отключение главного выключателя QF1 системы управления тяговым приводом; аварийное отключение быстродействующего выключателя QF2; аварийное отключение канала 1 тягового преобразователя; автоматическое отключение ГВ/БВ.

Вспомогательное оборудование: не включаются жидкостные насосы ЖН1 — ЖН6, маслонасос МН1 или МН2; аварийно отключаются компрессоры МК1 и МК2; аварийно отключились контакторы КМ16 — КМ21 мотор-вентиляторов; аварийно отключается контактор маслонасоса тягового трансформатора КМ32; аварийно отключается мотор-компрессор КМ35; аварийно отключился контактор КМ40 мотор-вентилятора тягового двигателя; аварийно отключается контактор КМ50 мотор-вентилятора наддува кузова; неисправен разъединитель; срабатывает АЗВ12б; превышение допустимого напряжения на входе источника питания цепей управления.

Неисправности токоприемников: аварийное опускание токоприемников ХА1 — ХА4 с отключением ГВ.


Робототехнические комплексы для оперативной обточки колесных пар. Власов Я.С., Попов А.Ю.

В настоящее время инновационное оборудование, основанное на применении современной робототехники, все шире находит свое применение в локомотивном хозяйстве. В публикуемой статье речь идет об опыте использования классических и внедрения новых технологий обточки колесных пар подвижного состава. Особое внимание в статье уделено современным робототехническим станочным комплексам для обточки колесных пар. Рассмотрены их преимущества и недостатки в сравнении с классическими колесотокарными и колесофрезерными станками. Приведены сравнительные показатели колесообрабатывающих станков различных типов, основные технические характеристики мобильных колесотокарных станков с ЧПУ.


Знакомьтесь: тепловоз ТЭП70БС нового исполнения. Ким С.И., Пронин А.А., Аксенюк А.А., Бычков А.В.

Выпускаемый серийно Коломенским заводом пассажирский тепловоз ТЭП70БС оборудован дизель-генератором с обмотками энергоснабжения поезда мощностью до 600 кВт. При этом напряжение энергоснабжения на пассажирские вагоны подается по однопроводной схеме с использованием рельсовой цепи в качестве обратного провода. В настоящее время требуемая мощность энергоснабжения вагонов составляет до 1200 кВт.

На основании этого было принято техническое решение о разработке нового исполнения тепловоза ТЭП70БС с системой энергоснабжения пассажирского состава по однопроводной или двухпроводной схеме, обеспечивающей возможность работы тепловоза по системе двух единиц с параллельным нагружением обмоток энергоснабжения тяговых агрегатов. При этом суммарная мощность, отдаваемая в цепи энергоснабжения состава при работе по системе двух единиц, составляет 1200 кВт.

В статье рассмотрен алгоритм включения схемы энергоснабжения состава по двухпроводной схеме при вождении электропоездов «Ласточка» на неэлектрифицированных линиях.


Стенд для изучения крана дистанционного управления тормозами 130. Клюка В.П., Мосол С.А.

Многолетняя практика учебного процесса по подготовке рабочих кадров показывает, что при изучении некоторых новых тормозных приборов обучающиеся не всегда достаточно ясно воспринимают их устройство и действие в силу их относительной сложности и конструктивных особенностей. Особые сложности испытывают при изучении тормозных приборов студенты дневной формы обучения железнодорожных вузов, что обусловлено отсутствием у них опыта практической работы с тормозным оборудованием.

Чтобы восполнить данный пробел, на кафедре «Вагоны и вагонное хозяйство» ОмГУПС были изготовлены и установлены в учебной аудитории электрифицированный стенд-тренажер «Кран дистанционного управления тормозами 130» и наглядное пособие-разрез «Воздухораспределитель 242». В этом номере речь идет о стенде-тренажере для изучения работы крана дистанционного управления тормозами 130.


Разработан порядок проектного расчета безотказности локомотивов. Назаров О.Н., Бабков Ю.В., Белова Е.Е.

Нормирование показателей надежности локомотивов является обязательным процессом при их создании (разработке). В настоящее время установление нормативных значений показателей надежности локомотивов осуществляется декларативным способом. Причина этого — отсутствие специализированного метода проектного расчета показателей.

Учитывая важность результатов нормирования показателей надежности локомотивов для Компании, руководством Департамента технической политики ОАО «РЖД» в 2017 г. инициирована, а специалистами АО «ВНИКТИ» проведена и в 2018 г. завершена работа, направленная на создание современного метода проектного расчета безотказности локомотивов. В статье говорится о сути метода, о комплексе, предназначенном для автоматизированного моделирования и расчетов показателей надежности структурно-сложных систем, апробации разработанного метода на примере тепловоза ТЭП70БС.


Сравнение энергоэффективности электровозов серий ЭП1М и ЭП20. Маринин С.А.

Специалистами Нижегородского филиала СамГУПС было выполнено сравнение энергетической эффективности для электровозов серий ЭП1М и ЭП20. Для сравнения был выбран участок Нижний Новгород — Киров Горьковской дороги. Поездки были выполнены локомотивными бригадами одного эксплуатационного депо. В статье подробно рассказано о процессе получения данных сравнений, приведены зависимости удельных расходов электроэнергии, даны результаты сравнений.


Путешествие в мир детства. Мёдова Н.Н.

Статья приурочена к 30-летию Юго-Восточной детской железной дороги, которая находится в городе Лиски Воронежской области. Рассказано об истории открытия этой дороги, о масштабной реконструкции дороги, о поставках высокотехнологичного оборудования для организации работы с воспитанниками по робототехнике, программированию, 3D-моделированию, 3D-прототипированию и печати.

Также в статье говорится о работе различных кружков на детской дороге, проведении специальных конкурсов. Все новшества и проекты, реализующиеся на малой магистрали, — это небольшой, но все же солидный шаг к цифровой железной дороге, строить и работать на которой предстоит именно заинтересованным и технически подкованным будущим специалистам.


На 1-й с. обложки опубликовано фото тепловоза ТЭП70БС с электропоездом «Ласточка».

В номер помещена вкладка с цветными схемами электрических цепей тепловоза 2М62.