ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 6, 2024 г.

 

Локомотивы на службе космоса. Гапанович В.А.

В настоящее время Россия располагает несколькими космодромами. В апреле 2016 г. было завершено строительство еще одного космодрома — «Восточный» в Амурской области.

В структуру каждого космодрома входят множество сооружений, коммуникаций и специального оборудования, необходимого для запуска ракетоносителей. На протяжении всей истории космодрома до 2010-х годов все перемещения грузов, материалов и персонала космодрома осуществлялись по железной дороге. Лишь в начале нового столетия для работников космодрома были разрешены и организованы автобусные маршруты. В статье рассказывается о локомотивах, которые работали в прошлом и продолжают работать в настоящее время на обслуживании космодромов.

 

Развитие систем жизнеобеспечения на подвижном составе для пассажиров и персонала. Фролков А.В., Кабанов Д.В., Еремеев Д.Н.

Уровень комфорта в современном подвижном составе за последние годы значительно вырос: открытые окна сменил климат-контроль, на смену ватерклозетам пришли биотуалеты, а кабина машиниста стала эргономичной для работы локомотивной бригады.

Старение парка приводит не только к угасанию интереса пассажиров к данному виду перевозки, но и к потере популярности железнодорожных профессий. Именно поэтому важно развивать и повышать комфорт в поездах и для пассажиров, и для обслуживающего персонала.

В статье показан путь развития систем жизнеобеспечения локомотивов, моторвагонного подвижного состава и пассажирских вагонов.

 

Реконструкция контрольного пункта АЛСН. Кузьмин В.С., Ефремов А.А., Щукин О.И.

Для повышения надежности функционирования основных устройств безопасности существенное значение имеет организация контрольных пунктов автоматической локомотивной сигнализации (КП АЛСН), соответствующих требованиям действующей нормативной документации. Технические средства КП АЛСН, в первую очередь испытательные шлейфы, призваны обеспечить эквивалентность условий проведения испытаний основных устройств безопасности условиям их эксплуатации. Последние определяются номинальными (минимально допустимыми) действующими значениями сигнальных токов в рельсовых нитях под приемными катушками для рельсовых цепей с локомотивным приемником (режим АЛС). Эквивалентирование условиям эксплуатации достигается путем выбора и обоснования варианта выполнения и параметров испытательного шлейфа.

На Астраханском тепловозоремонтном заводе была выполнена модернизация контрольного пункта АЛСН. В ходе реконструкции был применен ряд технических решений, позволяющих обеспечить механическую защиту испытательного шлейфа от внешних воздействий, а также повысить эффективность проведения испытаний основных устройств безопасности. Подробнее об этом рассказано в статье.

 

Электропоезда серии ЭС104. Лимонов Д.Э., Рыстина Е.А., Карпов А.Е.

Заводом ООО «Уральские локомотивы» было освоено серийное производство электропоездов постоянного тока серии ЭС104. Вагоны пригородных экспрессов типа ЭПЭ серии ЭС104 предназначены для перевозки пассажиров на электрифицированных постоянным током маршрутах железных дорог, оборудованных высокими и низкими платформами в условиях умеренного климата. Электропоезд имеет все необходимое оборудование для комфортной перевозки пассажиров с ограниченными возможностями.

В статье рассказано об основных конструктивных особенностях данного электропоезда. В первой части статьи приведены основные технические характеристики вагонов электропоезда, расположение оборудования в вагонах и компоновка пассажирских салонов, конструктивные особенности кузова, расположение органов управления на пульте машиниста и оборудования в шкафах и контейнерах электрооборудования.

 

Силовые цепи тяговых двигателей электровозов ЧС7. Ермишкин И.А.

В статье рассмотрена работа силовой цепи тяговых электродвигателей пассажирских электровозов чехословацкой постройки постоянного тока ЧС7: силовые цепи крышевого оборудования, цепи тяговых двигателей в режиме тяги, работа цепей при отключении неисправных тяговых двигателей, цепей ввода электровоза в депо.

 

Обнаружение и устранение неисправностей тепловозов ТЭМ18ДМ последних выпусков. Хлызов А.Г.

Продолжение статьи (начало см. № 4, 5, 2024 г.).

В третьей части статьи приведены неисправности в цепях шунтировок поля, электрического торможения, набора оборотов вала дизеля. Рассказано о порядке замены электроуправляемого ТНВД, сохранении кода электроуправляемого ТНВД в памяти блока управления в случае замены ТНВД или его электромагнита, методике проверки цепей управления электромагнитами в электроуправляемых ТНВД, проверке работоспособности электроуправляемых ТНВД на запущенном дизеле.

 

Электрическая схема электровоза ЭП1М(П). Мысков О.В.

Окончание статьи (начало см. № 2 — 5, 2024 г.).

В окончании статьи приведено описание работы цепей защиты оборудования электровоза. Рассказано об алгоритме работы цепей управления электровозом при отказах оборудования, экстренном торможении и аварийном разборе схемы рекуперативного тормоза.

 

Тормозная рычажная передача электровоза 2ЭС6 «Синара». Осинцев И.А.

В статье приведено описание конструкции и технические характеристики тормозной рычажной передачи магистрального грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6 Синара». Рассказано о методике регулировки тормозной рычажной передачи в процессе эксплуатации.

 

Маневровый двухдизельный тепловоз ТЭМ23 с асинхронным приводом. Чикиркин О.В.

Маневровый четырехосный двухдизельный тепловоз ТЭМ23 с асинхронным тяговым приводом предназначен для выполнения маневровой, маневрово-вывозной и горочной работ на железных дорогах колеи 1520 мм с умеренным климатом, при температуре воздуха окружающей среды от –50 до +40 °С. Значительная часть установленного на тепловозе оборудования создана впервые, специально для этого локомотива. На тепловозе применено много инновационных технических решений. Выполнена объемная работа по формированию технологического суверенитета при производстве локомотива.

Тепловоз ТЭМ23 был разработан в инициативном порядке АО «Трансмашхолдинг по запросам промышленных предприятий России. Для ОАО «РЖД» данный тепловоз представляет интерес как технически современный локомотив с возможностями работы на цифровой станции в режиме «Автомашинист», которая в сочетании с напольным станционным оборудованием позволяет осуществлять автономную работу этого локомотива без участия машиниста.

Подробнее о конструктивных особенностях тепловоза ТЭМ23 и его возможностях рассказано в статье.

 

Устройства для увеличения сцепления колес с рельсами            . Шевченко Д.Н., Карпов А.Е., Воробьев В.И., Пугачев А.А.

Известно, что коэффициент трения (сцепления) в контакте «металл-металл», помимо физических свойств пары трения, зависит от напряженности магнитного поля в пятне контакта и может быть повышен. Для более детального исследования влияния магнитного поля на коэффициент трения системы «металл-металл» были проведены испытания на специальных установках, которые показали, что для исследуемых моделей контакта «сталь по стали» при создании сильных магнитных полей в зоне их контакта возможно повышение коэффициента трения (сцепления) более чем на 20 %.

Техническим результатом инновации является снижение расхода энергии на тягу поездов благодаря регулированию силы тока в намагничивающей обмотке. В статье рассказано о возможных вариантах технических решений устройства для увеличения сцепления колес с рельсами.

 

На 1-й с. обложки — маневровый двухдизельный тепловоз ТЭМ23-0001