ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 6, 2023 г.

 

Департамент технической политики: вчера, сегодня, завтра

В текущем году ОАО «Российские железные дороги» отметит свое 20-летие. В преддверии этого события в Департаменте технической политики Компании состоялась встреча начальников, возглавлявших его в разные годы новейшей истории нашей страны. Беседа руководителей была посвящена деталям реализации знаковых проектов прошлых лет, сегодняшней работе Департамента и перспективам технико-технологического развития всей Компании. Подробнее об этом рассказано в данной статье.

 

Как объединить информационные системы ОАО «РЖД» и сервисных компаний при управлении надежностью локомотивов. Лакин И.К., Протасов П.С., Бычков Е.М.

Для перевода управления надежностью локомотивов на принципиально новый уровень автоматизации необходимо реализовать информационный обмен в уже существующих информационных системах и создать электронный протокол разбора причин отказов с определением виновной стороны. Работы в этом направлении ведутся совместно ПКБ ЦТ и АО «Трансмашхолдинг» при участии Дирекции тяги, Департамента технической политики, сервисных компаний. На 2023 г. запланировано создание пилот-проекта. Подробнее о данном проекте рассказано в статье.

 

Применение RFID-меток на технологическом оборудовании для ремонта локомотивов. Медведева А.А.

На сегодняшний день технология RFID (Radio Frequency Identification) получила широкое применение в различных сферах деятельности. По мере распространения технологии RFID и наглядных примеров ее успешного внедрения в различных сферах в ОАО «РЖД» проводилась работа по определению перспектив ее применения. С непосредственным участием специалистов Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства — филиала ОАО «РЖД» (ПКБ ЦТ) были определены сферы внедрения пилотных проектов технологии RFID.

Как один из ключевых разработчиков технологического оборудования для ремонта подвижного состава ПКБ ЦТ начало разработку проекта стендового испытательного оборудования с возможностью считывания RFID-меток и автоматической передачи информации непосредственно в автоматизированную систему «Электронный паспорт локомотива» (АС ЭП). В статье рассказано об основных функциональных возможностях данного проекта.

 

Совершенствовать работу в области охраны труда. Молчанов А.В.

В Санкт-Петербурге недавно прошла сетевая школа передового опыта по развитию системы работы в области охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности, организованная Дирекцией тяги — филиалом ОАО «РЖД». В ходе мероприятия участники обсудили актуальные вопросы организации и совершенствования работы в области охраны труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности в локомотивном комплексе. В работе школы приняли участие главные инженеры, начальники отделов охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля региональных дирекций тяги, представители Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД», технической инспекции Роспрофжел, ВНИИЖТа, Российской академии путей сообщения, сервисных ремонтных компаний. Сетевая школа предоставила возможность всем участникам работать в формате активного обсуждения проблемных вопросов и искать пути их решения. Подробнее о работе школы рассказано в статье.

 

Устройство гальванической развязки для регистрации сигналов электропневматических тормозов. Дрогайцева М.А., Калашников Е.А.

В Северной дирекции по ремонту тягового подвижного состава было разработано устройство гальванической развязки для регистрации сигналов электропневматических тормозов. При авторасшифровке тормозных сигналов электропневматических тормозов в автоматизированной системе учета и анализа нарушений безопасности движения поездов (АСУ НБД-г) часто регистрируется нарушение их работы. Система КЛУБ-У ведет запись на кассету регистрации множества параметров работы локомотива, а на тепловозах ТЭП70 дополнительно регистрируется также режим электропневматических тормозов. В связи с небольшими утечками напряжения в электрической схеме ЭПТ на кассету регистрации КЛУБ-У регистрируется работа ложных режимов ЭПТ. При внедрении данного устройства решается проблема регистрации ложных срабатываний электропневматических тормозов.

Подробнее о конструктивных особенностях данного устройства и его работе рассказано в статье.

 

Механическое оборудование электропоезда ЭС2Г «Ласточка». Осинцев И.А.

Окончание статьи (начало см. № 4, 5, 2023 г.). В третьей части приводится описание конструктивных особенностей колесных пар электропоезда постоянного тока ЭС2Г «Ласточка».

 

Защита силовой цепи моторного вагона электропоезда ЭД4М. Ермишкин И.А.

В статье приведены особенности работы защитных реле на электропоездах постоянного тока ЭД4М — в цепях дифференциальной защиты силовой цепи тяговых электродвигателей и защиты тяговых электродвигателей от перегрузок.

 

Конструктивные изменения тепловозов ТЭП70. Николаев Е.В., Полякова М.А.

В процессе выпуска пассажирских тепловозов ТЭП70 заводом-изготовителем вносились различные изменения в конструкцию локомотива. В статье систематизированы сведения по конструктивным изменениям тепловозов данной серии.

 

Перспективный маневрово-вывозной тепловоз с гидропередачей ТГМК2. Плешаков А.А., Евсеев В.Ю., Уколов И.А.

Окончание статьи (начало см. № 5, 2023 г.). Во второй части статьи приводится описание микропроцессорной системы управления, дисплейного модуля и его прикладного программного обеспечения, компрессора, системы контроля расхода топлива и результатов испытаний маневрово-вывозного тепловоза ТГМК2.

 

Отечественная силовая установка для рельсового автобуса. Руднев В.С.

В настоящее время все серии отечественных рельсовых автобусов оснащены силовыми установками зарубежного производства. С 2022 г. поставки силовых установок для рельсовых автобусов в нашу страну стали сильно затруднены и впоследствии были полностью прекращены. Создание рельсового автобуса с отечественной силовой установкой является актуальной задачей.

В середине 2000-х годов был опыт применения отечественной силовой установки завода «Звезда» (г. Санкт-Петербург) на рельсовом автобусе. На кафедре «Электропоезда и локомотивы» Российского университета транспорта с участием студентов специализации «Локомотивы» был разработан проект современной конструкции гидропередачи специально для пригородного подвижного состава, которая успешно может быть применена на рельсовых автобусах с применением отечественной силовой установки.

В статье приведены кинематическая схема проектной гидропередачи и ее размеры, типы гидроаппаратов, основные конструктивные особенности гидропередачи и расчетные характеристики.

 

Тепловоз ТЭ3: шедевр отечественного локомотивостроения или… Егоров М.В.

Магистральные грузовые тепловозы серии ТЭ3 были очень распространены на наших железных дорогах в 1970-е — 1980-е годы. Всего с 1953 по 1973 гг. было построено 6,8 тыс. единиц локомотивов данной серии. Кроме того, на основе конструкции тепловоза ТЭ3 были созданы опытные тепловозы ТЭ3М, ТЭ3Л, партия трехсекционных 3ТЭ3 и пассажирские ТЭ7, имевшие отдельную нумерацию. Столь широкое распространение тепловозов ТЭ3 должно свидетельствовать об их надежности, совершенстве конструкции, удобстве в обслуживании и ремонте. Однако так ли это было на самом деле? В данной статье автор, которому довелось иметь дело с ремонтом тепловозов этой серии, делится своими размышлениями на эту тему.

 

Открытие мемориальной доски Э.Н. Никольской

В Научно-исследовательском и конструкторско-технологическом институте подвижного состава (АО «ВНИКТИ», г. Коломна) состоялось открытие мемориальной доски многолетнему работнику института Эльвире Николаевне Никольской (1935 — 2021 гг.). Э.Н. Никольская являлась высококвалифицированным специалистом в области теоретических и экспериментальных исследований прочности ходовых частей тягового подвижного состава и путевых машин, ученым, известным в нашей стране и за рубежом.

В статье кратко рассказано об основных этапах трудового пути Э.Н. Никольской.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото пассажирского тепловоза ТЭП70