ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 6, 2020 г.


Развитие культуры безопасности в локомотивном комплексе. Валинский О.С.

Автор статьи отмечает, что обеспечение высокого уровня безопасности перевозок — одна из основных задач локомотивного комплекса. Ключевыми источниками рисков в области безопасности движения являются опасные отказы и нарушения технологии работы локомотивными бригадами. И если в поездной работе мы относительно защищены от негативного проявления человеческого фактора работой устройств безопасности, то в маневровой работе влияние человеческого фактора по-прежнему высоко. Ключевыми направлениями для обработки остаточных рисков, связанных с влиянием человеческого фактора, является развитие культуры безопасности. Основными задачами менеджмента в развитии производственной культуры являются создание комфортной производственной среды для работников и трансляция политики и ценностей.

Автор говорит, для того чтобы сделать производственную среду более комфортной и привлекательной для работников, нам вместе с коллегами из Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» предстоит еще значительно повысить уровень организации режима труда и отдыха локомотивных бригад. Что касается функции трансляции и продвижения ценностей, то, рассматривая ценности, которые свойственны производственной культуре в локомотивном комплексе, можно разделить их на три типа, о чем подробно говорится в статье. В целях совершенствования работы в сфере безопасности движения сформирован ряд ключевых проектов, связанных с развитием производственной культуры и направленных на обеспечение единства ценностей. Проекты, реализуемые и запланированные для внедрения в локомотивном комплексе, позволят на линейном уровне обеспечить единство продекларированных и реализуемых принципов.


О ключевых вопросах состояния безопасности движения в локомотивном комплексе. Парнюк С.М.

Автор анализирует состояние безопасности движения в локомотивном комплексе в I квартале 2020 г. Так, уровень безопасности движения в первом квартале не только выполнен, но и снижен на 33 % к целевому показателю. Однако в начале года произошел целый ряд проездов светофоров с запрещающими показаниями. Для предотвращения подобных грубых нарушений безопасности движения службой безопасности движения Дирекции тяги предпринят ряд профилактических мер, имеющих как стратегический характер, так и оперативный.

Дирекция тяги провела большую работу по совершенствованию системы инструктажа, о чем подробно изложено в статье. Другим мероприятием оперативного реагирования на допущенные нарушения безопасности движения стала организация практической отработки регламента служебных переговоров в формате деловых игр. Отдельно автор остановился на проведенном в I квартале совместном совещании заместителей генерального директора ОАО «РЖД», курирующих вопросы безопасности движения, локомотивного комплекса и дирекции управления движением. Темой совещания стала как раз работа на стыке двух хозяйств (локомотивного комплекса и управления движением) по повышению уровня обеспечения безопасности движения. Мероприятия, реализуемые Дирекцией тяги, позволят выполнить целевые показатели, установленные протоколом правления ОАО «РЖД», повысить безопасность движения и надежность технических средств на сети железных дорог.


Модернизация технологического оборудования в соответствии с требованиями «цифрового депо». Привалова М.А.

В настоящее время цифровые и информационные технологии становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Разумеется, тенденция цифровизации железнодорожного транспорта не могла обойти эту отрасль стороной. Так, с 2016 г. ООО «ЛокоТех», крупнейшая сервисная компания по ремонту и обслуживанию тягового подвижного состава, реализует проект внедрения системы «Умный локомотив».

Также, в период с 2017 по 2020 гг. ОАО «РЖД» совместно с ООО «ЛокоТех» на базе сервисного локомотивного депо Братское Восточно-Сибирской дирекции тяги реализуют проект «Цифровое депо». Основной целью проекта является повышение эффективности обслуживания и качества текущего ремонта локомотивов с применением современных цифровых технологий и автоматизацией данных процессов для снижения воздействия человеческого фактора.

В настоящее время ведется активная деятельность по разработке нового оборудования и модернизации ранее изготовленного в соответствии с требованиями «цифрового депо». Цифровые платформы «Умный локомотив» и «Цифровое депо» при своевременном оснащении современным оборудованием способны поднять на принципиально новый уровень техническое обслуживание и ремонт действующих локомотивов, а также повысить надежность тягового подвижного состава в течение всего жизненного цикла.


Коллективы — победители соревнования в I квартале 2020 г.

Решением заседания правления открытого акционерного общества «РЖД» подведены итого соревнования трудовых коллективов и работников ОАО «РЖД» за I квартал 2020 г. В номере опубликованы победители соревнования, которым вручены свидетельства и денежные премии.


Электрические схемы электровозов серии ЭС4К «Дончак». Савичев Н.В.

В статье описана работа электрических схем электровозов 2(3)ЭС4К, даны общие пояснения к силовой электрической схеме, показан схемный путь тока на 1-й позиции двухсекционного сцепа и на1-й позиции в силовой цепи трехсекционного сцепа с бустерной секцией. Приведена диаграмма замыкания линейных и реостатных контакторов одной секции электровоза в режиме тяги.


Расчет тормозного нажатия для моторвагонного подвижного состава. Егоров В.П., Бургсдорф Е.А.

Расчет тормозного нажатия для машинистов моторвагонного подвижного состава всегда был не очень понятным делом, так как по роду своей деятельности им не приходится с этим сталкиваться. Тем не менее, исходя из требований безопасности движения, данному вопросу должно уделяться неменьшее внимание, как и для поездов с локомотивной тягой. Авторы статьи приводят документацию на электропоезд ЭП2Д, а именно, Инструкцию о порядке проверки тормозного оборудования и управления тормозами 377.45.00.000.ИС. В этом документе приведены расчетные данные для подсчета тормозного нажатия. Имея эти данные, можно легко подсчитать обеспеченность электропоезда тормозным нажатием.


Методика обнаружения неисправностей тягового выпрямителя тепловозов 2ТЭ116У. Чуб Ф.Ю.

В статье описана методика обнаружения и устранения неисправностей тягового выпрямителя грузовых магистральных тепловозов 2ТЭ116У, подготовленная на основе обобщения многолетнего опыта ремонта данных локомотивов. Материал будет полезен работникам, связанным с техническим обслуживанием и текущим ремонтом тепловозов. В частности, в статье рассмотрены случаи нарушения токораспределения, срабатывания быстродействующего предохранителя, обрыва цепи ТЭД, отсутствия синхронизации переменного напряжения с управляющим сигналом УОИ.


Предупредить возгорания пусковых двигателей. Бондарик В.В.

Повреждения пусковых двигателей на электровозах 2(3)ЭС5К «Ермак» из-за превышения допустимой температуры и последующего значительного термического воздействия на окружающее оборудование фиксируют довольно регулярно. Это указывает на конструктивный недостаток схемного решения данного узла локомотива. В сервисном локомотивном депо Иркутское Восточно-Сибирского филиала ООО «ЛокоТех-Сервис» проанализировали условия работы пусковых двигателей и постарались найти вариант решения проблемы.

Была предложена измененная схема запуска вспомогательных машин на электровозах «Ермак» с отключенным в движении пусковым двигателем, что позволяет сократить расход электроэнергии, уменьшить температуру обмоток. Тем самым повышается ресурс работы данного узла, предупреждаются возгорания оборудования локомотивов, о чем и пишется в статье.


Перечень электрического оборудования электровоза ЭП2К.

ОАО «Коломенский завод» в 2008 г. приступил к производству пассажирских электровозов постоянного тока ЭП2К мощностью 4800 кВт с конструкционной скоростью 160 км/ч. Создание этого электровоза стало знаковым событием в отечественном локомотивостроении, так как ранее пассажирские электровозы постоянного тока в России не производились. В публикуемой статье приведен перечень основного оборудования электровозов ЭП2К.


Особенности работы тепловых реле на электровозах переменного тока. Ермишкин И.А.

В журналах «Локомотив» 1 — 3, 5, 2020 г. были опубликованы статьи с описанием цепей управления тяговым режимом электроподвижного состава постоянного тока — электровозов ВЛ11, 2ЭС4К «Дончак», ЧС7, электропоездов ЭД4М. В этом номере публикуется завершающая статья этого цикла с описанием работы тепловых реле на электровозах переменного тока. В частности, приведены цепи управления контакторами вспомогательных машин ВЛ80С, силовые цепи вспомогательных машин электровозов ВЛ80С и ЭП1М, цепи управления вспомогательными машинами электровозов ЭП1М.


Диагностический комплекс для контроля геометрических параметров колесных пар на ходу. Кириленко А.В.

Компания «РИФТЭК» — один из ведущих производителей лазерных измерительных приборов и систем для железнодорожного транспорта. Сейчас компания выпускает компактные и надежные ручные измерительные приборы, позволяющие контролировать геометрические параметры колесных пар непосредственно на подвижном составе, без их выкатки. В числе таких приборов — новейший диагностический комплекс «3DWheel». Он разработан для предприятий, осуществляющих ремонт и эксплуатацию рельсового транспорта, и предназначен для измерения геометрических параметров колесных пар непосредственно в движении, без выкатки колесных пар. В статье приведены характеристики комплекса, дана его структурная схема, описано назначение основных модулей.


Пневматическая схема электровоза ЭП1М(П). Воронин В.В.

В статье описаны цепи зарядки пневматической системы электровоза, работа пневматической схемы при управлении краном машиниста, при управлении краном вспомогательного тормоза, при работе двухступенчатой системы автоматического торможения, описано взаимодействие электрического и пневматического тормозов, при следовании электровоза в недействующем состоянии, описаны вспомогательные пневматические цепи.


Эксплуатация автоматического стояночного тормоза на электропоездах. Егоров В.П., Бургсдорф Е.А.

В статье рассмотрены некоторые случаи, встречающиеся в эксплуатации, связанные с работой автоматического стояночного тормоза (АСТ). Приведены рекомендации при различных неисправностях. Опубликована схема монтажа АСТ в пневматическую схему автоматических тормозов электропоезда при подключении его к запасному резервуару.


Техническое нормирование топлива в паровозной тяге. Игин В.Н.

Для задачи повышения точности технического нормирования топливно-энергетических ресурсов автор рассматривает возможность ее решения на примере эксплуатируемого парка паровозов. Техническую норму расхода топлива определяют для каждой серии паровоза по плечам обслуживания с учетом трудности профиля пути, планируемых показателей и способов использования подвижного состава. Технические нормы, как плановую меру потребления угля паровозом, устанавливают локомотивным бригадам ежемесячно и назначают в условных единицах. Автор приводит формулы для расчета технических норм в зависимости от вида работы паровоза, разбирает пример технического нормирования расхода угля, дает диаграммы затраты угля.


Первые в мире автомашинист, электронный скоростемер, тяговые расчеты. Исаев А.В., Калинин Ю.С.

Окончание статьи (начало см. в 5, 2020 г.). В 1960-е годы в Ленинграде были созданы и испытаны устройства, которые лишь через несколько десятков лет стали привычной частью интерьера кабин управления тягового подвижного состава — это системы автоматического управления и контроля параметров движения поездов. История создания этих устройств сегодня практически забыта. Первые в мире устройства автоведения поезда не сохранились: увидеть их можно теперь лишь на фотографиях, до настоящего времени нигде не опубликованных. Авторы статьи рассказывают о результатах деятельности единственной в СССР отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Автоматика локомотивов» ЛИИЖТа, публикуют исторические фото автоматической техники и их разработчиков.


Поставки новых локомотивов. Полин П.А.

Краткий обзор нового подвижного состава, поставляемого на зарубежные железные дороги.


Памятный знак ученому-новатору. Карянин В.И.

В 2006 г. решением ректора МИИТа, руководства Северо-Кавказской дороги и администрации г. Туапсе в здании железнодорожного вокзала был установлен бюст выдающемуся ученому, инженер-генералу царской России Н.П. Петрову, посвятившему свою жизнь созидательной и научно-технической деятельности. А недавно в знак благодарности к ученому и его сподвижнику А.Н. Кривенко, которые организовали строительство Армавир-Туапсинской железной дороги, в Туапсе торжественно открыли памятную плиту. В статье рассказано обо всех этих событиях, о деятельности ученого-новатора.


На 1-й с. обложки опубликовано фото первого электровоза постоянного тока 2ЭС6 «Синара» с бустерной секцией.