ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 6, 2017 г.


Локомотивному хозяйству — безопасный труд! Молчанов А.В.

В Екатеринбурге недавно прошла школа передового опыта по охране труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности в Дирекции тяги (ЦТ) ОАО «РЖД». В статье приводятся основные тезисы доклада главного инженера ЦТ О.В. Чикиркина. В частности, дан анализ производственного травматизма, приведена статистика случаев травматизма и профессиональных заболеваний, рассказано о проведенной специальной оценке условий труда рабочих мест локомотивных бригад. Особый акцент докладчик сделал на системах жизнеобеспечения локомотивов, а также на оптимизации расходов и внедрении мероприятий в рамках бережливого производства и др.


Правила тяговых расчетов требуют корректировки. Игин В.Н.

В 2016 г. введены в действие обновленные Правила тяговых расчетов для поездной работы. Разработчики отмечают, что новые Правила отличаются своим содержанием от предыдущего издания. Между тем, автор статьи отмечает, что при практическом применении вновь введенных ПТР выявляются принципиальные замечания как физического свойства, так и технического, метрологического, методического характера, которые требуют дополнительного уточнения, о чем и рассказывает автор.


Как сформировать план ремонта локомотивов с учетом их технического состояния. Лакин И.К., Мельников В.А., Сысоев Г.В.

Инициативная группа специалистов ООО «Локомотивные технологии» и студентов МИИТа обратилась к опыту зарубежных компаний. При изучении их наработок было выяснено, что для увязки диагностических сообщений МСУ локомотивов и фактической неисправности оборудования за рубежом широко используются классификаторы проявлений. В них на основании статистической обработки многолетних наблюдений за процессом диагностики и ремонта локомотивов формируется соответствие диагностического сообщения и возможных отказов с вероятностью наступления каждого из них. В качестве эксперимента было решено создать аналогичный классификатор на основании данных мониторинга технического состояния локомотивов. Авторы статьи рассказывают о результатах проделанной работы.


Особенности расчета процента неисправных локомотивов в условиях реформированного локомотивного комплекса. Васильев Е.Ю., Перминов В.А., Казакова А.О.

Авторы статьи рассказывают об основах методики расчета заводского процента неисправных локомотивов, который является составной частью общего процента неисправных локомотивов (деповского и заводского). Разработка и реализация системного подхода к анализу причин расхождения нормативного и фактического значений неисправных локомотивов позволят повысить уровень их эксплуатационной безотказности и готовности.


Некоторые изменения в цепях электровозов серии ЭП1.

В этом номере приведены изменения опытного электровоза ЭП1М, оборудованного стеклопластиковой съемной кабиной управления производства ООО «ПКПП МДС».


Принцип работы объединенного регулятора дизеля тепловоза М62. Котенко Л.А.

Окончание статьи (начало в 5, 2017 г.). В этом номере рассмотрены работа регулятора при наборе или сбросе позиций контроллера и работа регулятора при остановке дизеля. Приведены схемы регулятора в этих позициях.


Электрическая схема тепловоза 2ТЭ10УТ. Иоффе А.Г.

Окончание статьи (начало в 5, 2017 г.). В этом номере рассмотрены вспомогательные цепи и цепи аппаратов сигнализации и защиты. В частности, описаны следующие цепи: управления охлаждающим устройством; управления подачей песка; освещения; электропневматического тормоза; защиты дизеля; защиты и аварийной сигнализации при неисправностях и опасных режимах в электрическом оборудовании; пожарной сигнализации и системы пожаротушения; защиты в тормозной системе. Автор рассказал о поиске причин неисправностей.


Системы дизеля тепловоза ТЭП70. Бенедиктович В.В.

Окончание статьи (начало в 5, 2017 г.). В этом номере рассмотрена водяная система. В статье говорится о назначении системы, ее конструкции, названо назначение кранов водяной системы, основные причины перегрева воды и повышенного расхода воды, что нужно делать для слива воды из системы охлаждения.


Схемы цепей защиты электропоезда ЭД4М. Горячев В.Е.

Рассмотрена работа схемы при срабатывании быстродействующего выключателя БВП-105А, в случае неполного короткого замыкания на «землю» в цепи тяговых двигателей, в случае изменения тока в начале и в конце цепи тяговых двигателей в аварийных режимах, в случае перегрузки в цепи тяговых двигателей.


Рессорное подвешивание электровозов серии ЧС. Ермишкин И.А.

От конструктивных особенностей рессорного подвешивания и его параметров, а также от того как распределены колеблющиеся массы кузова и тележки, зависят так называемые динамические характеристики электровоза. Автор статьи описывает различия рессорного подвешивания электровозов ЧС2Т, ЧС2К, ЧС2, ЧС7.


Схема пневматического тормозного оборудования электровоза 2ЭС6 «Синара». Титов М.В.

Окончание статьи (начало в 3 — 5, 2017 г.). В этом номере рассмотрены работа схемы тормозного оборудования электровоза при саморасцепе секций, цепи управления резервным краном, работа пневматической схемы электровоза при смене кабин управления, действия бригады при следовании электровоза двойной тягой или в качестве подталкивающего, при следовании в недействующем состоянии.


Принципы работы основных узлов и агрегатов тепловоза. Приводы вспомогательного оборудования. Руднев В.С.

Продолжение цикла статей (начало в 8 — 12, 2015 г.; 1 — 12, 2016 г.; 1 — 5, 2017 г.). В статье приведены классификация приводов вспомогательного оборудования, типы приводов вентиляторов охлаждающих устройств тепловозов. В частности, описаны приводы: механический, гидромеханический, гидростатический, нерегулируемый электрический (переменного тока) и регулируемый электрический (переменного тока). Опубликованы их схемы.


Методический подход к построению системы внедрения новых технологий в локомотивном хозяйстве. Головаш А.Н., Куршакова Н.Б.

В статье представлены элементы системы внедрения новых технологий и требования к ее созданию. Предложена структура управления внедрением новых технологий в локомотивном хозяйстве ОАО «РЖД».


Определение предотказного состояния тяговых двигателей. Мельников В.А., Дмитриев С.А.

Авторы статьи говорят о том, что, сохраняя показания датчиков, установленных на различном оборудовании локомотивов, в частности ТЭД, можно использовать эту информацию для мониторинга режимов эксплуатации локомотивов. С помощью полученных данных можно определять какие параметры того или иного оборудования не входят в допустимые пределы, а значит, предполагать, что это оборудование находится в неисправном состоянии.


Дизель-поезд ДП1 для Беларуси.

По инициативе Белорусской железной дороги в 2011 г. был разработан и построен первый одновагонный дизель-поезд (рельсовый автобус) ДП1. Белорусскими железнодорожниками уже накоплен достаточный опыт их технического обслуживания и эффективной эксплуатации. Положительные отзывы от машинистов и пассажиров они получают за их экономичность и комфортность в сравнении с дизель-поездами ДР1 производства Рижского вагоностроительного завода.


ВСМ Москва — Казань еще в проекте, но уже прорабатывается гиперпетля. Куделькин И.Н.

Одной из прорывных и новых производственных технологий в сфере транспорта может стать технология гиперпетли. Суть проекта заключается в том, что поезд-капсула будет перемещаться по трубе под воздействием линейного электродвигателя в условиях, приближенных к идеальному вакууму. При этом прогнозируемые скорости движения могут превышать 1000 км/ч. Об этом проекте речь идет в статье.


Технико-экономическая эффективность переключаемой фильтрокомпенсирующей установки. Герман Л.А., Якунин Д.В., Жевлаков Д.А., Егоршин Е.А., Маралова В.А.

Специалисты Нижегородского филиала МИИТа совместно с представителями Дирекции по энергообеспечению Горьковской дороги разработали несколько вариантов переключаемой фильтрокомпенсирующей установки. Авторы статьи утверждают, что разработанная установка должна стать типовым вариантом в тяговом электроснабжении. Установку компенсации целесообразно включать не только тогда, когда речь идет о строительстве новой подстанции, но и когда ФКУп позволяет отказаться от этого благодаря ожидаемому эффекту от повышения напряжения.


Новости стальных магистралей.

Краткий обзор нового подвижного состава зарубежных железных дорог, основных особенностей их конструкции.


В номере опубликованы поздравления с 80-летием доктора технических наук, профессора Е.Е. Коссова и доктора технических наук В.А. Четвергова.

Е.Е. Косов является членом Ученого Совета АО «ВНИИЖТ», членом диссертационного совета института, председателем государственной экзаменационной комиссии по защите дипломных проектов в Российской открытой академии транспорта МИИТа.

В.А. Четвергов, заслуженный деятель науки и техники РФ, действительный член Международной и Российской (Омское отделение) инженерных академий, профессор ОмГУПСа, многие годы был в составе редакционного совета журнала «Электрическая и тепловозная тяга» («Локомотив»).


На 1-й с. обложки опубликовано фото магистрального двухсекционного грузового тепловоза 2ТЭ25КМ-200.