ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 5, 2023 г.

 

Празднование Дня машиниста на Московской железной дороге. Жуков О.Г.

В этом году по всей сети железных дорог впервые отмечался День машиниста. Этот праздник, установленный Распоряжением генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» О.В. Белозёрова, посвященный представителям основной профессии на железнодорожном транспорте, будет отмечаться отныне ежегодно в последнюю пятницу марта. На Московской железной дороге День машиниста прошел в Центральном доме культуры железнодорожников (ЦДКЖ). Подробнее о празднике рассказано в статье.

 

Об итогах выполнения Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2020 — 2022 годы в Дирекции по ремонту тягового подвижного состава. Дрогайцева М.А.

В Дирекции по ремонту тягового подвижного состава — филиале ОАО «РЖД» (ЦТР) состоялась общесетевая видеоконференция по рассмотрению итогов выполнения Коллективного договора ОАО «РЖД». В совещании приняли участие заместитель председателя Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей А.А. Налётов, а также руководители и председатели советов молодежи и первичных профсоюзных организаций региональных дирекций. Подробнее об итогах данного мероприятия рассказано в данной статье.

 

«СТМ-Сервис» начинает обучать работников по новым государственным стандартам в сфере охраны труда. Зыкин А.В., Богачева И.В.

С 1 сентября 2022 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ № 2464 от 24.12.2021 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда на предприятии», в соответствии с которым изменились требования к технической подготовке кадров и их аттестации. В феврале 2023 г. Министерством труда и социального развития РФ была проведена аккредитация учебного центра «СТМ-Сервис» в федеральном реестре организаций, оказывающих услуги по обучению охране труда. На сегодняшний день учебный центр «СТМ-Сервис» имеет право обучать по новым программам не только работников компании, но и сторонних организаций. Подробнее о проделанной работе и о возможностях учебного центра рассказано в статье.

 

Новая сфера применения тренажерных комплексов. Егжанова С.Е.

Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) непрерывно развивает тренажерные технологии и перечень предлагаемой потребителю продукции, наращивает их функционал на основе текущих трендов в данной области согласно возникающей потребности в области подготовки персонала. При ежегодном расширении функционального перечня продукции в 2021 г. были разработаны и изготовлены 13 тренажерных комплексов специального самоходного подвижного состава (ССПС) — мотовоза МПТ-6 исп. 4 с модулем 1АДМ-1.3. Данный тренажерный комплекс кардинально отличается от всех ранее разработанных для тягового и моторвагонного подвижного состава. Главное отличие состоит в том, что кроме обучения машинистов ССПС режимам вождения, необходимо также обучать персонал действиям при выполнении технологических операций. В статье приведена информация о данном тренажерном комплексе, рассказано о его возможностях.

 

Методика проведения упражнений на тренажере в рамках практических занятий. Куренков А.С., Николаев А.Ю., Злобин А.А.

В статье приведены сведения о методике проведения упражнений на тренажерах в процессе проведения практических занятий. Материал будет полезен преподавателям учебных центров профессиональных квалификаций ОАО «РЖД», работникам предприятий, занимающихся технической учебой, а также обучающимся для получения общего представления о методологии выполнения упражнений на тренажерах.

 

Механическое оборудование электропоезда ЭС2Г «Ласточка». Осинцев И.А.

Продолжение статьи (начало см. № 4, 2023 г.). Во второй части статьи описана конструкция автоматической сцепки и ее работа электропоезда постоянного тока ЭС2Г «Ласточка».

 

Современные решения обеспечения безопасности на переездах.

Железнодорожные переезды являются наиболее проблематичным элементом транспортной сети. Высокий риск дорожно-транспортных происшествий в местах пересечения автомобильных и железных дорог по-прежнему остается острой проблемой для всех развитых стран. Для обеспечения безопасности движения на первый план выходят качество и эффективность переездного оборудования: микропроцессорных автоматических сигнализаций, переездных светофоров, заградительных систем и систем звукового оповещения, устройств видеоконтроля.

АО «Транс-Сигнал» (г. Нижний Новгород) были разработаны современные переездные светофоры СП НКМР. 676658.031 ТУ. Производителю удалось реализовать ряд современных наработок и гарантировать более высокие функциональные показатели. В статье рассказано о конструктивных особенностях и преимуществах переездных светофоров производства АО «Транс-Сигнал».

 

Правила технической эксплуатации — основной нормативный документ отрасли. Клюка В.П., Мосол С.А.

Приказом Министерства транспорта РФ от 23.06.2023 г. № 250 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог РФ» 1 августа 2022 г. были введены в действие новые Правила технической эксплуатации. В этом номере журнала приведен анализ развития и изменений материала новых Правил по требованиям к технической эксплуатации колесных пар локомотивов, моторвагонного, специального самоходного подвижного состава, грузовых и пассажирских вагонов (раздел Правил IX. Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава).

 

Перспективный маневрово-вывозной тепловоз с гидропередачей ТГМК2. Плешаков А.А., Евсеев В.Ю., Уколов И.А.

Промышленные предприятия РФ эксплуатируют большое количество маневрово-вывозных тепловозов с гидромеханическими передачами различной мощности. На сегодняшний день, несмотря на большую потребность промышленных предприятий в поэтапной замене устаревшего парка тепловозов, локомотивостроительными заводами данные машины практически не производятся, а уровень износа локомотивов по некоторым данным достиг 97 %. Поддерживать работоспособное состояние тепловозов эксплуатантам удается путем выполнения ремонта собственными силами или частными организациями. Однако работы по модернизации тепловозов носят единичный характер и неспособны значительно повлиять на сложившуюся ситуацию в целом.

Для решения этой проблемы АО «Калугапутьмаш» совместно с АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ») был разработан новый маневрово-вывозной тепловоз с гидропередачей ТГМК2. В рамках проектирования локомотива специалистами предприятий была разработана конструкция тепловоза, отдельные новые узлы (гидропередача, система управления), выполнена компоновка оборудования. В статье рассказано о конструктивных особенностях нового локомотива. В первой части приведено описание дизельного двигателя, гидропередачи.

 

О проблеме динамики и надежности «колесо-рельс» тепловозов. Новачук Я.А., Тепляков А.Н., Коблов Р.В., Егоров П.Е.

Проблема динамики «колесо-рельс» и механической части экипажей тягового подвижного состава, взаимодействующего с инфраструктурой железнодорожного транспорта, возникла вместе с появлением железных дорог, обостряясь в периоды внедрения новых типов тягового подвижного состава или качественного изменения состояния инфраструктуры — при повышении скорости движения поездов, осевых нагрузок и прочих событиях. Недостаточное научное понимание явления взаимодействия колес подвижного состава и инфраструктуры не позволяло выполнить комплекс заявленных требований к характеристикам грузовых тепловозов на стадии проектирования.

В статье изложен подход по внедрению научно-обоснованных мероприятий для решения основных задач динамики на стадии проектирования экипажной части, что позволит обеспечить реальный и положительный тренд повышения эксплуатационной надежности и качественных показателей работы тепловозов.

 

Тормоз Капицы-Ломоносова. Исаев А.В., Савельев А.М.

При развитии тормозного дела на железных дорогах СССР в период 1920-х — 1930-х годов появлялось множество различных технических решений для одинаковых задач. Все тормозные приборы в своей основе имели принцип автоматичности, т.е. управляющей командой на торможение было понижение давления в тормозной магистрали.

В статье рассказано о двух выдающихся ученых — П.Л. Капице и Ю.В. Ломоносове и о разработанном ими тормозе. Многое из современной тормозной техники «уходит корнями» в события первой половины ХХ века. В частности, по аналогичному принципу работает блок-тормоз вагонов метрополитена типа 81-714/717, а также трамвайных вагонов различных серий.

 

Трудовой и жизненный путь машиниста Савченко. Ковалева Л.М., Панкеев Н.А.

В статье рассказано о жизни и трудовой деятельности Алексея Емельяновича Савченко (1917 — 1998) — участнике Великой Отечественной войны, почетном железнодорожнике. А.Е. Савченко прошел большой трудовой путь от слесаря до заместителя начальника локомотивного депо Курск, был инициатором перевода депо на тепловозную тягу.

 

Геннадию Ивановичу Михайлову — 75 лет!

Недавно исполнилось 75 лет заместителю главного конструктора АО «ВНИКТИ» Г.И. Михайлову. Он принимал активное участие в проведении комплекса работ по созданию арочных зубчатых передач для тягового редуктора тепловоза мощностью 4000 л.с., возглавлял лабораторию зубчатых передач, вел работы по модернизации электровозов действующего парка, участвовал в сопровождении проектов по высокоскоростным электропоездам «Сапсан» и «Ласточка», принимал участие во многих других проектах. О богатом трудовом жизненном пути Г.И. Михайлова рассказано в данной статье.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото переездного светофора со светодиодными системами производства АО «Транс-Сигнал», г. Нижний Новгород