ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 5, 2022 г.

 

Виртуальная реальность как эффективный инструмент обучения. Бородавицин Э.Г., Мухин О.О., Заболотный В.В.

На сегодняшний день в Российской Федерации на различных уровнях осуществляется процесс цифровизации всевозможных сфер и видов деятельности — от экономики до технико-технологических задач и социальных проектов. Среда виртуальной реальности прочно фиксируется в жизнедеятельности всех типов предприятий и дает возможность на наглядном примере обучать персонал, оттачивать навыки или представлять разнообразные технологические процессы. При этом сфера виртуальной реальности является не только инструментом обучения, но и может позволить без лишних потерь средств и времени провести испытания определенных моделей или объектов, что раньше было абсолютно невозможным инструментом без изготовления и проведения апробации прототипа.

Цифровая трансформация не обошла стороной и ОАО «РЖД». В Компании взамен классического формата обучения начинают развиваться инструменты обучения с применением виртуальной реальности. В целях развития направления цифровизации аспирантами Дальневосточного государственного университета путей сообщения совместно с молодыми специалистами ОАО «РЖД» в рамках выделенного гранта на проведение научных исследований, направленных на создание новой техники и технологий для применения на железнодорожном транспорте, был реализован проект по теме «VRail — обучающий комплекс по действиям локомотивной бригады в аварийных ситуациях». Подробнее о данном проекте рассказано в данной статье.

 

Мобильная мультимодульная система обслуживания и экипировки подвижного состава. Капустин М.С., Кобылянский В.В., Меркулов М.И., Подпоркин С.В.

Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства — филиалом ОАО «РЖД» с учетом технических требований к перспективным высокопроизводительным инновационным видам технических средств разработано тяговое транспортное средство на комбинированном (автомобильном и железнодорожном) ходу. Главным преимуществом нового транспортного средства является заложенная в его конструкцию многофункциональность, расширяющая области применения и повышающая его технико-экономическую эффективность. Результаты интеллектуальной деятельности на данное тяговое транспортное средство защищены патентом на полезную модель. Подробнее о новом транспортном средстве рассказано в статье.

 

Перспективы внедрения локомотивов, работающих на сжатом природном газе. Танкеев С.В., Грачев Н.В., Чернышев М.А.

Окончание статьи (начало см. № 4, 2022 г.). Во второй части статьи рассказывается об опыте применения в нашей стране сжатого природного газа в качестве моторного топлива для тепловозов. Приведены сведения о реализованных проектах газодизельных тепловозов и результатах их эксплуатации. Показаны варианты создания новой версии локомотива на базе газотепловоза ТЭМ19.

 

Система КАСАНТ на страже безопасности движения. Лапицкий В.Н.

В статье кратко рассмотрены применение комплексной автоматизированной системы учета, контроля, устранения отказов и анализа надежности технических средств (КАСАНТ) в ОАО «РЖД» и анализ ее надежности как современного метода контроля состояния безопасности движения, позволяющего оперативно собирать, расследовать и в дальнейшем предотвращать отказы технических средств.

 

Микропроцессорная система управления и диагностики электровоза 2ЭС6 «Синара». Осинцев И.А.

Микропроцессорная система управления и диагностики (МПСУиД) электровоза 2ЭС6 «Синара» выполняет функции управления всеми основными системами и оборудованием локомотива. Система имеет многоуровневую структуру. В первой части статьи рассказано о структуре системы МПСУиД, рассмотрены алгоритмы, задаваемые для МПСУиД при различных режимах работы электровоза.

 

Электрическая схема тепловоза ТЭ10М. Иоффе А.Г.

Окончание статьи (начало см. № 4, 2022 г.). В этом номере журнала приводится описание работы вспомогательных цепей управления (охлаждающим устройством, подачей песка, тормозной системы, освещения, контрольно-измерительных приборов), цепей аппаратов сигнализации и защиты, а также приведена методика поиска причин неисправностей в электрических цепях тепловозов данной серии.

 

Рельсовый автобус РА3 «Орлан»: пульт машиниста. Закутный Д.О.

В статье приведено описание устройства пульта машиниста рельсового автобуса Мытищинского машиностроительного завода РА3 «Орлан». Описано расположение и назначение основных узлов, блоков и органов управления.

 

Обнаружение и устранение неисправностей тепловозов 2ТЭ116.

В статье приводятся некоторые неисправности систем и электрических цепей тепловозов 2ТЭ116, вероятные их причины и методы устранения. Материал подготовлен на основе рекомендаций локомотивным бригадам по обнаружению и устранению неисправностей на локомотивах в пути следования, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 31.03.2010 № 671р с учетом внесенных изменений и дополнений Распоряжением от 06.07.2017 № 1287р.

 

Автоматическое включение-выключение шлейфа ИШ-74 у здания ПТОЛ. Теслев А.Н.

При автоматическом включении и выключении шлейфа ИШ-74 проверка локомотивной сигнализации осуществляется машинистом локомотива при помощи занятия и освобождения участка контроля у здания ПТОЛ, оборудованного нормально замкнутой рельсовой цепью. При этом благодаря сосредоточению питающей и приемной аппаратуры на одном конце рельсовой цепи при передаче информации о ее состоянии достигается значительная экономия кабеля. В статье описан принцип работы автоматического режима включения/выключения шлейфа ИШ-74.

 

Назначение и устройство эластомерного поглощающего аппарата. Тимофеев С.В., Уманец А.П.

Необходимость повышения безопасности движения при перевозках опасных грузов железнодорожным транспортом привела к созданию эластомерных поглощающих аппаратов. В этих аппаратах поглощение ударно-тяговых усилий осуществляется путем перетекания эластомера через малое отверстие или кольцевой зазор.

В России из эластомерных аппаратов первым стал применяться поглощающий аппарат 73ZW, разработанный компанией КАМАХ (Польша). В настоящее время им оборудуются современные тепловозы (в частности, 2ТЭ25КМ). В статье приведены краткие сведения о назначении эластомерных поглощающих аппаратов, рассмотрена их конструкция.

 

Эффективность технологий лубрикации рельсов для снижения уровня внешнего шума тепловоза. Коссов В.С., Панин Ю.А., Трифонов А.В., Пономарёв А.С., Панин А.Ю.

Специалистами АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ», г. Коломна) на примере секции тепловоза 2ТЭ116 были проведены сравнительные испытания технологий лубрикации головок рельсов с целью определения их эффективности по боковому воздействию на путь и снижению уровня внешнего шума тепловоза. О результатах этих испытаний рассказано в данной статье.

 

История развития и перспективы применения дисковых тормозов на отечественном подвижном составе. Клюка В.П., Мосол С.А.

С ростом скоростей движения поездов повысились требования к тормозам. Применение фрикционного колодочного тормоза с воздействием тормозных колодок на поверхности катания колес ограничено пределами их допустимого нагрева. Поэтому на скоростном и высокоскоростном пассажирском подвижном составе вместе с электрическими и магнитно-рельсовыми тормозами получили широкое распространение дисковые тормоза. На железнодорожном транспорте впервые в мире дисковые тормоза начали применяться еще в 1920-е годы. Широкое применение они стали получать в последние годы в связи с развитием скоростного и высокоскоростного движения.

В статье приведен краткий обзор истории внедрения дисковых тормозов на различном подвижном составе. В настоящее время остается актуальным проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по внедрению дисковых тормозов на грузовых вагонах для дальнейшего повышения скоростей движения грузовых поездов. Приведены основные возможные направления совершенствования дисковых тормозов применительно к грузовым вагонам.

 

Автомотрисы из Чехословакии: история создания и эксплуатации. Уманец Д.М.

В период с 1984 по 1990 гг. в СССР было поставлено 122 единицы автомотрис серии АЧ2. Предвестником серийных автомотрис серии АЧ2 стала автомотриса АЧ0 (всего было построено 3 машины). В статье приводится история появления на наших железных дорогах дизельных автомотрис чехословацкого производства, рассказано об их конструктивных особенностях.

 

Тепловоз М62-1169 — достойный экспонат Центрального музея. Пенин А.Д.

В статье рассказано о тепловозе М62-1169, являющимся экспонатом натурной экспозиции подвижного состава Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации, расположенной на фондовой площадке «Пионерский парк» недалеко от станции Лебяжье в Ленинградской обл. Приведены краткие сведения о семействе тепловозов М62, рассказано о судьбе данного локомотива.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6 «Синара»