ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 5, 2021


О взаимодействии динамически нагруженной механической части электровозов и инфраструктуры. Гапанович В.А., Попов Ю.И.

На итоговом годовом заседании правления ОАО «РЖД», прошедшем в феврале текущего года, заместителем генерального директора Г.В. Верховых была представлена информация об уровне безопасности и надежности в перевозочном процессе. Приведенные в статье цифры свидетельствуют о положительной динамике обеспечения безопасности. Стабильность грузовых и пассажирских перевозок определяется уровнем фактической надежности тягового подвижного состава. Увеличение весовой нормы грузовых поездов, а, следовательно, и эффективности перевозочного процесса, осуществляется путем повсеместного внедрения локомотивов, имеющих в своей конструкции асинхронные или коллекторные тяговые электродвигатели с поосным регулированием силы тяги.

При разработке новых локомотивов для ОАО «РЖД» конструкторы должны обеспечить гармонизацию характеристик механической части локомотивов с характеристиками инфраструктуры, которые могут изменяться в зависимости от времени года. Исходя из изложенного в статье, было предложено: организовать и провести комплексные испытания механической части электровозов и верхнего строения пути; по результатам испытаний внести соответствующие изменения и дополнения в нормативно-техническую документацию по содержанию железнодорожного пути, в нормы проектирования подвижного состава и его конструкцию.


Промышленный дизайн, макетирование, прототипирование. Куренков А.С., Дмитриев С.А., Капустин М.С., Велиев Т.Р.

В статье изложен новый взгляд на разработку и модернизацию локомотивов и их оборудования. Широкий спектр представленных на рынке программных систем позволяет сегодня кардинально сократить время, затрачиваемое на проектирование, анализ и изготовление изделий с одновременным расширением объема производства и улучшением качества работ. Так, более не требуется затрачивать колоссальные людские ресурсы на разработку чертежей в бумажном виде. В связи с этим часть высвобожденных трудовых и временных ресурсов сегодня тратится на поиск и анализ конструктивных решений, обеспечивающих повышение потребительских свойств при уменьшении трудоемкости и материалоемкости производства.

Это послужило созданием такого направления деятельности, как промышленный дизайн. Следующим шагом, ранее не имевшим широкого распространения и применявшимся только в создании сложных и дорогостоящих изделий, является прототипирование изделий. Задача прототипирования — создание минимально жизнеспособного продукта, отражающего общую концепцию и функциональность изделия. Развитие технологий привело к смещению баланса в промышленности от натурных испытаний и трудоемкого производства к моделированию и применению промышленного дизайна.


Как повысить уровень профилактической работы по охране труда. Саврико С.В.

Дирекцией тяги ОАО «РЖД» в 2020 г. был принят ряд мер, направленных на снижение случаев производственного травматизма. Благодаря им Дирекция тяги не допустила ни одного смертельного случая. В статье подробно рассмотрены мероприятия, связанные с технически решениями вопросов по сохранению жизни и здоровья работников. Для мониторинга состояния локомотивов (в части исправности средств жизнеобеспечения, кресел, санитарно-бытовых приборов, инструмента, диэлектрических перчаток) и получения обратной связи от локомотивной бригады в настоящее время проводится опытная эксплуатация электронного анкетирования работников по завершении поездки через электронные терминалы самообслуживания.


Микропроцессорная система управления и диагностики электровоза 2ЭС10 «Гранит». Кузнецов К.В., Петрухин Е.Г.

Управление электровозом 2ЭС10 «Гранит» осуществляется через микропроцессорную систему управления и диагностики (МПСУиД). Данная система обеспечивает заданный алгоритм управления электровозом по заложенной в нее программе. Все устройства, входящие в систему МПСУиД, разделяются на три уровня, которые подробно описаны в статье. Надо отметить, что создание информационно-измерительных систем контроля и диагностики позволяет автоматизировать технологию и организацию технического обслуживания и текущего ремонта электровозов.

Задача состоит в создании комплексной системы ремонта с научно обоснованным регламентным воздействием на оборудовании, учитывающим реальное техническое состояние узлов и агрегатов электровоза. Непременным условием для получения текущей информации о техническом состоянии электровоза является использование средств и методов технического диагностирования.


Краткий перечень электрического оборудования тепловоза ТЭМ14.

В журналах «Локомотив» 4, 11 за 2020 г. были опубликованы статьи, посвященные электрическим принципиальным схемам тепловозов ТЭМ14. В дополнение к этим материалам в журнале опубликован краткий перечень электрического оборудования.


Электрическая схема тепловоза ТЭМ18В (цветная схема — на вкладке). Ольховик А.Н.

Брянским машиностроительным заводом в 2011 — 2014 гг. была выпущена партия маневровых тепловозов серии ТЭМ18В. Основное отличие данного локомотива от базовой серии ТЭМ18ДМ заключается в применении на нем дизель-генераторов финского производства мощностью 882 кВт. В конструкции тепловоза применена система подогрева теплоносителей дизеля, с помощью которой поддерживается оптимальная их температура при неработающем двигателе. Это позволяет обеспечить значительную экономию топлива при зимних отстоях тепловоза.

В частности, в этом номере описаны следующие электрические цепи: питания цепей управления и освещения; пуска дизеля; возбуждения синхронного возбудителя и подзарядки аккумуляторной батареи; аварийного возбуждения синхронного возбудителя; возбуждения тягового генератора; работы электрических цепей при движении тепловоза; управления вентилятором и жалюзи холодильной камеры.


Системы дизеля тепловоза ЧМЭ3. Цывкунов Г.И.

Окончание статьи (начало см. в 4, 2021 г.). В этом номере описаны масляная (продолжение) и водяная системы. Дана схема водяной системы.


RFID-метки повысят качество сборки и обкатки колесно-моторных блоков. Павлицкий Б.И.

Действующие системы технического контроля качества продукции мастерами производства и контролерами ОТК, а также окончательная приемка продукции инспекторами-приемщиками, к сожалению, не исключают случаи нарушения требований ремонтной и конструкторской документации. Это, в свою очередь, приводит к отказам технических средств различных категорий. Одним из успешных и зарекомендованных решений этой проблемы является использование методов системы встроенного качества, а именно — применение личного «Клейма качества». Работа исполнителя с личным клеймом является одним из залогов непрерывного повышения качества выпускаемой продукции. Примером является Ростовский-на-Дону электровозоремонтный завод, где работники контрольного пункта автосцепок имеют личное клеймо качества.

В настоящее время существует, активно развивается система контроля RFID. Данную систему можно использовать как современную аналоговую технологию личного клейма качества. В качестве примера в статье рассмотрен процесс сборки и обкатки одного из ответственных узлов тягового подвижного состава, от исправного состояния которого зависит безопасность движения поездов, — колесно-моторного блока грузового электровоза ВЛ80 (всех индексов).


Создание водяного насоса повышенной производительности для дизелей типа ДМ21/21. Шестаков Д.С., Теренник Б.В.

В статье приведена конструкция водяного насоса двигателей типа ДМ21/21. Проведен гидродинамический расчет проточной части серийного насоса. Предложено рабочее колесо новой конструкции для достижения необходимых параметров насоса. Проведен гидродинамический расчет проточной части модернизированного насоса. Представлены результаты испытаний модернизированного водяного насоса на безмоторном стенде.


Прочностной расчет поглощающего аппарата 73ZW с учетом влияния температуры окружающей среды. Бородавицин Э.Г., Мухин О.О., Заболотный В.В.

Основным элементом конструкции локомотива, обеспечивающим снижение уровня действующих на него продольных сил в эксплуатации, является амортизатор удара — поглощающий аппарат автосцепки. Характеристики этих аппаратов существенно зависят от ряда эксплуатационных факторов: температуры окружающей среды, скорости нагружения, релаксации полимеров и др.

Однако экспериментальные исследования непригодны для прогнозирования нагруженности при различных внешних факторах и перспективных условиях эксплуатации. В связи с этим возникает потребность в расчете сил нагружения с использованием методов, базирующихся на математическом моделировании. Для этого авторами статьи было выполнено построение CAD-модели, о чем рассказано в статье.


Плотность тормозной сети: прошлое, настоящее, будущее. Погудин В.Г., Исаев А.В., Гербек А.Э., Либин С.Е.

Окончание статьи (начало см. 4, 2021 г.). Плотность тормозной сети (ТС) является важнейшим параметром, определяющим эффективность, управляемость и скорость зарядки тормозной системы поезда. В статье перечислены некоторые ситуации, в которых плотность ТС играет ключевую роль. Авторы статьи предлагают провести общесетевое совещание с участием АО «ВНИИЖТ», привлечением широкого круга причастных специалистов. На данном совещании авторы предлагают рассмотреть предложения по совершенствованию отдельных пунктов Правил, исходя из опыта, накопленного при эксплуатации грузовых поездов.


Работа крана машиниста: просто о сложном. Белогорцев А.Ю.

Окончание статьи (начало см. 3, 4, 2021 г.). В этом номере рассмотрены вопросы работы крана машиниста при нахождении ручки в положении III, основные моменты при управлении тормозами грузового поезда; назначение обратного клапана крана машиниста; проверка исправности или наличия обратного клапана; неправильные действия машиниста, самопроизвольный отпуск тормозов в пассажирском поезде; правильные действия машиниста при управлении тормозами пассажирского поезда.


«Гремя огнем, сверкая блеском стали…». Манжосов А.Н., Крохина А.В., Кузнецов К.В., Юркин Е.С.

В статье приведены страницы боевых и трудовых биографий машинистов паровозного депо Курск Н.Д. Непогодиной и М.С. Смирновой. Опубликованы исторические фотографии.


На 1-й с. обложки опубликовано фото маневрового тепловоза ТЭМ18В на Октябрьской дороге.

В номере вкладка с цветной схемой электрических цепей маневрового тепловоза ТЭМ18В.