ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 5, 2020 г.


Принципы в области обеспечения безопасности движения Дирекции тяги — филиала ОАО «РЖД».

Руководство Дирекции тяги ОАО «РЖД» пересмотрело Декларацию о политике в области безопасности движения, выпущенную в апреле 2016 г. Обновленная декларация утверждена приказом от 4.03.2020 ЦТ-38. Редакция знакомит читателей с этим документом, где изложены следующие вопросы: выполнение требований законодательства, нормативно-правовых актов РФ, нормативных документов ОАО «РЖД» в области безопасности движения; обеспечение безопасности движения, сохранение жизни и здоровья работников, соблюдение охраны труда; минимизация рисков нарушений безопасности движения; донесение достоверной информации о проблемах в области безопасности движения; непрерывное совершенствование системы менеджмента безопасности движения, ее основных элементов и методов управления, развитие культуры безопасности; повышение профессиональных компетенций и обучение; выбор линии поведения на основе этических правил; ориентированность на общий результат.


Перевозочному процессу — гарантированную безопасность! Парнюк С.М.

Одним из проблемных вопросов, рассматриваемых в рамках Научно-технического совета ОАО «РЖД», является обеспечение надежности технических средств. При этом ключевой показатель, оценивающий влияние отказов на перевозочный процесс, — это потери поездо-часов. Также в рамках технической надежности локомотивов рассматривается группа риска локомотивов по неплановым ремонтам локомотивов, в которую входят локомотивы, имеющие три и более неплановых ремонтов в межремонтный период. Эти показатели — индикатор надежности локомотивов, которая заложена текущим сервисным обслуживанием.

Вторым проблемным вопросом являются грубые нарушения безопасности, допускаемые по ответственности работников структурных подразделений Дирекции тяги. По результатам анализа допущенных событий выявлен целый ряд причин, сопутствующих нарушению безопасности, а также многочисленные несоответствия в работе командно-инструкторского состава и реализации уже разработанных ранее мероприятий. Еще один критерий состояния безопасности производственных процессов — состояние охраны труда.

В рамках недавнего Научно-технического совета по безопасности движения в Санкт-Петербурге его участники попытались ответить на ключевой вопрос: что предпринимается для улучшения уровня безопасности в локомотивных комплексах? Комплекс мер, намеченных в ходе Научно-технического совета, и ряд последующих организационно-технических мероприятий предоставляют работникам локомотивного комплекса эффективные инструменты для повышения уровня безопасности движения.


Нарушения режимов эксплуатации и их влияние на техническое состояние локомотивов. Хромов И.Ю.

Во время эксплуатации локомотивы испытывают колоссальные нагрузки. Помимо погодных факторов, оказывающих негативное влияние на техническую составляющую, существенно влияют на надежность локомотивов нарушения режимов эксплуатации, которые являются одной из причин заходов локомотивов на неплановый ремонт. Для анализа количества нарушений режимов эксплуатации и их влияния на надежность локомотивов автор статьи проанализировал данные по ним и неплановым ремонтам за 2018 г.

Автор говорит, что для более четкой картины причинно-следственной связи между нарушениями режимов эксплуатации машинистами локомотивов и отказом оборудования необходимо создание программно-аппаратных систем, которые позволят снизить или полностью предотвратить эти нарушения. В статье он обобщает данные анализа и приводит свои выводы.


Только ли локомотив ограничивает рост массы грузовых поездов? Ламкин А.Г., Кашин П.В.

Результаты проводимых в последнее время испытаний и подконтрольной эксплуатации инновационных локомотивов с поездами повышенной массы и длины показали, что мощность даже двух- и трехсекционных локомотивов, установленных в голове состава, на ряде участков уже бывает избыточной, а ограничивает допустимую массу состава совсем не локомотив. Так, авторы приводят пример, когда созданный специально для вождения тяжеловесных поездов тепловоз 3ТЭ25К2М не смог в полной мере реализовать заложенный в него потенциал.

Значит, дело не только в локомотивах и локомотивном комплексе. Сдерживать наращивание массы грузовых поездов могут и иные причины, такие как: ограничение по продольной динамике поезда; ограничение по электроснабжению; воздействие от локомотива на верхнее строение пути. Об этом подробно идет речь в статье.


Электровозы 3ЭС6 «Синара» готовятся в путь.

Завод «Уральские локомотивы» приступил к выпуску бустерных секций для локомотивов 2ЭС6 «Синара». Дополнительная секция позволяет на 25 % увеличить производительность самого массового современного электровоза на российских дорогах. Локомотив с таким усилением будет обладать существенно большей тяговой мощностью и позволит водить поезда повышенной массы и длины. До недавнего времени с бустерной секцией на заводе «Уральские локомотивы» выпускали только грузовой электровоз постоянного тока с асинхронным тяговым приводом «Гранит» серии 2ЭС10.


Электронным и микропроцессорным системам — широкое внедрение! Семченко В.В.

Недавно в Красноярске прошла Научно-практическая конференция «Эксплуатация и обслуживание электронного и микропроцессорного оборудования тягового подвижного состава». Проблематика конференции: современный тяговый подвижной состав и цифровая железная дорога; роль бортовых МСУ и силовых электронных преобразователей энергии ТПС в повышении пропускной способности дорог, улучшении тяговых характеристик ТПС; бортовая диагностика и мониторинг, техническое обслуживание и ремонт локомотивов; управление жизненным циклом и надежностью ТПС; обучение персонала, перспективы развития. По итогам работы конференции выпущен сборник трудов. Со всеми ее материалами и решениями можно ознакомиться на сайте ДВЦ Красноярской дороги www.dcv.ru.


Как повысить состояние пожаробезопасности локомотивов. Мукоедов К.И., Чинарева Н.Н.

Для формирования единой технической политики ОАО «РЖД» разработаны и утверждены «Технические требования к новой кабельной продукции для подвижного состава» В них учтены условия эксплуатации, современный уровень безопасности и рекомендуемые сроки службы кабельно-проводниковой продукции. Для поддержки технических требований к новой кабельной продукции разработан ГОСТ 54965—2012 «Кабели и провода для подвижного состава железнодорожного транспорта. Общие технические условия». За основу документа взяты вышеуказанные технические требования и технические условия в зависимости от параметров эксплуатации и мест прокладки кабельно-проводниковой продукции.

Важным направлением в повышении пожарной безопасности кабельно-проводниковой продукции является стандартизация, которая посредством разработанных стандартов, реализованных в производстве, позволяет достичь необходимых показателей. Именно нормативная документация определяет требования к выпуску продукции, образующая своеобразный потолок безопасности при эксплуатации. Мероприятия по разработке стандартов и реализации их требований в производстве позволили снизить риски возникновения нежелательных событий, пожаров, а также уменьшить стоимость технического обслуживания и ремонта, о чем идет речь в статье.


Электрические схемы электровозов серии ВЛ10. Савичев Н.В.

Окончание статьи (начало см. 4, 2020 г.). В этом номере освещена работа: схемы цепей управления; цепей управления токоприемниками, вспомогательными машинами, песочницами, электрическими печами, звуковыми сигналами, освещением; цепей пуска двигателей вентиляторов и преобразователей; системы сигнализации; цепей управления в тяговом режиме; обратное перемещение главной рукоятки контроллера; цепей управления при частично отключенных тяговых двигателях.


Полезные советы машинисту электропоезда. Егоров В.П., Бургсдорф Е.А.

Авторы в статье рассказывают об особенностях электропоездов ЭД4М с новочеркасским электрооборудованием. Дают рекомендации как получить свободный провод на электропоезде, как управлять электропневматическим тормозом, что делать при потере питания контроллера, при неправильном подключении тягового двигателя, как определить какой именно двигатель в составе подключен неправильно, при ситуации когда при приемке электропоезда сильно разряжены аккумуляторные батареи.


Системы дизеля тепловоза ТЭП70БС. Цывкунов Г.И.

Окончание статьи (начало см. 4, 2020 г.). В этом номере рассматривается работа масляной и водяной систем, гидропривода вентиляторов холодильника дизеля. Публикуются красочные и объемные рисунки этих систем.


Обнаружение и устранение неисправностей тепловозов 2ТЭ25КМ.

Магистральный грузовой тепловоз 2ТЭ25КМ серийно выпускается Брянским машиностроительным заводом с 2015 г. За это время в локомотивных депо накоплен большой опыт эксплуатации и ремонта этих тепловозов. Предложенный материал по обнаружению и устранению неисправностей был подготовлен на основе документации завода-изготовителя.

В статье рассмотрены неисправности и их причины, способы устранения цепей пуска дизель-генератора, при работе дизель-генератора в режимах холостого хода и тяговом, цепей заряда аккумуляторной батареи, управления работой электродвигателя компрессора, цепей возбуждения тягового генератора в режиме холостого хода и в тяговом режиме, цепей управления устройством охлаждения воды и масла дизеля, схемы кондиционирования воздуха и др.


Электрические схемы электровоза ВЛ80С (цветные схемы — на вкладке). Потанин А.А., Мысков О.В.

Электровоз ВЛ80С — один из самых распространенных грузовых локомотивов на российских дорогах, электрифицированных на переменном токе. Поэтому редакция журнала на протяжении нескольких десятилетий публикует статьи с описаниями их силовых и вспомогательных цепей, пневматической системы, особенностей работы различных узлов и оборудования. Неизменным успехом у читателей пользуются вкладки с цветными электрическими схемами электровоза. В этом номере опубликована очередная вкладка. Авторы, подготовившие ее, предупреждают, что за годы выпуска электровоза завод-изготовитель неоднократно вносил необходимые изменения в их конструкцию и электрические цепи. Поэтому схемы локомотивов различных годов выпуска, находящиеся в эксплуатации, могут незначительно отличаться от изображенных на вкладке.


Некоторые цепи управления электровозов 2ЭС6 «Синара».

Грузовой двухсекционный электровоз постоянного тока 2ЭС6 «Синара», выпускаемый на заводе «Уральские локомотивы», стал первым локомотивом в линейке перспективного российского подвижного состава нового поколения. В предложенной вниманию читателей статье, подготовленной на основе заводской документации, описаны цепи управления электровоза, в частности: цепи в режиме электрического торможения, в аварийных режимах и с отключенными тяговыми двигателями; цепи питания двигателей мотор-вентиляторов охлаждения пускотормозных резисторов. Приведена таблица, где дана последовательность включения реостатных контакторов в зависимости от позиции силовой схемы.


Особенности работы тепловых реле на электроподвижном составе постоянного тока. Ермишкин И.А.

В журналах «Локомотив»1 — 3, 2020 г. были опубликованы статьи с описанием цепей управления тяговым режимом электровозов ВЛ11, монтажных схем их вспомогательных цепей, а также особенностей конструкции электрических аппаратов и расположения оборудования. В этом номере опубликована новая статья этого цикла с описанием работы тепловых реле на электровозах и электропоездах постоянного тока. В частности, рассказано о работе тепловых реле на грузовых электровозах 2ЭС4К, электропоездах постоянного тока, на пассажирских электровозах постоянного тока ЧС7.


Первые в мире автомашинист, электронный скоростемер, тяговые расчеты. Исаев А.В., Калинин Ю.С.

В 1960-е годы в Ленинграде были созданы и испытаны устройства, которые лишь через несколько десятков лет стали привычной частью интерьера кабин управления тягового подвижного состава — системы автоматического управления и контроля параметров движения поезда. История создания этих устройств сегодня практически забыта. В настоящее время упоминание о результатах деятельности единственной в СССР отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Автоматика локомотивов» содержится лишь в одном источнике (в статье он указан). Первые в мире устройства автоведения поезда не сохранились на сегодняшний день «в железе» — увидеть их можно теперь лишь на фотографиях, до настоящего времени нигде не опубликованных. Авторы статьи надеются, что данный материал будет интересен как железнодорожникам-профессионалам, так и всем тем, кому небезразлична история отечественной техники.


Музейная железная дорога в Хэртсфельде. Мамин Д.В.

В современной Германии действует немало музейных железных дорог, сохранившихся еще со времен бума железнодорожного строительства конца XIX — начала XX веков. Тогда железные дороги прокладывали в небольшие города и поселения, чтобы связать их с сетью магистральных железных дорог, соединивших собой крупные города, промышленные, торговые и административные центры. Впоследствии, по мере строительства автодорог и развития грузового и пассажирского автотранспорта, перевозки по многим локальным железным дорогам были прекращены, а сами дороги были закрыты и разобраны. Некоторым локальным железным дорогам повезло сохраниться до наших дней. Об одной из них — Музейной железной дороге Хэртсфельд, расположенной в федеральной земле Баден-Вюртемберг, рассказано в данной статье.


Три инженера — три судьбы. Рызванович А.Я.

Героями данного очерка стали дети трудного военного времени, ставшие школьниками в послевоенные годы, которые были особенно острыми в разоренной Беларуси. Потом была учеба в Белорусском институте инженеров железнодорожного транспорта. Годы студенчества пролетели как один миг, и молодые специалисты получили распределение на работу. Группа друзей-единомышленников начала новую трудовую жизнь. Всех ребят объединила работа, нацеленная на железную дорогу и совместный досуг. В очерке рассказано о жизни трех друзей — Л.С. Пинчука, П.П. Прохоренко и Е.В. Басина.


Вернуть магистрали к жизни! Манжосов А.Н., Крохина А.В.

Статья, опубликованная ко Дню Великой Победы, рассказывает о советских железнодорожниках в период контрнаступления в Московской битве (декабрь 1941 — февраль 1942 гг.). Сокрушительный удар, нанесенный Красной Армией немецко-фашистским захватчикам под Москвой, в результате которого началось отступление противника, потребовал от железнодорожных войск и органов военных сообщений быстрого перехода от работ по заграждениям к восстановлению железных дорог. В статье рассказано о том, как, несмотря на наличие серьезных недочетов, железнодорожные войска, приданные им рабочие и транспортные части, специальные формирования НКПС, железнодорожники и органы военных сообщений выполнили огромную работу на стальных магистралях Подмосковья. Они в тяжелых условиях проявили трудовой героизм.


На 1-й с. обложки опубликовано фото грузового электровоза переменного тока ВЛ80С.

В номере вкладка — цветные электрические схемы электровоза ВЛ80С.