ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 5, 2019 г.


Внедрять высокоэффективную технологию грузовых перевозок. Богданов В.М.

В статье речь идет об увеличении пропускной способности железных дорог, что предопределяет необходимость всемерного повышения средней массы грузовых поездов. Задача комплексного решения вопроса повышения массы грузовых поездов была поставлена МПС СССР еще в 1978 г. В результате выполненных научно-исследовательских работ была установлена возможность увеличения средней массы поезда благодаря более полному использованию длины станционных путей и усилению тяговых средств. В настоящее время руководством страны поставлена задача на 40 % увеличить объемы грузовых перевозок на линиях с высоким заполнением пропускной способности. Поэтому организация вождения поездов повышенной массы и/или длины на постоянной основе — это современная технология, являющаяся реальным инструментом повышения эффективности перевозочного процесса, в том числе и для перспективных условий работы отечественных железных дорог.

В статье также рассказано о конкретных путях повышения массы поезда, в частности о повышении погонной нагрузки грузовых вагонов и увеличении длины поезда.


Как повысить эффективность использования тяговых свойств электровозов. Михальчук Н.Л., Попов Ю.И., Зак В.В.

Для достижения целей, утвержденных Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 г., необходимы разработка и дальнейшее внедрение на полигонах обращения локомотивов нового поколения с улучшенными тяговыми и энергетическими характеристиками, позволяющими водить поезда массой 7100 — 8000 т и более. С этими целями в январе 2019 г. на участке Тайшет — Иркутск Восточно-Сибирской дороги проведены тягово-энергетические испытания, чтобы определить возможность вождения грузовых поездов массой 7100 т., сформированных из вагонов с осевой нагрузкой 25 тс.

Использовались электровозы 3ЭС5К, оборудованные системой поосного регулирования силы тяги и независимого возбуждения тяговых электродвигателей. На основании полученных результатов тягово-энергетических испытаний сделано заключение о возможности проведения опытной эксплуатации электровозов с аналогичными характеристиками. В статье рассказано о результатах испытаний.


Новое здание депо: удобство, комфорт, оптимальные условия труда. Бабушкин П.П.

Открыт новый административно-бытовой комплекс эксплуатационного локомотивного депо Комсомольск-Сортировочный Дальневосточной дирекции тяги. Целями реализации проекта строительства эксплуатационного предприятия являются улучшение условий труда работников депо, внедрение современных технологий эксплуатации локомотивов, повышение качества обучения локомотивных бригад и, как следствие, — повышение безопасности движения поездов. Представители Администрации края и города высоко оценили объект строительства, сравнив новое эксплуатационное предприятие с «дворцом» для работников локомотивного комплекса.


МАЛС на страже безопасности маневровой работы. Чигринец А.А., Чибисов В.В.

В статье речь идет о маневровой автоматической локомотивной сигнализации (МАЛС) — аппаратно-программном комплексе, предназначенным для обеспечения безопасности движения и автоматизации управления локомотивами на станции. Комплекс состоит из стационарных устройств, бортовой аппаратуры, установленной на локомотивах, и оборудования радиоканала передачи данных. Система выявляет и выделяет средствами индикации нарушения технологического процесса, скоростного режима, угрозы безопасности движения, нарушения инструкций и нормативов, обеспечивает трансляцию текущей информации, графических и текстовых протоколов на удаленные терминалы по проводным и беспроводным каналам связи.


Заслуженные награды.

За добросовестный на железнодорожном транспорте, большой вклад в обеспечение устойчивой его работы награждена почетным знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет» большая группа работников региональных дирекций тяги, сервисных депо, дирекций моторвагонного подвижного состава, дирекций по ремонту тягового подвижного состава, дирекций «Трансэнерго». Публикуется список награжденных.


Они стали единой командой.

Недавно в ОАО «РЖД» состоялось торжественное вручение государственных наград железнодорожникам, принимавшим активное участие в обеспечении перевозок участников и гостей Чемпионата мира по футболу-2018. Достойное место среди них заняли представители дирекций тяги, моторвагонного подвижного состава и «Трансэнерго». Опубликован список награжденных.


Электрическая схема тепловоза 2ТЭ116УД.

Окончание статьи (начало в 3 и 4, 2019 г.). В этом номере описаны цепи защиты (при отключении автомата электродвигателя вентилятора охлаждения выпрямителя, повышении напряжения вспомогательного генератора, перегреве охлаждающей воды, масла, наддувочного воздуха дизеля, при пробое газов в картер дизеля, включении валоповоротного устройства, понижении давления в тормозной магистрали, повышении давления в тормозных цилиндрах и др.), цепи пожарной сигнализации и порошкового пожаротушения, цепи освещения. Рассказано о совместной работе систем КЛУБ-У и ТСКБМ. В статье даны схемы цепей пожарной сигнализации и радиостанции, цепей освещения тепловоза.


Электровоз ЭП2К: назначение и расположение низковольтной аппаратуры. Ермишкин И.А.

Продолжение статьи (начало в 3 и 4, 2019 г.). В этом номере приведены схемы размещения автоматических защитных выключателей на блоке БВА-1, промежуточных реле типа ТРПУ, электрических аппаратов в блоке БВА. Рассказано о назначении реле К1 — К18 и о том, что происходит после включения этих реле.


Силовые цепи электровозов 2ЭС6 «Синара».

Окончание статьи (начало в 2 — 4, 2019 г.). В этом номере описаны схема подключения двигателей вентиляторов охлаждения, цепи двигателей вентиляторов мультициклонных фильтров очистки воздуха, цепи питания двигателя компрессорного агрегата. Даны технические характеристики каналов питания и таблицы положений ножей различных переключателей.


Микропроцессорная система управления электрооборудованием тепловоза 2ТЭ25КМ. Сергеев С.В., Буняев А.Ю., Гургуров С.З., Егоров М.А.

В рамках разработки проекта тепловоза 2ТЭ25КМ инженерным центром АО «УК "БМЗ"» совместно со специалистами АО «ВНИКТИ» были выполнены расчеты, подобрано электрооборудование, разработаны и внедрены алгоритмы управления электрической схемой и тяговым электрооборудованием. При выборе структуры электрической схемы тепловоза 2ТЭ25КМ за базу были приняты основные технические решения, использованные ранее на тепловозах 2ТЭ116У. Тепловоз оборудован микропроцессорной системой управления и диагностики МПСУ-ТП, которая отвечает за управление электрической схемой и тяговым электрооборудованием во всех режимах работы локомотива. В статье приведены структурные схемы электрической передачи тепловоза 2ТЭ25КМ и микропроцессорной системы управления и диагностики, дан перечень внесенных корректировок в программное обеспечение системы управления.


Электрические схемы электровоза ВЛ11 (цветные схемы — на вкладке). Чумаков В.Ю.

Редакция журнала неоднократно публиковала материалы с описанием электрических и монтажных схем электровозов серии ВЛ11, особенностей работы их оборудования. Все они неизменно вызывали положительные отклики читателей. В этом номере предложены цветные схемы электрических цепей.


Блок-схемы тепловоза ТЭМ18ДМ с системой ЭСУВТ. Пуликов П.В.

В журнале «Локомотив» 2 за 2014 г. были опубликованы функциональные блок-схемы электрических цепей тепловоза ТЭМ18ДМ. За последние несколько лет парк маневровых локомотивов пополнился тепловозами ТЭМ18ДМ, оборудованными электронной системой впрыска топлива. Электрические схемы данных тепловозов претерпели значительные изменения.

В этом номере журнала приводится вариант функциональных блок-схем электрических цепей тепловозов, оборудованных системой ЭСУВТ. Логические блок-схемы наглядно показывают взаимодействие электрических машин и аппаратов тепловоза при различных режимах его работы: работа цепей пуска дизеля, возбуждения синхронного возбудителя и зарядки аккумуляторной батареи, приведения локомотива в движение и регулирование его скорости, ослабления возбуждения тяговых двигателей и других электрических цепей. Использование графических функциональных блок-схем в учебном процессе позволяет значительно упростить изучение электрических цепей локомотива.


Вопросы электробезопасности для локомотивных бригад. Бородаев В.Н., Балин В.А.

Продолжение статьи (начало в 4, 2019 г.). Как уже отмечалось в предыдущем номере журнала, в Санкт-Петербургском подразделении Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций был разработан конспект по охране труда для подготовки и переподготовки локомотивных бригад. Предлагаем читателям журнальный вариант одного из разделов, где рассматриваются вопросы электробезопасности. В этом номере описаны группы электробезопасности, приведены виды работ при опасности поражения людей электрическим током в электроустановках, порядок действий локомотивных бригад при осмотре электрооборудования и сборке аварийных схем.


Управление электродинамическим тормозом на электропоездах. Егоров В.П., Бургсдорф Е.А.

Управление электродинамическим тормозом (ЭДТ) на электропоезде имеет свои особенности. Авторами статьи выработана методика управления ЭДТ, которой делятся с читателями журнала. Материал полезен в первую очередь молодым машинистам. В частности, в статье говорится о том, на какие режимы подразделяется управление ЭДТ и приведены приемы управления ЭДТ при различных режимах.


О плотности тормозной магистрали. Ткаченко С.Е.

На Белорусской дороге особое внимание уделяется вопросам управления и эксплуатации тормозов подвижного состава. В предлагаемой статье рассказано о работе, которая проводилась в период внедрения новых требований к действиям машиниста в случаях нарушения целостности тормозной магистрали при ведении поездов, и о рекомендациях, выработанных в процессе опытных работ. Приведены примеры действий машинистов при нарушении целостности тормозной магистрали для того, чтобы машинисты при ведении поездов поступали грамотно, безбоязненно, в рамках действующих Правил по тормозам.


Технические средства интервального регулирования. Румянцев С.В.

Интервальное регулирование движения поездов на современном этапе — это технология, обеспечивающая возможность пропуска потока поездов с минимальным интервалом между поездами, с возможностью соответствующей обработки составов на конечных станциях конкретного полигона. Интервальное регулирование играет важнейшую роль при осуществлении железнодорожных перевозок, обеспечивая безопасность движения и определяя пропускную способность участка. Ключевым элементом при переходе к управлению потоками поездов должно стать интервальное регулирование нового поколения. В АО «НИИАС» задача интервального регулирования как комплексная система решается поэтапно, учитывая четыре варианта, о которых подробно рассказано в статье.


Реализация предиктивной диагностики устройств безопасности в процессе эксплуатации. Хохлов В.Н.

Дирекция тяги ОАО «РЖД» реализует проект перехода к работе на локомотиве в одно лицо. Для решения данной задачи специалисты АО «НИИАС» предлагают рассмотреть проект работы по предиктивной диагностике устройств безопасности в процессе эксплуатации. Предиктивная диагностика — это автоматическая непрерывная диагностика и анализ работы устройств безопасности в процессе эксплуатации с выдачей ремонтному персоналу данных о наличии сбоев и ошибок в работе конкретного устройства или блока, а также рекомендации по их устранению. Об этом идет речь в статье.


Новости стальных магистралей.

Краткий обзор нового подвижного состава зарубежных железных дорог, основных особенностей их конструкции.


Заслуженный энергетик. Сафронова Д.С., Сергеев Н.А.

В мае этого года исполнилось 110 лет со дня рождения С.М. Сердинова — талантливого инженера-электрификатора, прекрасного специалиста в области электроснабжения железных дорог. Потомственный донской казак, он избрал мирную стезю — железнодорожную электроэнергетику и более 40 лет проработал на руководящих должностях в аппарате Министерства путей сообщения. Его имя навсегда вписано в историю ОАО «РЖД» как пример неутомимого организатора внедрения электрической тяги, исследователя и ученого.


Два ветерана — одна цель: преемственность поколений. Вершинин С.Л.

Как в любой профессии, помимо глубокого знания материальной части, огромное значение имеет и преемственность поколений. Лучше чем преподаватели Санкт-Петербургского подразделения Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций с огромным жизненным опытом, с этой задачей не справится никто. В этом материале речь идет о преподавателях высшей категории этого учебного заведения Л.А. Котенко и С.Н. Лукашенко.

Первый герой статьи — преподаватель устройства тепловозов Л.А. Котенко, в этом году отметивший свое 75-летие. Можно сказать, что он преподаватель на протяжении всей жизни, человек с колоссальным опытом. Л.А. Котенко считает, что главное для преподавателя — отличное знание предмета. Второе условие — умение это знание донести до аудитории.

Второй герой материала — преподаватель устройства электропоездов и автотормозов С.Н. Лукашенко. «Учитель и Человек с большой буквы» — так характеризуют его бывшие ученики. Недавно ветерану исполнилось 80 лет, а десять лет назад, к 70-летию, его коллеги подсчитали, что обучил мудрый преподаватель более тысячи человек. Сегодня эту цифру можно смело удвоить. Сегодня уже собираются на пенсию те, кто пришел когда-то учиться к С.Н. Лукашенко желторотыми юнцами, а сам преподаватель — до сих пор в строю. До тех пор, пока в дорожном учебном заведении работают ветераны, такие как Л.А. Котенко и С.Н. Лукашенко, с преемственностью поколений среди машинистов на Октябрьской дороге будет все отлично.


На 1-й с. обложки опубликовано фото трехсекционного электровоза ВЛ11. В номере также помещена вкладка с цветными схемами этого электровоза.