ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 5, 2017 г.


Стратегический курс: повысить эффективность локомотивного комплекса. Михальчук Н.Л.

Направления развития локомотивного комплекса основываются на реализации первостепенной задачи — переход Компании на качественно новый уровень оказания услуг железнодорожных перевозок грузов и пассажиров. В 2016 г. рабочей группой разработаны перспективные схемы развития локомотивного комплекса с учетом полигонной технологии. За основу были приняты стратегические цели, отмеченные в Генеральной схеме, в том числе по объему грузооборота, качественным показателям использования локомотивов. Автор статьи рассказывает о конкретных мероприятиях повышения эффективности локомотивного комплекса, разработанных Дирекцией тяги.


Аудит — это контроль не за людьми, а за процессами. Колотов А.А.

В статье речь идет об аудите — инструменте внутреннего контроля, являющемся источником достоверной информации, помогающей руководителям структурных подразделений объективно оценить реальное состояние в различных сферах производственной деятельности компании для принятия правильных тактических и стратегических управленческих решений. Аудиты подразделяются по видам на внутренние и внешние, на плановые и внеплановые, на аудиты процессов и аудиты систем. В статье сделан акцент на внутреннем аудите — инструменте самопроверки для Дирекции тяги.


Электронный регламент технологического оснащения. Елагин И.В., Грибов А.А.

В статье рассказано об автоматизированной системе управления технологическими процессами ремонта тягового подвижного состава, ее основных задачах. Для решения первоочередных задач был разработан программный модуль «Электронный регламент технологического оснащения», представлен план его развития. Разработанное программное обеспечение для Дирекции тяги — это не просто средство информационной поддержки, но и один из основных инструментов управления, позволяющий повысить эффективность управления производственными мощностями и обладающий инновационным потенциалом для дальнейшего развития.


«Плюсы» и «минусы» ремонта по техническому состоянию. Явриянц К.В.

Автор статьи рассуждает о том, повысит ли надежность работы локомотивов переход на систему ремонта по техническому состоянию подвижного состава и снизит ли это затраты ОАО «РЖД». В результате он делает вывод, что все видимые риски и дополнительные затраты при внедрении системы ремонта локомотивов по техническому состоянию ложатся только на ОАО «РЖД», а все выгоды от применения этой системы получат только сервисные компании. В условиях профицита локомотивной тяги внедрение этой системы нецелесообразно.


Система индексации плотности тормозной магистрали повысит безопасность движения. Козин В.В., Баш А.Е.

В редакцию журнала обратился машинист электровоза с просьбой рассмотреть его предложение по разработке и установке в тормозную магистраль локомотива счетчика расхода воздуха Реализация этой идеи позволила бы улучшить безопасность движения поездов. Это письмо было направлено в ПКБ ЦТ. В журнале опубликован ответ специалистов, где говорится о том, что в инициативном порядке в ПКБ ЦТ создан опытный образец системы индикации плотности тормозной магистрали. Эта система предназначена для эксплуатации на локомотивах, задействованных в работе с грузовыми поездами. Система призвана повысить безопасность движения, обезопасить локомотивную бригаду и подвижной состав от катастрофических последствий отказа тормозов в поезде.


Системы дизеля тепловоза ТЭП70. Бенедиктович В.В.

В этом номере описаны топливная и масляная системы дизеля тепловоза ТЭП70. Представлены их схемы, технические характеристики. Для масляной системы указаны контрольные точки смазки и способы их проверки.


Принцип работы объединенного регулятора дизеля тепловоза М62. Котенко Л.А.

Самостоятельное изучение темы «Системы управления силовой установкой» представляет определенную сложность. Особенно трудно поддается пониманию принцип работы объединенного регулятора частоты вращения коленчатого вала дизеля и его мощности. Чтобы более глубоко освоить эту тему, предложена методика изучения, содержащая схемы регулятора, в которых его движущиеся части и органы показаны в определенных по времени положениях, что способствует лучшему пониманию принципа его действия. Схемы, иллюстрирующие режимы работы объединенного регулятора, делают процесс его изучения простым, доступным, интересным.


Некоторые изменения в цепях электровозов серии ЭП1.

В этом номере приведены изменения в электрических цепях электровозов серии ЭП1 с 074 по 293.


Модернизация моторно-осевого подшипника скольжения тягового редуктора. Панин Ю.А., Матях Д.И., Дисветов М.Л., Чунин С.В., Кузьмин Ю.Г., Покотило Н.И.

Используемые в опорно-осевом тяговом приводе моторно-осевые подшипники обладают рядом существенных недостатков. Анализ этих недостатков позволил выделить основные направления работ по совершенствованию МОП — это использование полимеров нового поколения, способных работать в условиях масляного голодания или без смазки. Об этом идет речь в статье.


Электрическая схема тепловоза 2ТЭ10УТ. Иоффе А.Г.

По просьбам читателей журнала опубликована многокрасочная схема (на вкладке) и краткое описание работы электрических цепей тепловоза 2ТЭ10УТ. Эта схема будет полезна также для изучения электрических цепей тепловозов 2ТЭ10У и 3ТЭ10У, конструкция которых имеет непринципиальные отличия. Особенность электрической схемы 2ТЭ10УТ — отсутствие цепей для управления и контроля средней секции, а также наличие цепей электропневматического тормоза. В этом номере описаны цепи: пуска дизеля, возбуждения вспомогательного и тягового генераторов, заряда аккумуляторной батареи, управления работой дизеля, приведения тепловоза в движение.


Источники питания цепей управления электропоезда ЭД4М. Горячев В.Е.

Продолжение цикла статей по электропоезду ЭД4М. В этом номере описаны цепи питания основной и двух резервных трехфазных магистралей головного, моторного и прицепных вагонов.


Схема пневматического тормозного оборудования электровоза 2ЭС6 «Синара». Титов М.В.

Продолжение статьи (начало в 4, 2017 г.). В этом номере рассмотрены торможение краном машиниста, отпуск тормозов краном машиниста, отпуск тормозов электровоза при приведенных в действие тормозах состава, торможение краном вспомогательного тормоза, отпуск тормозов краном вспомогательного тормоза, особенности пневматической схемы при управлении краном вспомогательного тормоза, взаимодействие электрического и пневматического тормозов.


Принципы работы основных узлов и агрегатов тепловоза. Тележки и рессорное подвешивание тепловозов. Руднев В.С.

Продолжение цикла статей (начало в 8 — 12, 2015 г.; 1 — 12, 2016 г.; 1 — 4, 2017 г.). В этом номере опубликовано окончание раздела «Тележки и рессорное подвешивание тепловозов». В частности, описаны гасители колебаний, типы рессорного подвешивания, тележки с двухступенчатым рессорным подвешиванием и радиальной установкой колесных пар.


Система «колесо-рельс» — диагноз и лечение. Пухов И.А.

В статье поднята проблема износа колес и рельсов. Автор отмечает, что для железной дороги важным являются не сам износ, а его интенсивность, скорость изменения геометрии поверхностей ободьев колес и рельсов. Также автор отвечает на вопросы, какой профиль лучше, какой фактор повлиял на интенсивный износ боковой поверхности рельсов и гребней «гостовских» колес, стоит ли менять профиль колес. Рассмотрены варианты взаимодействия колеса с рельсом. Приведены рекомендации автора по уменьшению интенсивности износа системы «колесо-рельс».


Сибиряки верны традициям! Сергеев Н.А.

80 лет назад началось внедрение электрической тяги на Западно-Сибирской магистрали. В статье рассказано об этапах электрификации дороги, о современном хозяйстве электроснабжения, традициях, заложенных зачинателями электрификации, показана программа «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте», рассказано о техническом перевооружении дороги.


Дела и люди Ярославского паровозоремонтного. Рызванович А.Я., Кармазин Ю.И.

Ветераны-паровозники из Ярославля рассказывают о сормовских паровозах СУ и о работе на Ярославском паровозоремонтном заводе (ныне — Ярославский электровозоремонтный завод). В своих воспоминаниях ветераны говорят о начале своей трудовой деятельности, о первых отремонтированных паровозах, о ярких личностях завода, реконструкции предприятия и многом другом.


Новости стальных магистралей.

Краткий обзор нового подвижного состава зарубежных железных дорог, основных особенностей их конструкции.


«Железнодорожная модель — 2017»: 25 лет пути. Москалев Л.М., Сергеев И.С.

Недавно в Центральном музее железнодорожного транспорта России прошла юбилейная XXV Международная выставка «Железнодорожная модель — 2017». На ней свои работы представили около 60 индивидуальных моделистов, полтора десятка фирм-производителей моделей подвижного состава, а также воспитанники четырех детских дорог. Зрителям были представлены более 500 моделей подвижного состава, несколько макетов и диорам.


На 1-й с. обложки помещено фото скоростного двухэтажного электропоезда постоянного тока ЭШ2 компании «Stadler».

В номере опубликованы цветные схемы тепловоза 2ТЭ10УТ на вкладке.