ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 4, 2023 г.

 

Локомотивный комплекс — ключевой элемент развития Компании. Валинский О.С.

На прошедшем в феврале 2023 г. итоговом заседании правления ОАО «РЖД» с докладом выступил заместитель генерального директора — начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД» О.С. Валинский. В своем докладе он затронул темы работы локомотивного комплекса в 2022 году и стоящих перед ним задачах на 2023 год. В статье кратко приведены основные тезисы его выступления.

 

Поступательность успешных преобразований. Васин Е.Н.

Дирекция по ремонту тягового подвижного состава (ЦТР) — филиал ОАО «РЖД» осуществляет комплекс работ по поддержанию в работоспособном состоянии и модернизации более 172 тыс. систем, включая 121 тыс. устройств безопасности движения, 34 тыс. средств поездной радиосвязи, 12 тыс. систем ресурсосбережения, более 700 ед. навигационно-связных устройств как для нужд ОАО «РЖД», так и сторонним организациям и заводам-изготовителям. Кроме того, в ЦТР выполняются работы по обслуживанию и ремонту тепловозов 2М62 (всех индексов), ТЭМ18ДМ, ТЭМ2, пассажирских и грузовых вагонов, рельсовых автобусов и специального самоходного подвижного состава в границах Сахалинского региона Дальневосточной дороги. В статье рассказано об итогах работы ЦТР за 2022 г.

 

Методология проектирования и проведения практических занятий с использованием тренажеров. Куренков А.С., Николаев А.Ю., Злобин А.А.

В настоящее время в железнодорожных учебных заведениях и локомотивных депо используется большое количество тренажеров для подготовки, профессионального развития и технической учебы машинистов локомотивов, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава. Содержание труда «машиниста» таково, что только в смоделированных условиях на тренажере возможно эффективно осуществлять формирование и развитие главных «водительских» компетенций и профессионально-важных качеств, связанных с управлением объектом, перемещающимся по железнодорожной инфраструктуре. Моделирование процессов движения и производственных ситуаций, возникающих при этом, является наиважнейшим фактором, позволяющим создать условия для многократного выполнения учебных упражнений, в результате которых происходят формирование и развитие необходимых для «машиниста» профессиональных навыков и умений, связанных с выполнением трудовых операций как в типовых условиях, так и при возникновении нестандартных ситуаций.

В статье приведена методология планирования и проведения практических занятий с использованием тренажеров, разработанная в результате многолетней практики.

 

Стенд для испытания гидродемпферов тягового подвижного состава. Болобонов С.И.

Гидравлические гасители колебаний применяются в конструкции экипажной части современного тягового подвижного состава в качестве демпфирующего устройства, предотвращающего резонансные всплески колебаний составных частей экипажа и кузова локомотива. Условие соответствия нормативным требованиям характеристик гидродемпферов, подготовленных для установки на локомотиве, является крайне важным критерием для обеспечения безопасности движения поездов, особенно в режиме высоких скоростей. Успешное решение задачи по корректному измерению рабочих характеристик гидродемпфера при различных режимах его колебаний, максимально близко имитирующих условия работы изделия на локомотиве, возможно только при наличии у ремонтного персонала в локомотивных депо специализированного технологического оборудования.

Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) ОАО «РЖД» в 2012 г. был разработан первый опытный образец стенда для испытания гидравлических гасителей колебаний тягового подвижного состава (тип А3124), а начиная с 2014 г. предприятие стало выпускать партии данных стендов для последующего оснащения ими сервисных локомотивных депо. В статье приведено описание данного стенда и рассказано о его функциональных возможностях.

 

За безопасность нужно платить, а за ее отсутствие — расплачиваться. Николаева Т.В.

Соблюдение принципов обеспечения безопасности позволяет гарантировать защиту объектов Дирекции тяги (ЦТ) ОАО «РЖД» от преступных посягательств, обеспечивает сохранность локомотивного парка, а также способствует исключению серьезных экономических убытков, уменьшению количества претензий и финансовых санкций контролирующих органов, призванных следить за соблюдением требований законодательства в области транспортной безопасности.

В статье рассказано о проводимых ЦТ мероприятиях на предприятиях локомотивного комплекса по обеспечению безопасности объектов и подвижного состава.

 

Механическое оборудование электропоезда ЭС2Г «Ласточка». Осинцев И.А.

В статье приведены конструктивные особенности механического оборудования электропоезда постоянного тока ЭС2Г «Ласточка». В первой части статьи описана конструкция кузова вагона, тележек, шкворневого узла, рессорного подвешивания, торсионной системы стабилизации и демпфера виляния.

 

Совершенствование конструкции и технологии ремонта тяговых электродвигателей тепловозов. Киселев В.И., Инсапов Д.М., Федянин А.И., Морозов В.О.

Анализ отказов якорей тяговых электродвигателей (ТЭД) локомотивов по причине пробоя изоляции обмотки показывает, что большинство таких случаев происходит в местах выхода активной части обмотки из пазов сердечника. В статье перечислены основные причины повреждения изоляции ТЭД и методы их устранения. На практике все известные предложенные решения показали свою низкую эффективность. Авторами статьи предлагаются более эффективные технические решения данной проблемы, среди которых — повышение жесткости зубцов крайних листов сердечника и применение конструкции стеклометаллического бандажа. Подробнее о них рассказано в данной статье.

 

Электрическая схема электровоза типа ЭС5К «Ермак». Гужва С.А., Петров И.С.

Окончание статьи (начало см. в № 1 — 3, 2023 г.). В четвертой части статьи приведено описание работы цепей датчика № 418, рекуперации, отпуска тормозов, пескоподачи, сигнализации.

 

Правила технической эксплуатации — основной нормативный документ отрасли. Клюка В.П., Мосол С.А.

Приказом Министерства транспорта РФ от 23.06.2022 г. № 250 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» с 1 августа 2022 г. были введены в действие новые Правила технической эксплуатации (ПТЭ, далее — Правила). В данном номере журнала приведен анализ развития и изменений новых Правил по общим требованиям к технической эксплуатации локомотивов, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава (раздел Правил IX. Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава и раздел I. Общие требования к организации движения поездов на железнодорожном транспорте ПРИЛОЖЕНИЯ № 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. № 250. ИНСТРУКЦИЯ по организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте Российской Федерации).

 

Исследование паразитных связей приемных катушек и корпуса локомотива. Теслев А.Н.

Индуктивные катушки локомотива, предназначенные для приема кодовых сигналов из рельсовых цепей автоблокировки, располагаются с внешней стороны под корпусом локомотива и через свои электрические и магнитные поля связаны с ним. Эти связи, как правило, нежелательные, так как изменяют параметры приемных катушек и, кроме того, неприятны еще и тем, что имеют случайный характер. В реальных условиях емкостная связь катушек с корпусом локомотива появляется, когда к катушкам приложено переменное напряжение, а в окружающем пространстве возникает электрическое поле, создающее емкостную связь с корпусом локомотива. Исследование связи подтвердило, что между приемными катушками и корпусом локомотива существуют паразитные и индуктивные связи, которые зависят от взаимного расположения и электромагнитных средств между ними. Подробнее о проведенных исследованиях паразитных связей приемных катушек и корпуса локомотива рассказано в статье.

 

Пассажирские тепловозы «Балдвин». Дзендзело В.В.

Окончание статьи (начало см. № 3, 2023г.). Во второй части статьи рассказано о выпускавшихся тепловозах производства северо-американской компании Baldwin типа 0-6-6-0 1000/2 NA 10 и 11, DR-6-4-1500, DR-6-2-1000/1 SC1, DR-6-4-1000/2 SC-A. 1-18 (головные секции) и DR-6-4-1000/2 SC-B. 1-9 (средние бустерные секции), RP-210.

 

Легендарный ЭР200: как это было. Вершинин С.Л.

В Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге в конце 2022 г. состоялась встреча ветеранов, эксплуатировавших и обслуживавших первый скоростной советский электропоезд ЭР200. В данной статье приведены воспоминания людей, которым довелось работать на данном электропоезде. Своими воспоминаниями они поделились с читателями журнала.

 

Железнодорожники на защите Сталинграда. Манжосов Е.Д., Медведев Д.В., Кузнецов К.В.

Советский железнодорожный транспорт, несмотря на огромные потери и разрушения, оказался способным усилить в ходе Великой Отечественной войны темпы своей работы, обеспечивая фронт и тыл всем необходимым для победы. Это стало возможно благодаря людям — труженикам железных дорог. Здесь у каждого был свой подвиг, свой миг славы, хотя не все истории дошли до нас, ведь не всегда были или оставались в живых их свидетели и очевидцы, но все же каждый железнодорожник писал свою летопись победы — от кочегара, машиниста до диспетчера или начальника станции.

В статье рассказано о жизни и подвиге трех людей, внесших вклад в защиту Сталинграда: Н.И. Олейникове (дежурным по станции Липки Сталинградской дороги), В.Н. Жёлудеве (начальнике военно-эксплуатационного отделения) и Г.Г. Латунове (начальнике железнодорожной станции Палласовка Сталинградской дороги).

 

«Дорогой мужества». Вульфов А.Б.

В конце прошлого года у нас в стране начал регулярно курсировать очередной ретро-поезд, получивший название «Дорогой мужества». Первый его рейс был приурочен к 80-летию освобождения города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков. Во время Курской битвы в 1943 г. местные жители — женщины, старики и дети — всего за 32 дня с участием железнодорожных войск построили целую линию с промежуточными станциями протяженностью 95 км — от Старого Оскола до станции Сараевка. Это одно из грандиозных событий войны и выдающийся пример народного подвига. После окончания войны дорога осталась в эксплуатации и используется для перевозки руды Старооскольского горно-обогатительного комбината и для пассажирского движения. В статье рассказано о новом маршруте ретро-поезда.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото скоростного электропоезда постоянного тока серии ЭС2Г «Ласточка»