ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 4, 2022 г.

 

Активно развивать инфраструктуру локомотивного комплекса. Валинский О.С.

В Дирекции тяги — филиале ОАО «РЖД» была разработана и утверждена Программа развития инфраструктуры локомотивного комплекса на период 2022 — 2030 годов. Программой предусмотрено строительство и реконструкция 19 эксплуатационных предприятий, 41 дома отдыха локомотивных бригад с созданием более 3,5 тысяч комфортабельных мест, 19 пунктов технического обслуживания локомотивов, 21 ремонтного и производственного объекта в локомотивных депо.

Данным документом предусмотрен комплексный подход, предполагающий развитие депо в увязке с развитием домов отдыха и оздоровительных центров, с использованием современного оборудования, информационных систем, современных технологий для технического обучения и контроля уровня квалификации локомотивных бригад, тренажеров нового поколения, оборудования для автоматизированной расшифровки параметров движения. Подробнее о планируемых проводимых работах на предприятиях локомотивного комплекса рассказано в данной статье.

 

СТМ-Сервис: целевые показатели локомотивного хозяйства на 2022 г. Маханов А.С., Зыкин А.В., Богачёва И.В.

Одним из важных результатов работы компании ООО «СТМ-Сервис» в 2021 г. стало выполнение согласованной с ОАО «РЖД» программы средних ремонтов локомотивов в условиях сервисных локомотивных депо. Во втором полугодии 2021 г. Дирекция тяги ОАО «РЖД» вышла с предложением к ООО «СТМ-Сервис» об увеличении программы средних ремонтов электровозов и тепловозов, что потребовало перебалансировки производства. В статье приведены краткие итоги деятельности ООО «СТМ-Сервис» за 2021 г., а также основные целевые показатели на 2022 г.

 

Цифровая трансформация инвестиционной деятельности Дирекции по ремонту тягового подвижного состава. Меркулов П.М., Кузьмин В.С., Гаврилюк Н.А.

В статье рассматриваются основные особенности организации бизнес-процессов Дирекции по ремонту тягового подвижного состава при формировании ордер-заказов на закупку диагностического, контрольно-измерительного и поверочного оборудования. Подробно описаны процессы, приводящие к снижению эффективности и качества формирования документации. Приводятся основные подходы, направленные на совершенствование бизнес-процессов, связанных с формированием ордер-заказов.

Результаты исследования являются основой создания на базе Автоматизированной системы управления центрами по обслуживанию устройств безопасности (АСУ ЦОУБ) нового цифрового сервиса, отвечающего за автоматизацию процесса формирования, корректировки и согласования ордер-заказов.

 

Перспективы внедрения локомотивов, работающих на сжатом природном газе. Танкеев С.В., Грачев Н.В., Чернышев М.А.

В первой части статьи приведен анализ достоинств и недостатков использования компримированного (сжатого) и сжиженного природного газа как моторного топлива. Выполнен обзор зарубежного опыта создания локомотивов, на которых в качестве моторного топлива используется компримированный природный газ.

 

Инвестиции в безопасность. Кондратенкова Е.М.

Для мотивации локомотивных бригад и личного участия в обеспечении безопасности движения, в соответствии с Положением о машинисте-инструкторе локомотивных бригад Дирекции тяги (распоряжение ОАО «РЖД» от 9.04.2018 г. № 707/р), было предложено лучшим машинистам локомотива по результатам работы за год выдавать «Паспорт доверия». Данный документ является своеобразным сертификатом подтверждения наивысшего профессионального мастерства машиниста.

Внедрение проекта «Паспорт доверия машиниста» на сети железных дорог началось в 2019 г. и было направлено на повышение уровня безопасности движения через применение методов мотивации к работникам локомотивных бригад, добросовестно выполняющим свои должностные обязанности. О результатах внедрения «Паспорта доверия» рассказано в данной статье.

 

Рельсовый автобус РА3 «Орлан»: устройство экипажной части. Закутный Д.О.

В статье приведены конструктивные особенности экипажной части рельсового автобуса РАЗ «Орлан» Мытищинского машиностроительного завода. Описаны конструктивные особенности тележек (моторной и немоторной), колесных пар, рессорного подвешивания, тяговой передачи гидродинамического привода.

 

Электрическая схема электровоза типа ЭС5К «Ермак». Гужва С.А.

Окончание статьи (начало см. 1 — 3, 2022 г.). В этом номере журнала приводится описание функционирования микропроцессорной системы управления и диагностики МСУД-015 в режиме тяги с независимым возбуждением тяговых двигателей, в режиме рекуперативного торможения, при диагностике оборудования. Приведено описание работы с виртуальным пультом управления.

 

Электрическая схема тепловоза ТЭ10М (цветная схема — на вкладке). Иоффе А.Г.

На железных дорогах России и стран СНГ в эксплуатации еще находится большое количество тепловозов серии ТЭ10М в двух- и трехсекционном исполнениях. В этом номера журнала приводится описание работы схемы питания цепей управления, пуска дизеля, возбуждения вспомогательного генератора и зарядки аккумуляторной батареи, управления работой дизеля, приведения тепловоза в движение, автоматического управления электропередачей.

 

Экипажная часть электровоза ЭП2К. Осинцев И.А.

Окончание статьи (начало см. № 3, 2022 г.). В этом номера журнала приводятся конструктивные особенности второй ступени рессорного подвешивания, гидравлического гасителя колебаний, зубчатой передачи, противоотносного устройства, механизма передачи силы тяги.

 

Как повысить эффективность эксплуатации трехсекционных электровозов ВЛ80С. Фадеев С.В., Фогель А.Л.

В статье сделан анализ расхода электроэнергии электровозами ВЛ80С в трехсекционном исполнении (1,5ВЛ80С) при вождении грузовых поездов различной массы. Рассмотрены выборки параметров движения грузовых поездов различной массы на одинаковых участках в период 2019 — 2021 гг. Получены оценки зависимости среднего расхода электроэнергии от массы поезда при вождении электровозами ВЛ80С, 1,5ВЛ80С с одной отключенной секцией и с полной тягой тремя секциями. Даны рекомендации по вождению тяжеловесных поездов с целью снижения расхода электроэнергии.

 

О влиянии требований нормативных документов на технологические процессы и безопасность движения. Погудин В.Г., Исаев А.В., Меньшиков П.В., Гербек А.Э.

С реформированием железнодорожного транспорта РФ улучшились технические параметры тормозной сети грузовых поездов и локомотивов. Вместе с тем, это породило и определенную проблему — рост времени при техническом обслуживании поезда из-за подготовительных технологических операций. К данным операциям относятся измерение плотности тормозной сети и контроль отпуска тормозов хвостовых вагонов. Нормативная база, регламентирующая эти технологические операции, определяется Правилами технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2014  151.

Введенное в 2008 г. и включенное в один из пунктов приложения данных Правил обязательное требование завышения давления в тормозной магистрали для выявления перекрытых концевых кранов в головной части поезда оказывает крайне негативное влияние на работу тормозных приборов вагонов. Многолетний опыт применения данного требования не выявил на сети дорог перекрытых концевых кранов в головной части поезда и привел к формальному автоматическому применению машинистом данного способа.

В статье авторами предлагается технология полного, сокращенного, технологического опробования тормозов при ее выполнении работниками вагонного и локомотивного хозяйств, которая гарантированно обеспечивает поезд тормозами и его безопасное проследование по гарантийному участку.

 

Локомотивное депо Москва-Пассажирская-Курская: история, события, люди. Жуков О.Г.

В статье рассказано об истории создания и развития ныне закрытого локомотивного депо Москва-Пассажирская-Курская, в котором автор работал помощником машиниста, машинистом электровоза, председателем профсоюзного комитета. Коллектив данного предприятия был одним из передовых в своей отрасли, осваивал новую технику, стал зачинателем многих замечательных традиций. В память о славных вехах развития ушедшего ныне в историю предприятия был подготовлен данный материал.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото инновационного грузового электровоза постоянного тока с асинхронным тяговым приводом 3ЭС8 «Малахит» производства ООО «Уральские локомотивы».