ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 4, 2020 г.


Совершенствование локомотивных устройств безопасности. Чикиркин О.В.

Дирекция тяги ОАО «РЖД» проводит системную работу по созданию и постановке на производство новых моделей локомотивов и локомотивных устройств безопасности, их совершенствованию и обновлению. Благодаря широкому комплексу мероприятий, надежность локомотивных устройств безопасности растет, и с 2015 г. количество нарушений в работе этих устройств снижено на 45 %. Их техническое совершенствование выполняется путем фрагментарного обновления программного обеспечения и аппаратной части существующих устройств с целью расширения функций и повышения надежности. В статье приводятся мероприятия по аппаратным обновлениям устройств безопасности, изменениям программного обеспечения, по совершенствованию бортовых баз данных (электронных карт).

Другим направлением, отличным от локальных улучшений существующих устройств, являются разработка и внедрение новых систем. В настоящее время Дирекцией тяги прорабатываются вопросы сопровождения микропроцессорного оборудования разработчиками и поставщиками устройств безопасности в период жизненного цикла изделия. С целью определения дальнейшего развития устройств безопасности и конкретизации их будущего образа разработаны основные технические требования к микропроцессорной системе управления и безопасности движения нового поколения, ведется разработка различных перспективных технологий. Системная работа специалистов Дирекции тяги по внедрению инновационных проектов должна существенно улучшить ситуацию с безопасностью движения в локомотивном комплексе.


Возможности программно-аппаратного комплекса для помощи машинисту в обеспечении безопасности движения поездов. Бородкин А.В., Логунов А.В.

Предупреждение аварийности и обеспечение безопасности движения железнодорожного транспорта, в первую очередь, реализуются локомотивной бригадой. Поэтому разработка и внедрение устройств, оказывающих содействие машинисту в ведении поезда, является одним из ключевых направлений комплексных мероприятий по автоматизации процессов управления движением поездов.

Изначально это были световые и звуковые устройства предупреждения, затем — устройства контроля скорости и передачи информации с пути на локомотив. Сегодня — это комплекс дополнительных устройств безопасности, обеспечивающий не только контроль действий локомотивной бригады, но и обнаружение препятствий на пути следования поезда. Все эти разработки направлены на решение одной из наиболее актуальных транспортных проблем — исключение влияния «человеческого фактора». Поэтому его минимизация и полное исключение лежат в основе глобальных понятий «Цифровая железная дорога» и «Цифровая трансформация и технологии будущего в железнодорожной отрасли».

В статье речь идет о первом и достаточно существенном примере цифровой трансформации Российских железных дорог — это проект «Цифровая сортировочная станция». В рамках этого проекта на станции Лужская Октябрьской дороги получен бесценный опыт беспилотного вождения маневровых локомотивов.


Локомотивный комплекс тиражирует лучшие практики обучения. Буц П.В.

Специалистами Службы безопасности движения Дирекции тяги (ЦТ) в начале текущего года запланировано ежемесячное проведение обучающих вебинаров для региональных дирекций и эксплуатационных локомотивных депо на базе Системы дистанционного обучения ОАО «РЖД». Онлайн-обучение позволяет экономить время, планировать свой ритм жизни и обучения. Вебинары зарекомендовали себя как онлайн-альтернативы очному обучению работников.


Лучшие по профессии на железнодорожном транспорте.

Правление ОАО «РЖД» подвело итоги отраслевого соревнования коллективов и работников Компании в 2019 г. Опубликован список работников, удостоенных звания «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте», которым вручены нагрудные знаки, удостоверения и денежные премии.


Лучшие мастера и руководители среднего звена.

Правление ОАО «РЖД» подвело итоги отраслевого соревнования коллективов и работников Компании в 2019 г. Названы работники, удостоенные званий «Лучший мастер на железнодорожном транспорте» и «Лучший руководитель среднего звена на железнодорожном транспорте», которым вручены нагрудные знаки, удостоверения и денежные премии.


Электрические схемы электровозов серии ВЛ10. Савичев Н.В.

Электровозы ВЛ10 серийно выпускали на двух электровозостроительных заводах — Тбилисском (ТЭВЗ, 001 — 500 и с 1500) и Новочеркасском (НЭВЗ, с 501). В статье приводится описание электрических схем электровозов ВЛ10 с 1767 (ТЭВЗ) и с 1451 (НЭВЗ): схемы силовых цепей тяговых двигателей и вспомогательных машин, схема защиты оборудования силовых цепей, схемы цепей управления.


Обнаружение и устранение неисправностей на тепловозах 2ТЭ116У. Чуб Ф.Ю., Пантюхов Д.В.

Окончание статьи (начало в 2 и 3, 2020 г.). В этом номере рассмотрены обнаружение и устранение неисправностей при работе тепловоза в режиме тяги и прочие неисправности. Авторы статьи подчеркивают, что четкое понимание принципа работы электрической схемы тепловоза в совокупности с использованием диагностических сообщений системы МСУ-ТП позволяет за минимальное время обнаружить и устранить неисправность.


Управление тяговым режимом на электропоездах постоянного тока. Егоров В.П., Бургсдорф Е.А.

Электропоезда постоянного тока с электрическим торможением требуют особенного подхода к управлению тяговым режимом. Имея большой опыт работы на данных поездах, авторы статьи делятся с читателями алгоритмами управления тяговым режимом. Применение данных алгоритмов в работе поможет сохранить в целости контакторное оборудование электропоездов, а также улучшить их динамику разгона и ведения.


Электрическая схема тепловоза ТЭМ14. Старостин С.С., Мельников Ю.С., Калугин С.П.

На центральном развороте номера опубликованы принципиальные электрические схемы маневрового тепловоза ТЭМ14. Описаны цепи управления холодильной установкой тепловоза, управления переключением трубопроводов системы охлаждения локомотивных энергетических установок, цепи охлаждения тормозных резисторов и тяговых двигателей.


Системы дизеля тепловоза ТЭП70БС. Цывкунов Г.И.

В этом номере описаны устройство и работа топливной системы дизеля магистрального пассажирского тепловоза ТЭП70БС. В статье использованы цветные трехмерные рисунки, которые позволяют сделать процесс их изучения простым и понятным. В следующем номере будет показана работа масляной и водяной систем дизеля, а также гидропривода вентиляторов холодильника дизеля.


Изменены цепи блока вспомогательных аппаратов электровозов ЭП2К. Ермишкин И.А.

На шестиосных пассажирских электровозах постоянного тока ЭП2К с 400 внесены изменения в электрическую схему цепей управления и комплект оборудования блока вспомогательных аппаратов 4, о чем идет речь в статье.


Новая технология ремонта обмоток статора асинхронных электрических машин. Павлицкий Б.И.

В связи с ежегодным ростом программы ремонта локомотивов на базе локомотиворемонтных заводов АО «Желдорреммаш» актуальным является применение инструментов бережливого производства в части снижения затрат на обслуживание и ремонт узлов и деталей локомотивов без потери качества выполняемых работ. В статье речь идет об обслуживании асинхронных электрических машин в объеме капитального ремонта, где предусматривается полная замена обмотки статора электродвигателя.


Применение турбокомпрессора ТК18В-57 для маневровых тепловозов. Шестаков Д.С., Скворцов П.П.

В статье описаны особенности производства турбокомпрессора ТК18В-57, приведена схема замера его параметров на дизеле 8ДМ-21/21. Представлены полученные результаты испытаний опытного дизеля 8ДМ-21/21 с турбокомпрессором ТК18В-57. Построены гидравлическая характеристика дизеля и графики изменения параметров на всех режимах работы.


Автоматизирован пост секционирования на разъединителях с вакуумным выключателем. Герман Л.А., Субханвердиев К.С., Вязов Е.В.

На Горьковской дороге проводится модернизация постов секционирования (ПС) на разъединителях контактной сети переменного тока путем введения вакуумного выключателя в шину поста (на сегодня уже три таких ПС включены в работу). Обновленный ПС в аварийных режимах снижает время отсутствия напряжения в контактной сети и уменьшает зоны неселективной работы защит, что повышает надежность электроснабжения электроподвижного состава. В статье описан один из вариантов автоматизации ПС, доказавший свою эффективность.


Поставки моторвагонного подвижного состава. Полин П.А.

Краткий обзор поставок моторвагонного подвижного состава на зарубежных железных дорогах.


Бронепоезда на Курской дуге. Крохина А.В., Манжосов А.Н.

В настоящее время российскими историками проделана значительная работа по исследованию темы Курской битвы. Однако не все стороны этого величайшего исторического события изучены с достаточной полнотой и объективностью. Это объясняется рядом как субъективных, так и объективных причин, а также недостатком открытых документальных источников. Отсутствие широкой документальной базы приводит к тому, что в различных изданиях появляются ошибочные и ненаучные сведения и толкования. К числу недостаточно изученных проблем боевых действий бронетанковых войск в битве на Курской дуге можно отнести поддержку бронепоездами советских войск. На основе недавно рассекреченных документов Центрального архива Министерства обороны России в данной статье представлены аспекты применения бронепоездов в Курской битве.


На 1-й с. обложки опубликовано фото маневрово-вывозного двухдизельного тепловоза ТЭМ14.