ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 4, 2018 г.


Локомотивное хозяйство: с заботой об экологии. Чикиркин О.В.

В Дирекции тяги ОАО «РЖД» подвели итоги проведения Года экологии-2017 и наметили очередные задачи. Среди инновационных технологий, которые были применены в 2017 г., — установка безреагентной очистки нефтезагрязненных сточных вод. Утверждены технические задания по объектам реконструкции очистных сооружений для дальнейшего использования новейших разработок РОСНАНО. Организация раздельного сбора отходов бумаги, передача на утилизацию металлолома позволили в прошлом году по сравнению с 2016 г. увеличить долю вовлечения отходов во вторичный оборот. Путем ввода в эксплуатацию очистных сооружений достигнуто снижение сбросов недостаточно очищенных сточных вод. Большая работа была проведена в прошлом году и по ликвидации нефтезагрязнений тракционных путей. Учитывая полученный опыт, в 2018 г. планируется расширить мероприятия по ликвидации накопленного экологического ущерба.


Лучшие кабинеты технической учебы. Корпачева П.В., Старостин С.С.

Подведены итоги конкурса за 2017 г. «Лучший кабинет технической учебы в ОАО "РЖД"». В статье названы лучшие депо по организации классов технического обучения, дано описание их оснащения, продемонстрированы в иллюстрациях стенды и макеты оборудования, тренажерные комплексы, техническая литература.


Использовать все формы оптимизации перевозок. Баранов В.А.

По итогам конкурса «Бережливое производство в ОАО "РЖД"» за 2017 г. в число самых экономически эффективных проектов вошли предприятия Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава. Здесь постоянно ведутся работы по повышению эффективности деятельности. Реализуются мероприятия по оптимизации затрат, проекты бережливого производства, реализация которых позволила снизить себестоимость ремонта подвижного состава на 0,5 % без ущерба для качества. Конкретно об этих мероприятиях говорится в статье. Также перечисляются основные стратегические задачи на 2018 г. Например, для повышения экономической эффективности пассажирских перевозок запланирована оптимизация деятельности пунктов подготовки вагонов путем перевода их техобслуживания из Торжка в Бологое и т.д.


Победители отраслевого соревнования

Награждена большая группа победителей отраслевого соревнования — специалистов дирекций тяги, моторвагонного подвижного состава, по ремонту тягового подвижного состава, хозяйства электрификации и электроснабжения. Они удостоены почетных званий «Лучший мастер на железнодорожном транспорте», «Лучший руководитель среднего звена на железнодорожном транспорте» и «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте». Журнал знакомит читателей с победителями.


АСУ с функцией безопасности для электровоза 2ЭС6. Головин В.И., Наговицын В.С., Ципп А.Л.

Специалисты Научно-производственного объединения САУТ совместно с работниками машиностроительного предприятия «Уральские локомотивы» и сотрудниками отраслевого научно-исследовательского и проектно-конструкторского института НИИАС разработали и изготовили опытный образец микропроцессорной системы управления с функцией безопасности движения для электровоза 2ЭС6. Создано единое устройство для сохранения диагностической и поездной информации, электронных карт и баз данных. В статье рассказано о целях создания данной системы, технических требованиях, перечислены блоки, входящие в комплект системы.


Оценка надежности локомотивных устройств безопасности. Волков А.М., Дутов М.Ю.

Авторы статьи говорят о расчетах по оценке соответствия показателей надежности предъявляемым требованиям. Эти расчеты представляют собой процедуру оценки показателей надежности локомотивных устройств безопасности в эксплуатации и сравнение рассчитанного показателя со значением, приведенным в технических условиях. Количество отказов в работе локомотивных устройств безопасности, принимаемых к расчету, определяется по данным отраслевых автоматизированных информационных систем с учетом результатов расследований. Авторы заключают, что анализ полученных результатов показал, что по определенным устройствам безопасности имеется большой запас значения наработки на отказ.


Особенности тягового привода электровозов серии ЧС. Ермишкин И.А.

В статье приведены и описаны следующие устройства: тяговый привод 2-го класса электровоза ЧС7; схема расположения подвеса редукторов ЧС7; общая схема подвешивания тягового редуктора ЧС2, ЧС2К; опора подвеса редуктора ЧС2К с характерными местами образования трещин; узел подвешивания тягового редуктора ЧС7; схема установки вибродатчиков и модернизированная верхняя часть корпуса редуктора электровозов ЧС4Т и ЧС2К; узел предохранительного прилива редуктора ЧС7; узлы опорного подшипника ЧС7 с токосъемным устройством на корпусе редуктора и др.


Механическое оборудование тепловоза 2ТЭ25КМ. Тимофеев С.В.

Коллективом преподавателей Саратовского подразделения Приволжского учебного центра профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» разработано учебное пособие по изучению конструкции тепловоза 2ТЭ25КМ. В пособии рассматриваются устройство, конструктивные особенности основного и вспомогательного оборудования, а также работа автотормозного оборудования и электрической схемы в различных эксплуатационных режимах. В этом номере приведены некоторые разделы данного пособия в журнальном варианте, в частности: кузов тепловоза, кабина машиниста, тележка тепловоза, опорно-возвращающее устройство, рессорное подвешивание, гидравлический гаситель колебаний, колесно-моторный блок, колесные пары.


Блок-схемы работы электрооборудования тепловоза 2ТЭ116У. Орловский И.П.

В номере опубликованы функциональные блок-схемы, которые наглядно показывают взаимодействие электрических машин и аппаратов тепловоза 2ТЭ116У при различных режимах его работы. В графическом виде представляется работа цепей: автоматического пуска дизеля, ручного пуска дизеля, первой позиции контроллера машиниста, возбуждения стартер-генератора и заряда аккумуляторной батареи, ослабления возбуждения тяговых электродвигателей, пуска двигателя компрессора, электродинамического реостатного тормоза, автоматического управления холодильником, защиты тормозной магистрали, защиты дизеля. Практика показывает, что подобные функциональные блок-схемы электрических цепей хорошо дополняют учебники по устройству и работе электрического оборудования тепловоза.


Цепи управления электропоездом ЭД4М. Ермишкин И.А., Скоморохов А.А.

Окончание статьи (начало см. в 1, 3, 2018 г.). В этом номере описана работа цепей управления в двух режимах: электрического и электропневматического торможения.


Устройство для передвижения локомотива под низким напряжением. Касимов Р.З., Лекомцев С.Н.

Сейчас наиболее распространенным способом перемещения электровозов в цех на ремонтную позицию является применение гибкого кабеля, которым соединяют стационарный источник постоянного тока и локомотив. Однако наиболее приемлемым, как считают авторы статьи, является низковольтное устройство для передвижения локомотива, разработанное рационализаторами пункта технического обслуживания локомотивов Балезино эксплуатационного депо Лянгасово Горьковской дирекции тяги. В статье приведено описание этого устройства. Его использование при технологических операциях в условиях ПТОЛ, где выполняется большое число перемещений электровозов, значительно улучшило условия труда работников.


Модернизированный тепловоз 2ТЭ10МК для Беларуси. Сергеев С.В., Коньков А.В.

Окончание статьи (начало см. в 3, 2018 г.). В этом номере описаны: тепловозные характеристики, реализуемые системой УСТА на тепловозе 2ТЭ10МК с дизелем Д49; программное обеспечение УСТА и дисплейного модуля; подсистема диагностики, версия операционной программы, устройство и работа составных частей системы диагностики.


Микропроцессорная система управления нового поколения для локомотивов. Клименко Ю.И., Перфильев К.С., Евсеев В.Ю., Бенькович Н.И., Стальнов Е.Ю.

В АО «ВНИКТИ» разработана новая микропроцессорная система управления, получившая условное название «Карат». Она, в отличие от существующих на рынке аналогичных устройств, построена по принципиально иной структуре (структурная схема приведена в статье). Авторы статьи рассказывают о преимуществах системы, ее конструкции и действии, о техническом обслуживании. В АО «ВНИКТИ» определен современный подход к построению микропроцессорных систем управления для локомотивов нового поколения. Разработанная МСУ «Карат» может быть использована на всех типах перспективных тепловозов и электровозов, а также при модернизации существующих локомотивов.


Гибридные локомотивы на дорогах Японии. Полин П.А.

В статье говорится о внедрении на дорогах Японии гибридных локомотивов, что позволяет значительно снизить потребление дизельного топлива, уменьшить уровень шума и вредных выбросов. Это достигается посредством применения в конструкции локомотива определенных технических решений: использование гибридной системы, применение энергонакопительного устройства с мощной тяговой батареей, применение синхронных тяговых электродвигателей на постоянных магнитах, модульный принцип расположения оборудования. Об этом подробно рассказано в статье.


Большая дорога начинается с «Юности Забайкалья». Царькова В.В.

Автор статьи рассказывает о работе Читинской детской железной дороги. Для юных железнодорожников здесь созданы все условия для получения базовых знаний. На дороге имеются два корпуса: учебный с классами, оборудованными новейшими макетами и учебными пособиями, тренажерами, и гостиничный комплекс для проживания детей с линейных станций во время летней производственной практики. Ребята реально могут попробовать себя в роли машинистов, проводников, дикторов, стрелочников и др. Дружный, профессиональный, сплоченный коллектив Читинской ДЖД вносит большой бесценный вклад в будущее Забайкальской дороги.


На 1-й с. обложки опубликовано фото нового электропоезда переменного тока ЭП3Д производства Демиховского завода.