ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 3, 2023 г.

 

Локомотивный комплекс снижает износ в системе «колесо — рельс». Валинский О.С.

Снижение износа в системе взаимодействия колеса и рельса — важная задача в работе локомотивного комплекса. Пара трения «колесо — рельс» подвергается естественному износу в процессе эксплуатации подвижного состава, причем «жертвенной зоной» при этом является колесо. Поэтому целью работ специалистов локомотивного хозяйства в данной области является установление таких параметров взаимодействия, при которых будет достигаться минимальный уровень издержек Компании как на замену рельсов, так и колес. В статье рассказано об основных мероприятиях, запланированных Дирекцией тяги — филиалом ОАО «РЖД» по выполнению работ, направленных на улучшение взаимодействия в системе «колесо — рельс». Среди них — испытания технологии лазерного упрочения колесных пар; разработка критериев оценки состояния колесных пар локомотивов в зависимости от полигонов и условий эксплуатации; оснащение локомотивов системами гребнесмазывания при проведении заводских ремонтов и др.

 

Технологии, снижающие повреждаемость колесных пар. Рожков М.А.

Для специалистов АО «Трансмашхолдинг» одним из приоритетных направлений исследований является решение проблем износа в системе «колесо — рельс». В этой работе холдинг активно сотрудничает с Дирекцией тяги ОАО «РЖД» — в частности, определяя ресурс бандажей колесной пары. Основным фактором, снижающим ресурс бандажа, приводящим к обточкам колесных пар и преждевременной замене бандажей, является износ гребня. Другой фактор, влияющий на ресурс бандажа и износ гребня, — профиль пути. В АО «Трансмашхолдинг» были сформированы основные направления, позволяющие снизить повреждаемость колесных пар. Подробнее о них рассказано в данной статье.

 

Современный высокоскоростной подвижной состав. Чекмарев Е.А.

В современном мире скорость передвижения играет большую роль в развитии как бизнеса, так и государства в целом, так как позволяет «сближать» между собой города, регионы и даже страны. В настоящее время по всему миру введено в эксплуатацию свыше 60 тыс. км высокоскоростных железнодорожных магистралей, которые бывают рельсовыми, а также управляемыми силой электромагнитного поля. В статье приведен международный обзор действующего высокоскоростного железнодорожного сообщения и путей его развития в будущем.

 

В филиале «Дальневосточный» подводят итоги и планируют будущее. Балакин О.В., Житова Р.Х.

2022 год стал непростым для многих предприятий страны. Он потребовал от производственников молниеносной перестройки и поиска новых решений. В филиале «Дальневосточный» ООО «ЛокоТех-Сервис» были подведены окончательные итоги, с которыми филиал закончил 2022 г. В статье рассказано о результатах деятельности филиала «Дальневосточный» за 2022 г.

 

Бережливый — это не скупой, бережливый — это экономный. Чикиркин О.В.

Из года в год Дирекция тяги (ЦТ) — филиал ОАО «РЖД» уверенно основывается на бережливой философии, устанавливая для себя амбициозные и достижимые цели в области реализации проектов бережливого производства, направленные на экономию по элементам затрат эксплуатационных расходов. По итогам работы за 2022 г. благодаря реализации проектов бережливого производств в ЦТ был достигнут подтвержденный экономический эффект на более чем 700 млн руб., что составляет 37 % от общего показателя достигнутой экономии по всем филиалам ОАО «РЖД».

В статье рассказано о двух внедренных проектах бережливого производства на объектах ЦТ: «Снижение нерационального использования локомотивов серий ЧМЭ3 и 2М62У приписки Московской дирекции тяги, работающих в маневровом движении на железнодорожном участке Москва-Каланчевская — Москва-Пассажирская-Курская, за счет изменения технологии работы» и «Оптимизация работы подталкивающих локомотивов на участке Селихин — Кун» (Дальневосточная дирекция тяги).

 

Диагностический прибор ПД2-САУТ. Сметанин Р.С.

Современные локомотивы оборудуются микропроцессорными аппаратно-программными комплексами (КЛУБ-У, САУТ-ЦМ/485, МПСУ-БД), составная часть которых снабжена большим числом датчиков. В связи с этим увеличивается объем контрольных работ технического обслуживания (ТО) и повышаются требования к их качеству и эффективности, а также соответствующая организация ТО. С целью создания современного устройства для диагностики и программирования локомотивных устройств безопасности САУТ-К, БЛОК, БЛОК-М и МПСУ-БД в ООО «НПО САУТ» был разработан прибор предрейсовой диагностики ПД2-САУТ. Подробнее о данном приборе и его функциональных возможностях рассказано в статье.

 

Электрическая схема электровоза типа ЭС5К «Ермак». Гужва С.А., Петров И.С.

Продолжение статьи (начало см. № 1, 2, 2023 г.). В третьей части статьи приведено назначение элементов цепей токоприемников, описание работы цепей главного выключателя, быстродействующих выключателей, цепей вспомогательных машин (пускового двигателя, компрессора, вентиляторов, маслонасоса, цепей МСУД), цепей тяги.

 

Электрические машины и система вентиляции электровоза 2ЭС6 «Синара». Осинцев И.А.

Окончание статьи (начало см. № 2, 2023 г.). Приведено описание конструкции и работы системы охлаждения электрических машин и аппаратов грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6 «Синара».

 

Системы управления газовыми локомотивами, тепловозами нового поколения. Шленский А.В., Коваленко Д.А.

Система управления современных локомотивов представляет собой комплекс сложных электронных устройств с развитым программным обеспечением. Газопоршневый тепловоз серии ТЭМГ1 производства холдинга «Синара — Транспортные Машины» оснащается распределенной микропроцессорной системой управления и диагностики (МПСУиД). Из-за увеличенной производительности, скорости и надежности внутренней шины передачи данных удалось минимизировать количество установленных датчиков, что положительно сказалось одновременно и на надежности, и на цене. Благодаря высокой производительности МПСУиД удалось внедрить ряд функций, ранее не реализованных. Подробнее о функциональных возможностях системы управления тепловоза ТЭМГ1 рассказано в статье.

 

Правила технической эксплуатации — основной нормативный документ отрасли. Клюка В.П., Мосол С.А.

Приказом Министерства транспорта РФ от 23.06.2022 г. № 250 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» с 1 августа 2022 г. были введены в действие новые Правила технической эксплуатации.

В статье приведена часть материала по изменениям в Правилах, связанным с локомотивным и моторвагонным комплексами (раздел Правил IX. Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава и раздел I. Общие требования к организации движения поездов на железнодорожном транспорте Приложения № 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. № 250. Инструкция по организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте Российской Федерации).

Вниманию читателей предлагается материал по общим требованиям к подвижному составу. В силу того, что работникам локомотивным бригад (особенно грузового движения) по роду выполняемой работы необходимо, кроме того, знание отдельных требований ПТЭ к специальному подвижному составу и вагонам, такие требования (с учетом произошедших изменений) также приведены в соответствующих разделах и пунктах Правил.

 

Выполнение полной пробы тормозов на электропоездах ЭД4М, ЭД9М и ЭТ2М. Ботвин Ю.Г.

В статье рассмотрен, на первый взгляд, простой вопрос — выполнение полной пробы тормозов на электропоездах. Практика показала, что многие действующие машинисты электропоездов, повышающие свою квалификацию, которые, ежедневно выполняя на работе данный технологический цикл, не только путаются в терминах, но и не в полной мере представляют, для чего вообще выполняется данная процедура. Автор статьи, основываясь на личном практическом и преподавательском опыте, в доступной форме изложил положения инструкции. Материал будет полезен начинающим (и не только) машинистам электропоездов.

 

Пассажирские тепловозы «Балдвин». Дзендзело В.В.

В журнале «Локомотив» ранее было опубликовано несколько статей, в которых рассказывалось о тепловозах производства северо-американской компании Baldwin. Данная тема является весьма обширной, так как данной компанией было выпущено большое количество тепловозов разных серий. В данной статье рассказано о выпускавшихся компанией пассажирских тепловозах.

 

Легендарный ЭР200. Вершинин С.Л.

В Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге состоялась встреча ветеранов, эксплуатировавших и обслуживавших первый скоростной советский электропоезд ЭР200. Четыре вагона из первого состава электропоезда ныне являются экспонатами данного музея. Почетным гостем встречи стал Всеволод Михайлович Коровкин — инженер путей сообщения, активный создатель электропоезда. В ходе беседы В.М. Коровкин поведал много интересных деталей, с которыми он поделился с читателями.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото пассажирского электровоза постоянного тока ЭП2К