ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 3, 2022 г.

 

Прогнозировать, а не действовать постфактум. Черногаев С.И.

В 2021 году были подведены итоги прошедшего пятилетия и определены приоритетные направления деятельности Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) на ближайшее будущее. Вектор движения был задан на XXXIII Съезде Роспрофжел. К традиционным направлениям работы профсоюза добавились новые, обусловленные развитием общества и наблюдающимися тенденциями. Подробнее о результатах деятельности Роспрофжел и об основных направлениях его развития рассказано в данной статье.

 

Заслуженные награды

Решением заседания правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 3.02.2022 г. (протокол  3) были подведены итоги отраслевого соревнования трудовых коллективов ОАО «РЖД» за 2021 г. Приведен перечень победителей коллективов и работников локомотивного и моторвагонного комплексов.

 

Применение водородного топлива на железнодорожном транспорте. Бабков Ю.В., Журавлёв С.Н., Котяев Д.В.

В статье рассмотрена возможность применения водорода в качестве моторного топлива для локомотивов. Приведен мировой опыт по созданию подвижного состава, использующего водород в качестве топлива. Проанализированы преимущества и недостатки агрегатного состояния водорода для использования в качестве топлива, варианты размещения водородного топлива на борту локомотивов, а также структурная схема работы локомотива с системой химического хранения водорода на борту локомотива.

 

Перспективы применения контактно-аккумуляторных поездов в России. Быстранов В.Е., Семёнов И.В., Железнов С.В.

Контактно-аккумуляторные поезда способны обеспечить беспересадочные перевозки пассажиров с электрифицированных линий на примыкающие к ним неэлектрифицированные, а также выступить в качестве экологически нейтральной замены существующим видам дизельного подвижного состава в пригородном сообщении. Такие поезда используют до 100 % энергии рекуперации при торможении поезда, так как нет необходимости в наличии на участке другого поезда, который может принять данную энергию. Эта энергия может использоваться непосредственно для подзарядки тягового аккумулятора. Современные тяговые аккумуляторные батареи не требуют специализированного обслуживания.

Калининградская железная дорога в силу уникальных особенностей может служить пилотным полигоном для отработки организации пассажирского железнодорожного сообщения с использованием контактно-аккумуляторных электропоездов и систем обеспечения, а также для создания центра компетенций в области их эксплуатации, поддержки перехода к применению контактно-аккумуляторных электропоездов и систем обеспечения на других дорогах, сотрудничества с потенциальными зарубежными партнерами. В данной статье приведены варианты использования контактно-аккумуляторных электропоездов на полигоне Калининградской дороги в пригородном сообщении.

 

Повышать уровень безопасности движения! Парнюк С.М.

Показатель «Уровень безопасности движения», уставленный Правлением ОАО «РЖД» для Дирекции тяги и сервисных организаций по итогам работы за 2021 г., был снижен на 3 % к целевому показателю. Во многом этого удалось добиться благодаря внедрению эффективных профилактических мер. В статье рассказано об основных мероприятиях, реализованных в локомотивном комплексе в 2021 г., направленных на повышение уровня безопасности движения.

 

Электрическая схема электровоза типа ЭС5К «Ермак». Гужва С.А.

Продолжение статьи (начало см. 1, 2, 2022 г.). В этом номере журнала приводится описание устройства микропроцессорной системы управления и диагностики МСУД-015 и ее функционирования в тяговом режиме работы электровоза с последовательным возбуждением тяговых двигателей.

 

Модернизация водяной системы тепловозов типа ТЭ10. Горицков А.С., Антонов А.Ф., Арапов А.А.

В эксплуатации находится еще немало грузовых магистральных тепловозов типа ТЭ10, оборудованных дизелями 10Д100. Данные локомотивы широко используются для нужд хозяйственного движения. Специфика эксплуатации тепловоза с хозяйственным поездом предполагает длительную работу дизель-генераторной установки на холостом ходу либо на низких позициях контроллера, что сопровождается повышенным расходом топлива. Это особенно ощутимо в холодное время года, когда требуется поддерживать необходимый температурный режим теплоносителей дизеля.

В статье рассмотрен проверенный на практике вариант модернизации водяной системы тепловоза типа ТЭ10. Основной целью предлагаемых конструктивных изменений является снижение расхода дизельного топлива в эксплуатации.

 

Экипажная часть электровоза ЭП2К. Осинцев И.А.

В статье рассмотрены особенности конструкции экипажной части пассажирского электровоза постоянного тока Коломенского завода серии ЭП2К. В этом номере журнала приводятся конструктивные особенности тележки, колесной пары, буксового узла, подвески тяговых двигателей, первой ступени рессорного подвешивания.

 

Измерительный инструмент для контроля параметров колесных пар локомотивов. Бородавицин Э.Г., Мухин О.О., Заболотный В.В.

На сегодняшний день локомотивный парк ОАО «РЖД» насчитывает более 150 тыс. единиц колесных центров коробчатого сечения электровозов типа ЭС5К «Ермак». Данному узлу отводится одна из важнейших задач в обеспечении безопасности движения на железнодорожном транспорте.

В настоящий момент отсутствует специализированный инструмент для измерения геометрических параметров колесных центров коробчатого сечения, из-за чего процесс измерения параметров колесного центра занимает много времени. Авторами статьи предложен вариант такого измерительного инструмента. Подробнее об этом рассказано в данной статье.

 

О поддержании должного состояния охлаждающих устройств тепловозов в эксплуатации. Горин В.И.

В статье приведен сравнительный анализ экономических последствий от изменения в эксплуатации теплорассеивающей способности охладителей наддувочного воздуха и охлаждающих устройств тепловоза 2ТЭ25КМ при существующем регламенте проведения восстановительных работ. Приведены экономически обоснованные сроки измененного регламента проведения таких работ.

 

Устройство и работа воздухораспределителя пассажирского типа № 242. Мартынов А.В.

Окончание статьи (начало см. № 2, 2022 г.). В этом номере журнала описана работа воздухораспределителя № 242 при поддержании постоянного зарядного давления в тормозной магистрали (ТМ), понижении давления в ТМ темпом мягкости, понижении давления в ТМ темпом служебного торможения, понижении давления в ТМ темпом экстренного торможения, отпуске тормозов.

 

Паровозы серии С: история создания и опыт эксплуатации. Ильин Ю.Л.

Окончание статьи (начало см.  1, 2, 2022 г.).В этой части статьи рассказано о работе паровозов серии С в годы Великой Отечественной войны, эксплуатации в послевоенный период. Подробно описана история спасения и восстановления единственного сохранившегося паровоза данной серии, который ныне является экспонатом Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге.

 

Старейший экспонат Центрального музея железнодорожного транспорта. Пенин А.Д., Бычков Д.А.

Старейшим фондом Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации (г. Санкт-Петербург) является фонд моделей, который положил в 1813 г. начало формированию коллекции музея. Кроме моделей и макетов, фонд музея также включает подлинные натурные предметы, отражающие историю железнодорожного транспорта.

Паровоз Э-918 (1913 года выпуска) является старейшим экспонатом фондовой площадки натурных образцов подвижного состава. Недавно он получил статус памятника науки и техники I ранга. Подробнее о данном экспонате, а также об изменениях, произошедших в порядке присвоения статуса памятника науки и техники, рассказано в данной статье.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото грузового магистрального тепловоза 2ТЭ25КМ