ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 3, 2020 г.


Восточному полигону — особое внимание! Валинский О.С.

В статье речь идет о работе Восточного полигона. В частности, приведены сведения об обеспечении полигона тяговыми ресурсами. Сегодня в его инвентарном парке находится более 2800 грузовых локомотивов в тяговых единицах. Полностью переведены на серию «Ермак» парки грузовых электровозов Дальневосточной и Забайкальской дирекций тяги. Продолжается унификация парка электровозов приписки Восточно-Сибирской и Красноярской дирекций тяги.

Обновление локомотивного парка направлено на повышение надежности и эффективности перевозочного процесса. В 2020 г. Компанией установлено задание по снижению потерь поездо-часов от отказов технических средств не менее чем на 5 %. Каждый отказ ТС должен предметно разбираться на местах для выработки оперативных мер и организации основных технологических процессов.

Вместе с тем, в статье указывается, что, несмотря на обновление парка локомотивов, результаты работы Восточного полигона выявляют значительные проблемы в организации управления. Руководством Дирекции тяги проанализированы недостатки сформированной системы управления. Технологию работы полигона необходимо организовать так, чтобы объединить все подразделения на достижение сквозных показателей по опыту работы единых смен или комплексных бригад. Решение задачи возможно благодаря построению процессной модели управления полигоном. Кроме того, потребуется выстроить механизм взаимодействия всех участников перевозочного процесса и определить точки принятия управленческих решений.


Ощутимая эффективность проектов. Чикиркин О.В.

Автор статьи рассказывает об итогах работы Дирекции тяги ОАО «РЖД» в области реализации проектов бережливого производства. Основной экономический эффект при реализации проектов бережливого производства Дирекция тяги получает путем сокращения расхода топливно-энергетических ресурсов, снижения подготовительно-заключительного и накладного времени локомотивных бригад, оптимизации использования бюджета времени локомотивов. Для распространения успешного опыта в Дирекции тяги проводится работа по тиражированию проектов бережливого производства, содержащих успешные апробированные технологические или организационные решения.

Для примера в статье приведены два варианта проектов. Одним из наиболее экономически эффективных проектов является проект «Организация вывозного движения на участке Жигулёвское Море — Химическая тепловозами 2хТЭМ18ДМ с высвобождением тепловоза 2ТЭ10М», разработанный в Куйбышевской дирекции тяги. Другой проект «Оптимизация процесса работы вагона дефектоскопии со станции Новая Чара до станции Таксимо» разработан специалистами Восточно-Сибирской дирекции тяги.


Заслуженные награды

За добросовестный труд на железнодорожном транспорте, высокий профессионализм и проявленную инициативу в работе награждены ведомственными знаками отличия лучшие работники региональных дирекций тяги, моторвагонного подвижного состава и дистанций электроснабжения. Публикуется список награжденных.


Главное направление — обеспечение безопасности движения поездов. Парнюк С.М.

В статье речь идет о проектах в области безопасности движения, реализованных в локомотивном комплексе в 2019 г. Ежегодно правлением ОАО «РЖД» устанавливаются требования к системе менеджмента безопасности движения, основные ключевые показатели по безопасности движения, а также утверждаются мероприятия по снижению уровня риска в целях обеспечения высокого уровня безопасности движения.

Одним из важных инструментов системы менеджмента безопасности движения в локомотивном комплексе является рейтинг эксплуатационных локомотивных депо, построенный на интегральной рейтинговой оценке безопасности движения поездов. Он применяется в Дирекции тяги с 2018 г. и разработан для совершенствования управления рисками на производстве. При составлении рейтинга используются показатели из разных автоматизированных систем, сгруппированных в следующие разделы: «Эксплуатационные показатели», «Факторы безопасности», «Факторный анализ рисков», «Показатели безотказной работы локомотивов» и «Охрана труда».

Главной целью составления оценки является мотивация руководителей к улучшению функционирования основных процессов внутри подразделения и, как следствие, качественное предоставление услуг. Автор статьи отмечает, что одним из действенных элементов системы менеджмента безопасности движения является работа по актуализации и совершенствованию нормативно-технической базы. В 2019 г. введен новый порядок работы с техническо-распорядительными актами. Введен порядок применения директив и определений Дирекции тяги. Такие новые формы документов являются, по своей сути, аналогом ревизорского предписания. На данный момент разработана и проходит процесс согласования новая технология реагирования на критические отклонения показателей перевозочного процесса и нарушения безопасности движения.


Порядок ограждения внезапно возникшего препятствия на перегоне. Платонов Н.В.

Учебный предмет «ПТЭ, инструкции и безопасность движения поездов», изучаемый будущими помощниками машиниста и машинистами локомотивов в учебных центрах профессиональных квалификаций, является одним из базовых. При изучении порядка действий при внезапном возникновении препятствия на перегоне и отсутствии необходимых переносных сигналов ввиду недостаточной информации часто возникают вопросы о порядке действий в той или иной ситуации. Общий порядок действий в данной ситуации приведен в разделе IV Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ. На изучение этой темы учебным планом отводится довольно мало времени. Поэтому автором статьи предпринята попытка изложить данный раздел более подробно и разъяснить наиболее сложные его аспекты.


Электрические схемы электровозов серии ВЛ10. Савичев Н.В.

Окончание статьи (начало см. 1, 2, 2020 г.). В этом номере приведены назначения электрических аппаратов электровозов ВЛ10, ВЛ10У.


Обнаружение и устранение неисправностей на тепловозах 2ТЭ116У. Чуб Ф.Ю., Пантюхов Д.В.

Продолжение статьи (начало в 2, 2020 г.). В этом номере приведены неисправности и способы их устранения при запуске дизеля и его работе. Даны фото расположения реле, разъемов датчиков, выводов рубильника аккумуляторной батареи и катушки контактора КМ20.


Цепи управления тяговым режимом электровозов ВЛ11. Ермишкин И.А.

В статье описаны цепи управления электровозов до 490, с 490 до 716 и с 716. В частности, приведены цепи реверсивных переключателей, цепи отключателей тяговых двигателей, вентилей катушек реостатных контакторов, клапанов догружающих устройств, тормозных переключателей, режимного переключателя, контакторов ослабления поля, реле времени, включения линейных контакторов, противобоксовочной защиты электровоза.


Полезные советы машинисту электропоезда. Егоров В.П., Бургсдорф Е.А.

Авторы дают советы машинистам для безаварийной работы на электропоезде, когда нужно выполнить несколько проверок работы электрооборудования при приемке поезда перед выездом из депо, после его ремонта и осмотра.


Электрическая схема тепловоза 2ТЭ25КМ (цветная схема — на вкладке).

Магистральный грузовой двухсекционный тепловоз 2ТЭ25КМ серийно выпускается Брянским машиностроительным заводом. Тепловоз имеет мощность 2 х 2650 кВт (2 х 3604 л.с.), электрическую передачу переменно-постоянного тока с поосным регулированием силы тяги, обеспечивающим повышение тяговых свойств локомотива, с синхронным тяговым генератором, управляемым тяговым выпрямителем и тяговыми двигателями постоянного тока. Тепловоз предназначен для вождения грузовых поездов на железных дорогах в районах с умеренным климатом при температурах окружающей среды от минус 50 до плюс 40 оС. При проектировании тепловоза конструкторами был максимально учтен факт импортозамещения оборудования.

В журналах «Локомотив» 4, 7, 8, 10 — 12, 2017 г. и 2, 3, 2018 г. был опубликован цикл статей с описанием работы электрических цепей тепловоза 2ТЭ25КМ. На основе данных публикаций редакция подготовила цветную электрическую схему данного локомотива, которая приведена на вкладке этого номера. Также опубликован перечень электрического оборудования тепловоза.


Электронная система управления впрыском топлива магистральных тепловозов. Косов Е.Е., Коссова Л.Е.

Опыт эксплуатации маневровых тепловозов, оборудованных электронной системой управления впрыском топлива (ЭСУВТ), показал ее устойчивую работу и стабильную экономию топлива. Однако опыт применения ЭСУВТ на магистральных тепловозах практически отсутствует. Это обстоятельство в значительной мере объясняется недопониманием сути работы системы и того, что от нее можно ожидать при применении на магистральных тепловозах.

Устройство системы ЭСУВТ уже описывалось на страницах журнала, поэтому в этой статье авторы обратили внимание лишь на некоторые ее свойства. В частности, обращено внимание на существенно более высокое качество регулирования частоты вращения коленчатого вала дизеля, мощности тяговой передачи и переходных процессов. Специалистами ППП «Дизельавтоматика» совмество с АО «ВНИИЖТ» создана и проверена в эксплуатации отечественная система ЭСУВТ. В связи с тем, что система осуществляет оптимизацию переходных процессов, ее применение особенно важно на магистральных тепловозах с высокофорсированными дизелями.


Модернизация защелки вакуумного выключателя ВБО-25. Бородавицин Э.Г., Мухин О.О.

На всех электровозах типа ЭС5К применяют вакуумные высоковольтные выключатели ВБО-25. Эти устройства предназначены для подключения локомотива к высоковольтной цепи. После ввода в эксплуатацию этих электровозов пришлось столкнуться с серьезной проблемой — изломами и заклиниванием защелок в приводе дугогасительной камеры. Это приводило к нарушению функционала ВБО-25 и, как следствие, к выходу из строя всей секции электровоза. Поэтому по согласованию с руководством Дирекции тяги ОАО «РЖД» было решено заменить ВБО-25 его предшественником — воздушным выключателем ВОВ-25. Впоследствии конструкция ВБО была доработана, что позволило вновь ввести аппараты в эксплуатацию. В статье описан один из выпущенных вариантов в сборе с приводом дугогасительной камеры.


Система управления тормозами рельсового автобуса РА3. Чуев С.Г., Популовский С.А., Тагиев П.М., Саталкин А.В.

В начале 2018 г. на АО МТЗ Трансмаш поступило предложение на разработку системы управления тормозами для нового рельсового автобуса РА3, которая отвечала бы всем последним требованиям к моторвагонному подвижному составу. Система была разработана, воплощена в металле, подвержена полному циклу предварительных испытаний и принята заказчиком в рамках приемочной комиссии. В статье рассказано о выгодных преимуществах системы, приведены функциональные схемы кранов управления, описаны блоки тормозного оборудования и экстренного торможения.


Как разделить питание контактной сети. Герман Л.А.

В статье описан опыт Горьковской дороги, где создали эффективный вариант раздела по контактной сети. Суть раздела в следующем: сеть разделяют существующей нейтральной вставкой у второй подстанции; предусматривают консольное питание контактной сети, т.е. положение выключателей питающих линий контактной сети второй тяговой подстанции — нормально отключенные; на конце консоли контактной сети у второй подстанции включают регулируемую установку поперечной емкостной компенсации через специально установленный пункт параллельного соединения. Автор отмечает, что представленный экономичный вариант выполнения запатентованного устройства раздела контактной сети системы 25 и 2 х 25 кВ на существующих нейтральных вставках у тяговых подстанций проверен длительным опытом эксплуатации.


Вождение соединенных поездов на Октябрьской дороге. Попов В.А., Исаев А.В.

Окончание статьи (начало в 2, 2020 г.). В этом номере речь идет о вождении сдвоенных поездов в период с 1987 г. до 1992 г. Так, 15 апреля 1987 г. на участке Шушары — Псков был проведен тяжеловесный соединенный поезд, состоявший из пяти составов с тягой пятью тепловозами ТЭ3. Летом 1988 г. на Октябрьской дороге произошла катастрофа, и перегон Поплавенец — Березайка стал однопутным. На подходах к Бологому скопилось множество пассажирских поездов. Тогда приняли решение сдваивать пассажирские поезда.

Конец 1980-х годов ознаменовался настоящим садово-огородным бумом. При таком положении дел вместимости обычного 10-вагонного электропоезда уже не хватало. Единственным выходом из сложившейся ситуации была эксплуатация сдвоенных 20-вагонных электропоездов. В 1992 г. после окончательного распада СССР поток грузов резко уменьшился, и необходимость в сдвоенных поездах отпала.


Тепловоз из ленд-лиза. Дзендзело В.В.

В 1946 г. в нашу страну было поставлено 30 тепловозов, получивших обозначение серии ДБ. Данные машины были изготовлены на заводе североамериканской компании Baldwin. История появления и эксплуатации тепловозов данной серии была уже описана в различных публикациях. В данной статье автор кратко рассказывает об особенностях конструкции данного тепловоза, которая представляет определенный интерес для специалистов.


Ретро-поезда Великобритании. Вульфов А.Б.

Автору этой статьи, председателю Общества любителей железных дорог, недавно удалось посетить туристические линии на паровой тяге, расположенные на исторической родине железных дорог — в окрестностях Манчестера и Стоктона. Автор получил уникальную возможность сопоставить способы организации работы паровозов в Великобритании и в нашей стране, обменяться опытом с английскими коллегами, получить представление о традициях сохранения исторического наследия в крупнейшей державе в этой области. Специально для журнала «Локомотив» автор делится своими впечатлениями, которые могут представлять интерес не только для российских паровозников, но и для организаторов ретро-туризма и ремонта паровозов.


На 1-й с. обложки опубликовано фото магистрального грузового тепловоза 2ТЭ25КМ.

В номере вкладка — цветные электрические схемы тепловоза 2ТЭ25КМ.