ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 3, 2019 г.


Высокая эффективность проектов улучшений. Берг С.С.

Автор статьи рассказывает о состоянии бережливого производства в Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава ОАО «РЖД» в 2018 г. и задачах на 2019 г. В частности, привел конкретные цифры реализованных проектов и экономического эффекта от их внедрения, назвал региональные дирекции, которые внесли наибольший вклад в достижение таких результатов, конкретно рассказал о наиболее экономически эффективных проектах, осуществленных в 2018 г.: «Организация капитального ремонта в объеме КР-1 рельсовых автобусов серии РА2 в моторвагонном депо Анисовка Приволжской дирекции МВПС» и «Оптимизация производства ремонта МВПС в объеме ТО-2, ТО-3 на Валуйском участке моторвагонного депо Отрожка».


Как предупредить заход локомотива на неплановый ремонт. Лакин И.К., Аболмасов А.А., Хромов И.Ю.

Компания ОАО «РЖД» при закупке локомотивов с 2018 г. перешла на схему контракта жизненного цикла (КЖЦ), включающего поставку, техническое обслуживание и ремонт локомотивов. КЖЦ предусматривает проведение полного цикла работ по ТОиР в течение всего периода эксплуатации локомотива. Таким образом, формируется единый центр ответственности за надежность локомотива, исключается риск невыполнения или выполнения лишних ремонтных операций, оптимально распределяются ресурсы (человеческие и материальные), равномерно загружается персонал. Это упорядочивает все производственные процессы, связанные с ТОиР локомотивов. Обо всем этом подробно идет речь в статье.


Планирование тяговых ресурсов на Восточном полигоне. Фрольцов В.Д., Шабунин А.Б., Матюхин В.Г.

Основная задача комплексного сменно-суточного планирования тяговых ресурсов под поезда в рамках Интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ) — это планирование тяговых ресурсов на каком-либо полигоне в целом с учетом особенностей технологии работы локомотивов и локомотивных бригад каждого участка. В статье речь идет об основных модулях ИСУЖТ, позволяющих комплексно планировать тяговые ресурсы под поезда на Восточном полигоне, где используются в ежедневной практической работе диспетчерским аппаратом в Дирекции Восточного полигона ОАО «РЖД». В перспективе разработанные модули ИСУЖТ, которые будут тиражированы на всю сеть, дадут синергетический эффект и позволят заложить основы единого информационного пространства сети железных дорог России.


Электропоезда «Ласточка» уверенно осваивают новые полигоны.

В информационной заметке рассказано о новом маршруте Москва — Тверь — Москва, где будет эксплуатироваться первый в России десятивагонный состав электропоезда ЭС2Г «Ласточка» в комплектации «Комфорт». Десятивагонная «Ласточка» позволяет быстро и с комфортом перевозить больше пассажиров, чем в сдвоенных пятивагонных составах. Общая вместимость поезда возросла, в том числе благодаря замене головных вагонов в центре состава проходными прицепными.


Заслуженные награды.

За добросовестный труд на железнодорожном транспорте, большой вклад в обеспечение устойчивой его работы награждена почетными знаками большая группа работников региональных дирекций тяги, сервисных депо, дирекций моторвагонного подвижного состава, дирекций по ремонту тягового подвижного состава, дирекций Трансэнерго.


Электровоз ЭП2К: назначение и расположение низковольтной аппаратуры. Ермишкин И.А.

Редакция журнала неоднократно публиковала статьи работников предприятия-изготовителя электровозов постоянного тока ЭП2К о конструкции, электрических схемах данных локомотивов. Автор статьи на основании заводских материалов и схем локомотива подготовил очередной цикл статей, в которых рассказывает об особенностях работы низковольтного оборудования и расположении электрических аппаратов на этих электровозах с 350, эксплуатирующихся в депо Ожерелье Московской дирекции тяги. В этом номере опубликована часть первой статьи из данного цикла, где говорится о тяговых промежуточных реле управления, электромагнитных реле постоянного тока, блоке аппаратов управления.


Усовершенствованный тяговый привод тепловозов с коллекторными двигателями. Клименко Ю.И., Перфильев К.С., Евсеев В.Ю., Чупин Я.В.

В статье речь идет об электроприводе с поосным регулированием силы тяги, который был разработан в начале 1990-х годов с использованием доступной на тот момент силовой полупроводниковой элементной базы, которая не позволяет полностью использовать его потенциальные возможности. Успехи в развитии современной силовой полупроводниковой базы позволяют не только усовершенствовать данный тип привода, но и придать ему качественно новые свойства. Так, группой специалистов АО «ВНИКТИ» был разработан усовершенствованный тяговый двухзонный преобразователь на IGBT-транзисторах, об устройстве и работе которого рассказано в статье.


Электрическая схема тепловоза 2ТЭ116УД (цветная схема опубликована на вкладке).

Магистральный грузовой тепловоз 2ТЭ116УД является модификацией тепловоза 2ТЭ116У, выпускавшегося ПАО «Лугансктепловоз». Главной отличительной особенностью тепловоза 2ТЭ116УД от базовой серии является применение на нем экономичной силовой установки американского производства. На тепловозе применена электрическая передача переменно-постоянного тока. Вместо тягового генератора, стартера и вспомогательного генератора установлен тяговый агрегат, разработанный и изготовленный харьковским заводом «Электротяжмаш», с инверторным пуском от аккумуляторной батареи. Это потребовало существенной перекомпоновки основных узлов и агрегатов тепловоза, изменений в электрической схеме и электромонтаже, конструкции высоковольтных камер, водяной, масляной и топливной системах.

На вкладке этого номера приведена цветная электрическая схема, соответствующая заводскому чертежу 2682.70.01.000 Э3. В номере описаны цепи пуска дизеля, работы дизеля на холостом ходу, перевода одной секции в режим холостого хода, выключения возбуждения тягового генератора в режиме холостого хода, остановки дизеля, питания электродвигателей собственных нужд, управления электродвигателями компрессора, вентиляторов и жалюзи холодильной камеры.


Силовые цепи электровозов 2ЭС6 «Синара».

В статье описаны цепи режима электрического торможения, возбуждения тяговых двигателей (независимое и последовательное возбуждение), силовая цепь двигателей вентиляторов охлаждения пускотормозных резисторов, силовые цепи ПСН.


Тяговый и вспомогательный привод локомотивов с асинхронными двигателями. Космодамианский А.С., Воробьев В.И., Пугачев А.А.

В статье рассмотрен системный подход к экспериментальному исследованию характеристик тягового и вспомогательного электроприводов локомотива с асинхронными двигателями, представлена методика проведения исследований тягового и вспомогательного электроприводов локомотива на физических моделях как комплексной процедуры. Приведены количественные показатели погрешностей моделирования. Показаны результаты экспериментальных исследований процессов нагрева и охлаждения асинхронного двигателя при его питании от преобразователя частоты с системой скалярного управления с IR-компенсацией в режиме с низкими частотами вращения.


Как выявить причины низкой помехоустойчивости релейной аппаратуры АЛСН. Меркулов П.М., Кузьмин В.С.

Одной из основных причин сбоев в работе релейной локомотивной аппаратуры АЛСН является отклонение ее параметров от нормы. Эти отклонения дают изменения алгоритма работы релейной аппаратуры, что, в свою очередь, приводит к снижению ее помехоустойчивости. Для объективности обеспечения технического обслуживания локомотивной аппаратуры АЛСН необходимо автоматизировать процесс проведения измерений в контрольно-ремонтных пунктах, дополнив его испытаниями, связанными с установлением степени помехоустойчивости отдельных блоков и комплекта аппаратуры в целом, о чем идет речь в статье.


Метеорологические ограничения борьбы с гололедом. Харчевников В.И.

В течение длительного времени в Ростовском государственном университете путей сообщения изучали способы борьбы с гололедом на контактной сети, разрабатывали методы расчета противогололедных режимов. На основе их результатов были созданы «Методические указания по борьбе с гололедом и автоколебаниями на контактной сети, линиях системы "два провода — рельс", автоблокировки и продольного электроснабжения». В статье вниманию читателей предложены практические рекомендации для преодоления неблагоприятного режима работы сети, не вошедшие в упомянутый нормативный документ.


Творческое наследие инженера Е.Ю. Либина. Либин С.Е., Исаев А.В.

К 110-летию со дня рождения Е.Ю. Либина авторы рассказывают о его жизненном пути, преподавательской деятельности, о том вкладе, который Евгений Юдович внес в совершенствование преподавания автотормозов и методики преподавания курса «Автотормоза», пригодной для всех уровней обучения. Также в статье говорится об изобретательской и рационализаторской деятельности Е.Ю. Либина, о чем он писал в своих «Тормозных воспоминаниях». Третье направление деятельности Либина — проведение экспертиз по крушениям и авариям.


Трофейные электровозы Магнитогорского металлургического комбината. Кашин П.В.

Для работы на электрифицированных путях в 1946 г. на Магнитогорский металлургический комбинат поступило порядка двух десятков трофейных электровозов колеи 1435 мм десяти различных модификаций. Поступившие на комбинат электровозы вводились в строй постепенно, по мере выхода их из восстановительного ремонта. В статье рассказано об истории эксплуатации этих электровозов, опубликованы фотографии из архива комбината.


Поставки новых локомотивов. Полин П.А.

В статье говорится о поставках новых локомотивов в Азербайджан, ЮАР, Финляндию США, Испанию и Францию.


На 1-й с. обложки опубликовано фото тепловоза 2ТЭ116УД с грузовым поездом.

В номер помещена вкладка с цветными схемами электрических цепей тепловоза 2ТЭ116УД.