ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 2, 2024 г.

 

Железные дороги — важнейшая часть транспортной системы России

В конце 2023 г. в Москве состоялся IV Железнодорожный съезд. Около двух тысяч работников ОАО «РЖД», представители органов власти, бизнеса, профсоюзов и ветеранских организаций обсудили развитие железных дорог, стратегические направления модернизации и развития железнодорожной инфраструктуры, меры повышения эффективности и качества железнодорожных перевозок, внедрения инновационных технологий, расширения спектра услуг, усиления кадрового потенциала. С докладом на пленарном заседании съезда выступил Президент Российской Федерации В.В. Путин. Ключевой темой съезда стало развитие железных дорог в контексте обеспечения социально-экономических интересов России.

В статье рассказано об основных итогах прошедшего съезда.

 

Современный парк тепловозов ОАО «РЖД». Бережнов Д.А., Рязанов С.В., Носова О.А.

В настоящее время основной поток грузовых поездов сосредоточен на территории Восточного полигона (БАМ и Транссиб) и на подходах к морским портам Дальнего Востока. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7.05.2018 № 204 предусмотрено увеличение к 2030 г. объемов грузоперевозок по указанным направлениям до 230 — 250 млн т в год, что составит прирост на 50 — 60 % относительно существующих объемов перевозок грузов. Для решения поставленных задач локомотивостроительными предприятиями совместно с ОАО «РЖД» проводятся разработка и ввод в эксплуатацию на полигонах обращения локомотивов нового поколения для вождения поездов массой 7100 — 8000 т и более. Они обладают повышенными тяговыми и энергетическими характеристиками, реализующими повышенные КПД и коэффициент мощности при одновременном снижении расхода тягово-энергетических ресурсов до 15 % в сравнении с существующим парком локомотивов.

В статье рассмотрен эксплуатируемый парк тепловозов в сравнении с ранее выпускавшимися сериями, с описанием конструктивных решений в современных локомотивах.

 

Конкурс на предоставление грантов ОАО «РЖД» для молодых ученых

В соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД» от 26 декабря 2023 г. № 3326/р «О конкурсе на предоставление грантов ОАО «РЖД» для молодых ученых на проведение научных исследований, направленных на создание новой техники и технологий для применения на железнодорожном транспорте», был объявлен конкурс 2024 года.

Публикуются условия конкурса.

 

Системы противобоксовочной защиты локомотивов с асинхронным тяговым приводом. Мищенков П.Г.

Со времен создания первых локомотивов возникла проблема боксования колесных пар тягового подвижного состава, которая становилась более актуальной при увеличении мощности локомотивов и массы поездов. В настоящее время для защиты от боксования используются различные способы — от ручной подсыпки абразивных материалов в пятно контакта «колесо-рельс» до применения различных автоматических противобоксовочных систем, обеспечивающих одинаковое распределение нагрузки на тяговые электродвигатели или реализующие схемную защиту при проскальзывании колесных пар.

В статье рассказано о способах реализации систем протибоксовочной защиты на современных локомотивах с асинхронным тяговым приводом: тепловозе 2ТЭ25А «Витязь», электровозах 2(3)ЭС5С «Атаман», 3ЭС8 «Малахит».

 

Концепция применения компактного атомного реактора на подвижном составе. Константинов А.Н., Кузнецов О.В., Борзов Д.А.

Работы по возможности применения атомной энергии велись не только в отрасли электроснабжения, но и на транспорте. С 1950 по 2011 гг. предпринимались попытки создания транспортного средства с ядерной энергетической установкой.

Концепт поезда с атомной силовой установкой БОР-60 увидел свет в 2011 г. На сегодняшний день этот проект только ожидает своего выхода в свет. Факторами, замедлившими ход работ, явились сложность обеспечения нужного уровня безопасности, трудности конструирования, весомые экономические расходы.

Концепция Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) предусматривает использование в качестве площадки нескольких вагонов с установкой на каждом по отдельному технологическому модулю. В состав подвижной атомной электростанции войдут железнодорожная цистерна и три платформы: первая с реакторным блоком малой мощности, вторая с парогенератором, турбиной, электрогенератором и насосами, третья — с радиаторами. Подробнее о данном проекте рассказано в статье.

 

Безопасный локомотивный объединенный комплекс электровозов 2ЭС6, 2ЭС10. Осинцев И.А.

Окончание статьи (начало см. в № 1, 2024 г.).

Во второй части статьи приведены описание режимов работы комплекса БЛОК, функции БЛОК при наличии в конфигурации системы ТСКБМ и при работе радиоканала, информация об осмотре основных частей БЛОК.

 

Электрическая схема электровоза ЭП1М(П) (цветная схема — на вкладке). Мысков О.В.

Публикуемая электрическая схема и описание ее работы соответствуют электровозам ЭП1М(П), оборудованным вакуумным главным выключателем (тип ВБО-25-20/630 УХЛ1) и пусковым двигателем.

В первой части статьи приведено описание работы высоковольтной и силовой цепей электровоза (тяговых двигателей в режиме тяги, режиме ослабления поля, в режиме электрического торможения, питания силовой цепи электровоза, цепи отопления поезда), вспомогательных цепей электровоза (система питания вспомогательных машин, цепи питания обогревателей, холодильника и кондиционеров).

 

Назначение и расположение электрооборудования тепловозов ТЭМ18ДМ, оборудованных системой ЭСУВТ и переключателем ПКЭП-8026 с электроприводом. Хлызов А.Г.

Окончание статьи (начало см. в № 1, 2024 г.).

В статье приведен перечень электрического оборудования тепловоза с указанием его назначения и расположения на локомотиве.

 

Быстродействующие выключатели современных электропоездов. Обухов В.П., Лимонов Д.Э.

Быстродействующие выключатели (БВ) современных электропоездов существенно отличаются от электропоездов предыдущего поколения. Процессы технической и производственной эксплуатации БВ на современных электропоездах также имеют отличия. В статье рассказано о конструктивных особенностях БВ современных электропоездов.

 

К вопросу изменения плотности тормозной сети в пути следования в условиях сурового климата        . Погудин В.Г., Исаев А.В., Гербек А.Э.

В ходе проведения совместных тормозных конференций в 2022 — 2023 гг. Дирекции тяги (ЦТ) и Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» обсуждались вопросы изменения плотности тормозной сети поезда (ПТС) в пути следования. Инструкторский состав ряда эксплуатационных локомотивных депо Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дирекций тяги отмечает изменение ПТС в зимних условиях в поездах с электровозами серий 2(3)ЭС4К «Дончак» и 2(3,4)ЭС5К «Ермак» в 2 — 3 раза от первоначальной, измеренной при полном опробовании тормозов, и изменении её в пути следования поезда при изменении температуры наружного воздуха от 0 до –50 °С. При переходе поезда с участка низких температур на более высокие (потепление) плотность увеличивается, и, наоборот, при переходе с участка высоких температур на более низкие (похолодание) снижается более чем на 20 %.

В статье рассказано о мерах, необходимых к принятию для решения проблемы изменения плотности тормозной сети в зимних условиях в поездах, ведомых электровозами серий ЭС5К «Ермак» и ЭС4К «Дончак».

 

Как снизить количество обточек бандажей локомотивов из-за выщербин. Коссов В.С., Панин Ю.А., Трифонов А.В., Пономарёв А.С., Панин А.Ю.

Согласно проведенному Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) в 2022 г. «Анализу по содержанию колесных пар локомотивов и эффективности работы технических средств лубрикации пары трения "колесо-рельс"», 44 % от числа общего количества демонтажа бандажей с колес магистральных локомотивов производилось при пробеге менее 400 тыс. км. Одной из причин, влияющих на срок службы бандажей колес колесных пар локомотивов, является такой дефект бандажа, как «выщербины». От общего числа обточек на электровозах по дефекту бандажа «выщербины» в 2022 г. было выполнено 7 % обточек, а у тепловозов — 15 %. Между тем схожая проблема существует и на путевой инфраструктуре. Поверхностные выкрашивания на головках рельсов по поверхностям катания стали привлекать все больше средств на восстановление рельсов.

Для борьбы с выщербинами на бандажах колесных пар локомотивов для снижения количества обточек бандажей предлагается применение технологии лубрикации поверхностей колес тягового подвижного состава модификатором трения. Для усиления эффекта с целью снижения интенсивности подреза гребней целесообразно усилить эту технологию гребнесмазывателями, т.е. применить на локомотивах комплексную технологию лубрикации. Подробнее о применении данного способа рассказано в статье.

 

На 1-й с. обложки публикуется фото пассажирского электровоза переменного тока ЭП1М