ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 2, 2023 г.

 

Преодолевая вызовы времени. Валинский О.С.

В 2022 г. ОАО «РЖД» пришлось решать множество вопросов и отвечать на огромное количество вызовов, появления которых железнодорожники не предполагали. В статье рассказано о том, с какими сложностями пришлось столкнуться в 2022 г. локомотивному комплексу ОАО «РЖД», какие решения позволили выполнить стоящие перед локомотивщиками задачи, а также о планах на 2023 г.

 

Молодежь — активный резерв и опора Дирекции по ремонту тягового подвижного состава. Дрогайцева М.А.

В январе 2023 г. состоялось совещание по результатам работы советов молодежи, а также цеховых профсоюзных организаций структурных подразделений Дирекции по ремонту тягового подвижного состава (ЦТР) — филиала ОАО «РЖД» за 2022 г. Мероприятие прошло под руководством заместителя начальника ЦТР по управлению персоналом и социальным вопросам А.А. Зиновьева. В совещании приняли участие заместитель председателя Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) А.А. Налётов, а также председатели советов молодежи и первичных профсоюзных организаций ЦТР. На совещании были рассмотрены итоги работы в ЦТР в 2022 г., обозначены ключевые проблемы и вызовы, с которыми сталкивается сегодня молодежь, выделены наиболее успешные проекты и опыт. Об итогах работы совещания рассказано в данной статье.

 

Контроль исправности тепловоза ТЭМ7А перед началом работы в режиме «Автомашинист». Ким С.И., Пронин А.А., Елисеев С.В.

В 2016 г. на станции Лужская Октябрьской дороги был запущен проект по созданию системы управления горочными локомотивами ТЭМ7А в режиме работы «Без машиниста». Тепловозы ТЭМ7А, эксплуатируемые на станции, были оборудованы системой автоматического управления горочным локомотивом (САУ ГЛ), маневровой автоматической локомотивной сигнализацией и системой механизации и автоматизации сортировочной горки MSR-32. Это позволило реализовать их работу в режиме «Без машиниста» в парке приема станции Лужская по замкнутому циклу «надвиг — роспуск — движение в тупик — движение на занятый путь — сцепка с составом».

В настоящее время проводятся техническое дооснащение тепловозов ТЭМ7А и расширение функционала системы «Автомашинист» для обеспечения работы в парках формирования и отправления поездов, а также работы по подтверждению уровня полноты безопасности SIL4. Данные решения позволят исключить присутствие машиниста на борту тепловоза при выполнении большинства технологических операций на сортировочной станции. Подробнее о проводимых работах рассказано в данной статье.

 

Система СУРА устранит дефицит пропускной способности участков железных дорог. Сидоров И.А.

В настоящее время при капитальном ремонте пути применяется технология закрытия одного пути перегона. При этом организация движения поездов осуществляется по другому пути перегона в режиме однопутной числовой кодовой автоблокировки с фиксированными блок-участками. При организации двустороннего движения по одному пути перегона устройства числовой кодовой автоблокировки обеспечивают интервал попутного следования поездов при движении в правильном направлении, равный 8 мин, а при движении в неправильном направлении 9 — 13 мин, в зависимости от профиля пути.

При движении в неправильном направлении при недостаточности тормозного пути один блок-участок неправильного направления может включать в себя два блок-участка правильного направления. Для решения данной проблемы предлагается сократить интервал попутного следования поездов для обеспечения пропуска пакета поездов как в правильном, так и в неправильном направлениях на весь период «окна» путем применения системы СУРА. Данная технология позволит сократить интервал попутного следования поездов до 1,5 раз. Подробнее о данной технологии рассказано с статье.

 

Пути повышения эффективности производственной деятельности. Новоземцев К.С.

В структурных подразделениях Дирекции по ремонту тягового подвижного состава (ЦТР) на системной основе продолжается работа по реализации проектов, направленных на развитие и обеспечение бережливого производства. В рамках исполнения «Программы проектов бережливого производства по совершенствованию процессов Дирекции по ремонту тягового подвижного состава на 2022 год» было реализовано 174 проекта бережливого производства, из них 100 собственных (новых), 72 тиражируемых и два мультифункциональных проектов. Фактический экономический эффект от реализации проектов бережливого производства составил около 4,7 млн руб.

В статье рассказано о некоторых наиболее интересных проектах бережливого производства, внедренных на предприятиях ЦРТ в 2022 г. — «Создание стенда для проверки микропроцессорного дешифратора ДКСВ-М», «Приспособление для проверки целостности кабелей датчиков угла поворота Л178/1.2», «Организация рабочего места по считыванию кассет регистрации КЛУБ-У на ПТОЛ Восток».

 

Электрические машины и система вентиляции электровоза 2ЭС6 «Синара». Осинцев И.А.

В статье приводится описание конструкции электрических машин и системы вентиляции грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6 «Синара». В первой части статьи приводится описание конструкции тягового электродвигателя, сведения о выполняемых работах при его техническом обслуживании и ремонте.

 

Особенности конструкции асинхронного тягового электродвигателя ДТА-200Т. Бодриков Д.И., Фадейкин Т.Н., Атауллин Р.Р., Тихонова А.А.

С развитием микропроцессорных систем управления и появления силовых высокочастотных полупроводниковых управляемых приборов, обладающих большой единичной мощностью, таких как GTO-тиристоров и IGBT-транзисторов, встал вопрос о широком внедрении асинхронных тяговых двигателей на подвижном составе.

Брянским машиностроительным заводом было выпущено два тепловоза ТЭМ23. При разработке тепловоза были учтены современные требования локомотивостроения, такие как применение модульной конструкции, установка электрической передачи переменного тока с асинхронным тяговым электродвигателем ДТА-200Т. Новый тяговый электродвигатель, несмотря на сложившуюся геополитическую обстановку и в условиях санкционного давления, был изготовлен из отечественных комплектующих, что позволяет отказаться от применения импортных аналогов. Об особенностях конструкции тягового двигателя ДТА-200Т рассказано в статье.

 

Некоторые цепи управления тепловоза ЧМЭ3. Цывкунов Г.И.

Окончание статьи (начало см. в № 1, 2023 г.). Во второй части статьи приведено описание цепей набора 8-й позиции, сброса позиций, цепей защиты тепловоза (регулятор мощности, регулировочный реостат, подвижное контактное устройство, защита от боксования колесных пар, от замыкания на корпус в силовой цепи, работа противобоксовочной защиты, защита и сигнализация при срабатывании реле заземления).

 

Электрическая схема электровоза типа ЭС5К «Ермак». Гужва С.А., Петров И.С.

Продолжение статьи (начало см. в № 1, 2023 г.). Во второй части статьи приведено описание вспомогательных электрических цепей и цепей управления (работа шкафа питания, цепи зарядки аккумуляторных батарей, назначение органов управления шкафа питания).

 

Кнопочное реле времени шлейфа ИШ-71 у здания ПТОЛ. Теслев А.Н.

При прохождении локомотива через здание ПТОЛ устройства локомотивной сигнализации проверяются на индуктивном шлейфе ИШ-74. На полную проверку двух кабин локомотива с учетом времени перехода проверяющего из одной кабины в другую уходит не менее 12 мин. Время, затрачиваемое на проверку локомотивной сигнализации, намного меньше времени, уходящего на осмотр или ремонт локомотива в здании ПТОЛ. Довольно часто из-за невнимательности и забывчивости проверяющего работника по окончании проверки локомотивной сигнализации двухпозиционная кнопка с фиксацией не возвращается в исходное положение, что приводит к потреблению лишней электроэнергии. Для ее экономии время включения шлейфа автоматически ограничивается выдержкой кнопочного реле времени.

Автором статьи предлагается включить в схему конденсаторное реле с продолжительностью отпускания якоря реле 12 мин и более, работающее от постоянного напряжения 9 … 12 В. Подробнее о модернизации схемы рассказано в данной статье.

 

Лубрикация в локомотивном хозяйстве: прошлое, настоящее, перспективы. Коссов В.С., Панин Ю.А., Трифонов А.В., Пономарев А.С., Панин А.Ю.

Износ колес и рельсов неразрывно связан с проблемой снижения силового воздействия подвижного состава на путь и с середины XX столетия находится в зоне особого внимания ученых. Оценка возможности вкатывания гребня колеса на рельс в кривой является важным направлением отраслевой науки, которому посвящено много работ, методических решений и программных продуктов, позволяющих моделировать прохождение подвижным составом кривых участков пути при различных трибологических состояниях контактных поверхностей головок рельсов и колес.

В статье приводится краткий обзор развития системы лубрикации в локомотивном хозяйстве, приведены основные направления развития данного направления.

 

Тепловозы для детских железных дорог. Кашин П.В.

Детские железные дороги являются специфическим видом узкоколейных железных дорог и предназначены для практического обучения школьников железнодорожным профессиям. На сегодняшний день на территории России функционируют 25 детских железных дорог. В статье рассказано о локомотивах, которые проектировались или были созданы специально для эксплуатации на детских железных дорогах.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6 «Синара»