ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 2, 2022 г.

 

Мультимедийные обучающие пособия как элемент технического обучения.

Для повышения уровня грамотности локомотивных бригад, снижения отказов технических средств по их вине и исключения необходимости отвлечения из эксплуатации локомотивов для проведения технической учебы Дирекцией тяги совместно с Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства принято решение о разработке и внедрении серии мультимедийного программного обеспечения по изучению конструкции локомотивов и инфраструктуры железных дорог.

В статье рассказано о разработанном первом пособии, предназначенном для изучения особенностей конструкции грузового электровоза постоянного тока серии 2ЭС6 «Синара».

 

Выстроить эффективную систему управления безопасностью движения. Ахмадеев С.Б.

В Дирекции тяги ОАО «РЖД» (ЦТ) сформированы программы мероприятий для предотвращения нарушений безопасности движения. Они предусматривают воздействие на все основные процессы, связанные с безопасностью. Для совершенствования процессов подготовки персонала сформированы «Меры по недопущению ошибок персонала» от 24.05.2021 № 200, а также «План вебинаров» от 25.02.2021 № 62. Кроме того, для улучшения условий труда и совершенствования профилактической работы с локомотивными бригадами разработаны «Меры по улучшению условий труда и отдыха локомотивных бригад» от 6.04.2021 № 27 и «Мероприятия Года машиниста-инструктора» от 4.02.2021 № 21р.

В дополнение к указанным мероприятиям были также сформированы три ключевые (сквозные для всех процессов) программы: «Дорожная карта по обеспечению функциональной безопасности» от 8.02.2021 № 142; «Дорожная карта по развитию культуры безопасности в локомотивном комплексе» от 5.10.2021 № 229р; «План развития Системы менеджмента безопасности движения» (СМБД) от 21.09.2021 № 331.

Подробнее о внедренных программах повышения безопасности движения в Дирекции тяги и планах на текущий год рассказано в данной статье.

 

Делать все правильно, когда никто не видит — это и есть культура безопасности. Парнюк С.М.

В Дирекции тяги ОАО «РЖД» (ЦТ) уделяется большое внимание развитию производственной культуры и культуры безопасности. Для получения информации об эффективности принимаемых решений через оценку уровня проявления признаков и зрелости культуры безопасности в ЦТ проводится ежегодная оценка, в рамках которой разрабатываются вопросы, представленные в Google-форме. Оценка позволяет создать оперативную обратную связь с максимальным охватом работников подразделений. О некоторые результатах проведенных опросов рассказано в данной статье.

 

«СТМ-Сервис» развивает компетенции в ремонте и обслуживании локомотивов. Зыкин А.В., Маханов А.С.

Прошедший 2021 г. стал юбилейным для ООО «СТМ-Сервис»: на протяжении 10 лет компания занимает ведущие позиции в сфере ремонта и обслуживания локомотивов на территории Российской Федерации. На сегодняшний день парк локомотивов, который обслуживает компания, состоит, в основном, из электровозов и тепловозов ОАО «РЖД» и насчитывает 8050 секций. В статье рассказано об основных итогах работы ООО «СТМ-Сервис» за 2021 г. и об основных векторах развития на 2022 г.

 

Электрическая схема электровоза типа ЭС5К «Ермак». Гужва С.А.

Продолжение статьи (начало см. № 1, 2022 г.). В этом номере журнала приводится описание работы схемы цепей управления данного электровоза (питание цепей управления, управления токоприемниками, главным выключателем, быстродействующими выключателями, управления вспомогательными машинами, тяговыми двигателями в режиме тяги и рекуперативного торможения), а также цепей защиты от боксования и юза, сигнализации о состоянии оборудования.

 

Рельсовый автобус РА3 «Орлан»: силовая установка. Закутный Д.О.

В статье подробно рассмотрено устройство силовой установки рельсового автобуса Мытищинского машиностроительного завода РА3 «Орлан» — дизеля MTU 6H 1800 R83 и его систем, а также гидропередачи.

 

Особенности силового кузовного оборудования электровозов 2ЭС7. Лимонов Д.Э., Залевский А.Н., Жухин Н.О.

В статье кратко рассмотрены особенности конструкции кузовного силового оборудования грузового электровоза 2ЭС7 производства ООО «Уральские локомотивы» (тяговый трансформатор, тяговый преобразователь, блок трансформаторов, шкаф высоковольтной аппаратуры).

 

Методы оценки локомотивов в эксплуатации. Корабельников Н.И., Войцик А.А., Корнеев Н.М.

Еще на стадии проектирования вновь выпускаемого подвижного состава как непосредственно к локомотиву, так и к его отдельно взятым узлам предъявляются повышенные требования показателей надежности со стороны заказчика с целью обеспечения безопасности и высокой эффективности перевозочного процесса на всех этапах жизненного цикла. В данной статье особое внимание уделяется методам и основным этапам оценки технического состояния локомотивов в эксплуатации как для вновь выпускаемых серий локомотивов, так и локомотивов, которые уже находятся в эксплуатации или требуют модернизации.

 

Утечки сжатого воздуха из тормозной системы грузового поезда. Галай Э.И., Штанюк П.Г., Галай Е.Э., Рудов П.К.

Плотность тормозной магистрали является одной из количественных характеристик состояния тормозной системы, которая во многом определяет управляемость тормозами и эффективность их действия. Технически довольно сложно обеспечить абсолютную герметичность тормозных устройств. Утечки сжатого воздуха через неплотности в соединениях трубопроводов и тормозных приборов неизбежны, особенно при меняющихся погодных условиях в процессе движения поездов. Поэтому задача заключается в том, чтобы поддерживать их в пределах допустимых норм. В статье рассказано о практических методах определения величины утечек тормозной магистрали грузовых поездов.

 

Устройство и работа воздухораспределителя пассажирского типа № 242. Мартынов А.В.

Для повышения качества подготовки при изучении предмета «Автотормоза» машинистами и помощниками машиниста локомотивов и моторвагонного подвижного состава в Красноярском учебном центре профессиональных квалификаций было разработано учебное иллюстрированное пособие по устройству, принципу работы и эксплуатации воздухораспределителя пассажирского типа № 242. В пособии описываются устройство всех частей воздухораспределителя, поэтапный принцип его работы на разных режимах, особенности эксплуатации. Использование цветных красочных иллюстраций делает процесс изучения более простым. В статье приведен журнальный вариант данного пособия. В первой части статьи описаны конструктивные особенности воздухораспределителя № 242, режимы включения прибора на различном подвижном составе при разных условиях эксплуатации, работа воздухораспределителя в исходном положении и при его работе при повышении давления в тормозной магистрали.

 

Паровозы серии С: история создания и опыт эксплуатации. Ильин Ю.Л.

Продолжение статьи (начало см. № 1, 2022 г.).Во второй части статьи рассказано о производстве и эксплуатации паровозов С в дореволюционный период, паровозах Варшаво-Венской железной дороги, эксплуатация паровозов серии С между мировыми войнами.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото рельсового автобуса РА3 «Орлан» Мытищинского машиностроительного завода