ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 2, 2020 г.


«Цифровое депо» — инновационное решение для системы содержания парка локомотивов. Валинский О.С., Лубягов А.М., Маврин А.Н., Семенов А.П., Казарин Д.В.

В начале 2019 г. локомотивное депо Вихоревка Восточно-Сибирской дирекции тяги (сервисное локомотивное депо Братское ООО «ЛокоТех-Сервис») было выбрано для пилотного освоения «цифрового» подхода к обслуживанию и ремонту локомотивов в рамках проекта «Цифровое депо». Ключевой предпосылкой к проекту «Цифровое депо» стала давно назревшая необходимость повышения объективности информации о состоянии парка локомотивов на всех уровнях управления процессами обслуживания и ремонта, обеспечения технологической поддержки персонала при принятии ответственных решений, а также автоматизации подготовительных, восстановительных и сборочно-разборочных операций. В статье рассказано об элементах «Цифрового депо», технологии ремонта в нем и о перспективах расширения пилотного проекта «Цифровое депо».


Формирование информационных потоков деповских ремонтов локомотивов при реализации проекта «Цифровое депо Вихоревка». Куренков А.С.

В конце 2019 г. в локомотивном депо Вихоревка Восточно-Сибирской дороги в рамках выездного заседания секции «Локомотивное хозяйство» Научно-технического совета ОАО «РЖД» состоялась презентация элементов системы «Цифровое депо» («универсальной ремонтной позиции»). На данный момент в депо внедрено более 30 различных цифровых и технологических решений, объединенных в одну интеллектуальную систему. Целью проекта является создание автоматической системы контроля выполнения требований нормативной и технической документации, в том числе базовых технологических процессов, при проведении работ по обслуживанию и ремонту локомотивов. Результатом реализации проекта станет повышение эффективности и качества ремонта. Автоматизация процессов позволит минимизировать влияние человеческого фактора на качество ремонта, а современные цифровые и технологические решения сократят время нахождения локомотивов в депо.

Система «Цифровое депо» предполагает объединение информационных потоков, получаемых из эксплуатации, ремонта, а также от поставщиков локомотивов и оборудования с использованием технологии работы с «большими данными». Одним из элементов схемы информационных потоков является разработанная специалистами Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) автоматизированная система «Электронный паспорт локомотива». Электронный паспорт обладает всеми преимуществами автоматизированных систем учета и контроля.

В «Цифровом депо» на каждом этапе ремонта будет реализована возможность фиксации в цифровом пространстве информации о выполняемой операции с передачей измеряемых/контролируемых параметров в электронный паспорт и обеспечения функции запрета для исключения требуемых этапов ремонта каждого оборудования. Полноценная реализация проекта «Цифровое депо» позволит в перспективе сократить количество отказов и неплановых ремонтов подвижного состава.


Система АВ-РТ: курс на беспилотные технологии. Худорожко М.В., Елисеев И.А., Муров С.А., Стельмашенко А.В., Ланцов А.П.

Для вождения соединенных поездов до 2018 г. использовалась система ИСАВП-РТ. В 2018 г. были проведены приемочные испытания новой системы АВ-РТ, предназначенной для автоведения электровозов серий 2ЭС6, 2ЭС10. Система АВ-РТ разработки АО «ВНИИЖТ» предназначена для автоматизированного вождения грузовых поездов повышенной массы и длины с блоком хвостового вагона и соединенных поездов с объединенной тормозной магистралью.

Заложенные в систему АВ-РТ технические решения позволили обеспечить устойчивую работу по каналам радиосвязи, повысить точность синхронизации работы локомотивов. Система АВ-РТ обладает функцией регулирования тяги в зависимости от напряжения в контактной сети и в случае его снижения соразмерно снижает тягу локомотивов в соединенном поезде для предотвращения срабатывания устройств защиты.

Применение системы АВ-РТ позволит повысить безопасность движения и энергоэффективность тяги при вождении соединенных поездов, обеспечить выполнение графика движения при минимизации расхода электроэнергии и исключении недопустимых продольно-динамических реакций в составе поезда. В статье рассказано о взаимодействии системы АВ-РТ, режимах управления, распределении силы тяги между ведущим и ведомым электровозами, обеспечении автоматизированного управления тормозной системой и др.


Промышленные локомотивы: тенденции и требования рынка. Молчанов А.В.

«Промышленные локомотивы: тенденции и требования рынка» — под таким названием в конце минувшего года прошел Круглый стол в пресс-центре Издательского дома «Гудок». На мероприятии были рассмотрены актуальные вопросы в области эксплуатации и обслуживания промышленных тепловозов, ключевые направления производства новой техники и способы снижения стоимости ее жизненного цикла. Также были обсуждены необходимые изменения нормативно-правовой базы и возможные пути стимулирования обновления парка тягового подвижного состава, цифровизации как фактора повышения производительности и безопасности маневровых работ, а также возможные источники инвестиций для промышленного железнодорожного транспорта.

Участники Круглого стола постановили, что развитие локомотивного комплекса возможно только при объединении ресурсов производителей тягового подвижного состава и сервисных компаний с применением современных технологий, интеллектуального управления и других перспективных разработок, а также прямого диалога владельцев промышленных локомотивов, ОАО «РЖД» и представителей государственных органов власти.


Этапы развития электропоездов «Ласточка». Емельянов Д.В., Кобылянский В.В., Васильев И.П.

Для обеспечения пригородных и межрегиональных пассажирских перевозов ОАО «РЖД» закупает различные типы скоростного моторвагонного подвижного состава как отечественного, так и зарубежного производства. В их числе современные электропоезда «Ласточка» производства «Siemens» и ООО «Уральские локомотивы». В статье приводятся этапы развития этих электропоездов.

Так, вначале специалисты ОАО «РЖД» при решении задачи обеспечения перевозок во время Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. проанализировали зарубежный опыт эксплуатации моторвагонного подвижного состава серии Desiro в различных географических условиях. Был сделан выбор в пользу этих электропоездов и в декабре 2009 г. был подписан контракт на поставку 22 таких электропоездов, которые для РФ назвали «Ласточка». В сентябре 2010 г. было заказано еще 16 электропоездов. В сентябре 2014 г. руководители ОАО «РЖД» и ООО «Уральские локомотивы» (совместное предприятие АО «Группа Синара» и «Siemtns») договорились о поставке 1200 вагонов (240 электропоездов «Ласточка»). С тех пор выпускаются электропоезда «Ласточка» ЭС1, ЭС2Г, ЭС2ГП «Премиум» и ЭС1П, о чем подробно рассказывается в статье.


Сохранить и улучшить социальные гарантии работников отрасли! Никифоров Н.А.

В декабре 2019 г. состоялось итоговое заседание правления ОАО «РЖД». На нем выступил председатель Роспрофжел Н.А. Никифоров с докладом по подведению итогов работы Компании в 2019 г. В статье опубликованы основные положения этого выступления. В частности, было рассказано о выполнении задач социальной направленности, реализации Отраслевого соглашения и Коллективного договора, об индексации заработной платы, о росте производительности труда.

В настоящее время в Компании реализуются мероприятия в рамках концепции «нулевого травматизма». Также отмечено, что все рабочие места с устранимыми вредными факторами приведены к санитарно-гигиеническим нормам, проводится целевая работа по улучшению условий труда в кабинах локомотивов. В 2019 г. в Компании приняты новые решения по ряду социальных вопросов: определена новая модель горячего питания; разрабатывается концепция здорового образа жизни. В заключение своего доклада Н.А. Никифоров пожелал выполнения всех производственных показателей, а работникам — достойной заработной платы и безопасных условий труда.


Заслуженные награды.

За добросовестный труд на железнодорожном транспорте, высокий профессионализм и проявленную инициативу в работе награждена ведомственными знаками отличия большая группа работников региональных дирекций тяги и скоростного сообщения. Приводится список нагржденных.


Символ цифровой трансформации.

В конце минувшего года Правительство Российской Федерации присудило премию РФ 2019 г. в области науки и техники коллективу ученых АО «НИИАС». Столь высокой награды представители отраслевой науки были удостоены за создание и внедрение автоматизированного комплекса управления движением поездов с интеллектуальной системой интервального регулирования на основе бессветофорной технологии с подвижными блок-участками. Подобное новшество применяют на Московском центральном кольце. Выполненная работа позволила реализовать импортозамещение, поскольку новая система основана на российских цифровых технологиях с применением отечественных микропроцессорных систем и полностью российского технологического программного обеспечения, соответствующего высшему уровню полноты безопасности по европейским нормам.


Основы формирования анализа нарушений в работе устройств безопасности в локомотивном эксплуатационном депо. Волков А.М., Дутов М.Ю., Логунов А.В.

В ходе технических аудитов в региональных дирекциях тяги и дирекциях по ремонту тягового подвижного состава зачастую выявляется неэффективность сформированных в линейных подразделениях мероприятий, направленных на снижение количества нарушений в работе локомотивных устройств безопасности. Для решения данной проблемы в конце 2018 г. специалистами ПКБ ЦТ и Дирекции тяги разработаны требования к анализу работы локомотивных устройств безопасности в эксплуатационном локомотивном депо, сформированные на основе ежемесячного мониторинга данных устройств, проводимого ПКБ ЦТ.

Система анализа работы устройств безопасности ориентирована, прежде всего, на достижение заданного уровня безопасности движения. Она является одним из важнейших инструментов системы управления качеством ремонта и эксплуатации устройств безопасности, нацелена на раннее выявление различных сбоев и упущений в производственной и эксплуатационной деятельности.


Электрические схемы электровозов серии ВЛ10. Савичев Н.В.

Продолжение статьи (начало см. в 1, 2020 г.), где так же, как и в предыдущей, приводится назначение электрических аппаратов электровозов ВЛ10 и ВЛ10У.


Обнаружение и устранение неисправностей на тепловозах 2ТЭ116У.

Магистральные грузовые тепловозы Луганского завода 2ТЭ116У работают в грузовом движении на ряде участков железных дорог. За время их эксплуатации накоплен большой опыт обнаружения и устранения неисправностей оборудования. В сервисном ремонтном локомотивном депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Витебский было разработано иллюстрированное руководство для локомотивных бригад по устранению неисправностей на тепловозах серии 2ТЭ116У(УМ). В этом номере опубликован журнальный вариант данного руководства.


Конструктивные особенности электрических аппаратов электровозов серии ВЛ11. Ермишкин И.А.

В статье рассказано о конструктивных особенностях электрических аппаратов электровозов ВЛ11. При контакторно-реостатной системе регулирования напряжения на электроподвижном составе все переключения в силовой цепи тяговых двигателей выполняют электропневматические контакторы типа ПК. С их помощью выводят также секции пускового резистора. В статье описаны основные узлы контакторов ПК без системы дугогашения и с лабиринтно-щелевой камерой, приведены схемы исполнения пневматических приводов ПК, даны схемы электропневматических вентилей ЭВ-08 и ЭВ-58, а также тормозного переключателя кулачкового типа.


Схема пневматического оборудования электровоза ВЛ85. Воронин В.В.

В статье дается описание следующих режимов: зарядка пневматической схемы; работа пневматической схемы при торможении краном машиниста; работа схемы при отпуске краном машиниста; работа схемы при торможении и отпуске краном вспомогательного тормоза; взаимодействие электрического и пневматического тормозов; работа схемы при разрыве секций; работа автоматического тормоза в режиме движения в недействующем состоянии; синхронизация работы кранов машиниста; описание вспомогательных цепей.


Знакомьтесь: маневрово-вывозной тепловоз ТЭМ14М. Старостин С.С., Калугин С.П.

В статье речь идет о новом маневрово-вывозном тепловозе ТЭМ14М — это двухдизельный односекционный восьмиосный локомотив с нагрузкой от колесной пары на рельсы 23 тс. Локомотив имеет одну кабину, приспособленную для управления в одно лицо, электрическую передачу переменно-постоянного тока, индивидуальный привод колесных пар. В статье приведен компоновочный чертеж расположения оборудования тепловоза.

Локомотив оборудован автоматической локомотивной сигнализацией, комплексом средств сбора и регистрации данных, телемеханической системой контроля бодрствования машиниста, средствами обогрева и вентиляции кабины машиниста, пожаротушения, сигнальными и осветительными устройствами, радиостанцией. Обеспечивается возможность работы тепловоза по системе двух, трех и четырех секций в составе одной тяговой единицы с полным контролем всех секций с одного пульта кабины передней или задней секции. На 3 и 4-й с. обложки опубликованы фото основного оборудования и узлов тепловоза.


Вождение соединенных поездов на Октябрьской дороге. Попов В.А., Исаев А.В.

В начале 1970-х годов состояние инфраструктуры Октябрьской дороги не позволяло обеспечить значительно возросшую потребность в перевозке пассажиров и грузов. Самым простым вариантом решения этой проблемы было увеличение длины и массы грузовых поездов. Для этого требовались более мощные локомотивы или постановка двух и более локомотивов в голове поезда. Однако вождение поездов повышенной массы и длины в случае постановки локомотивов в голове поезда выявило ряд серьезных недостатков как в управлении тормозами, так и в режиме ведения. Для устранения этих недостатков было принято решение о постановке второго локомотива в хвосте поезда, потом приняли решение размещать второй локомотив в середине состава.

Первый поезд был проведен летом 1971 г. на Ленинград-Витебском отделении Октябрьской дороги. Этот опыт доказал возможность вождения таких поездов. Однако выявились и крупные недостатки соединенных поездов. Об этом, а также о дальнейшем развитии вождения сдвоенных поездов, о работе машинистов идет речь в статье.


Высокий потенциал творчества.

В рубрике «Наши юбиляры» опубликовано поздравление коллег и друзей к 70-летию со дня рождения Леонида Марковича Бондаренко. В материале показан жизненный путь замечательного специалиста, рассказано о его творческой деятельности. Он многие годы проработал во Всесоюзном научно-исследовательском тепловозном институте (г. Коломна), был главным конструктором ФГУП ВНИКТИ, потом работал главным конструктором в НПП «Полет» (г. Обнинск, Калужская обл.), заместителем технического директора ЗАО «МЫС» (Калужская обл.). Многолетний добросовестный труд Леонида Марковича и его вклад в развитие железнодорожной отрасли отмечены многими наградами.


На 1-й с. обложки опубликовано фото нового маневрово-вывозного тепловоза ТЭМ14М производства АО «Людиновский тепловозостроительный завод».