ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 2, 2019 г.


Рост благополучия железнодорожников — задача нового Коллективного договора. Никифоров Н.А.

В декабре 2018 г. состоялось итоговое заседание правления ОАО «РЖД». На нем были подведены итоги работы Компании в 2018 г. В статье представлены основные положения доклада председателя Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Н.А. Никифорова. В частности, было сказано, что в 2018 г. сделано многое по различным социальным вопросам, в том числе не находивших решения многие годы. Показана индексация заработной платы, рассказано о совершенствовании системы мотивации труда, росте производительности труда.

Докладчик отметил, что 2018 г. был объявлен Роспрофжелом как «Год улучшений условий труда и производственного быта». Сейчас реализуется «Перспективная программа по улучшению условий и охраны труда на 2019 — 2020 годы». Достигнуты улучшения по условиям труда работников локомотивных бригад в кабинах локомотивов, установлен запрет выдачи локомотивов в эксплуатацию с неисправными системами жизнеобеспечения. Особое внимание докладчик уделил состоянию охраны труда, развитию массовой физической культуры и спорта. В заключение своего выступления председатель Роспрофжела заявил о необходимости принять в 2019 г. новый Коллективный договор на 2020 — 2022 гг.


Новаторские подходы. Чикиркин О.В.

В статье речь идет об эффективности проектов бережливого производства в Дирекции тяги ОАО «РЖД» в 2018 г. и задачах на 2019 г. Приведены результаты работы Дирекции тяги по бережливому производству в 2018 г. Основной экономический эффект при реализации проектов Дирекция тяги получает благодаря сокращению расхода топливно-энергетических ресурсов, снижению подготовительно-заключительного и накладного времени локомотивных бригад, оптимизации использования бюджета времени локомотивов. В Дирекции тяги организована работа, направленная на мотивацию работников на выявление и сокращение потерь в производственном процессе путем реализации проектов бережливого производства. В статье приведены конкретные примеры эффективных проектов.


Отраслевая наука прокладывает пути инновационного развития. Карянин В.И.

На VI Международной научно-технической конференции «Локомотивы. Электрический транспорт. XXI век», состоявшейся в Петербургском государственном университете путей сообщения (ПГУПС), ученые и специалисты обсудили пути дальнейшего совершенствования техники и технологий в железнодорожной отрасли. Открывая пленарное заседание очередной встречи ученых и специалистов в области производства, ремонта и эксплуатации тягового подвижного состава, первый проректор — проректор по научной работе ПГУПС д-р техн. наук Т.С. Титова подчеркнула, что конференция предоставляет отличную возможность для компетентного обсуждения направлений дальнейшего развития техники и технологий в железнодорожной отрасли. Всего на секционных заседаниях было сделано более 80 докладов, среди авторов которых отмечено широкое представительство производителей оборудования для тягового подвижного состава, в том числе зарубежных. В конференции принимали также участие аспиранты и студенты.


Оптимизация тяговых ресурсов с учетом предиктивной аналитики технического состояния парка локомотивов. Обухов А.Д., Мельников В.А.

В статье рассмотрены современные проблемы эксплуатации тягового подвижного состава на полигонах железных дорог. Определены основные «барьерные» места. В качестве инновационного инструмента решения задачи совершенствования процессов эксплуатации локомотивного парка предложены оптимизационная модель формирования плана постановки локомотивов на техническое обслуживание и ремонт на участке железной дороги и модели предиктивного анализа технического состояния узлов и агрегатов ТПС. Рассмотрены критерии и эффекты применения данных моделей для решения эксплуатационных задач на железнодорожном транспорте.


Как повысить надежность локомотивов новых серий в эксплуатации.

Парк тягового подвижного состава ОАО «РЖД» насчитывает более 6 тыс. локомотивов новых серий производства АО «Трансмашхолдинг» и предприятий АО «Группа Синара». В статье говорится о существующей в настоящее время системе оценки надежности локомотивов новых серий, приводятся основные показатели надежности. Анализ надежности локомотивов новых серий в эксплуатации за 2018 г., проводимый ПКБ ЦТ, показывает, что ухудшение показателей безотказности и готовности происходит после прекращения гарантийных обязательств заводов-изготовителей тягового подвижного состава указанных компаний. В статье перечислены мероприятия, направленные на повышение надежности локомотивов новых серий, проводимые специалистами ОАО «РЖД», заводов-изготовителей подвижного состава, его комплектующего оборудования и сервисных организаций.


Цепи вспомогательных машин электровозов постоянного тока. Ермишкин И.А.

Окончание статьи (начало в 1, 2019 г.). В этом номере речь идет об электровозах ЭП2К. В частности, описана работа схем блоков ПСН-100, силовых цепей вспомогательных машин, питания блоков электровозов ЭП2К до модернизации и после модернизации, дана схема расположения оборудования в блоке БСА4 до модернизации и после.


Системы дизеля тепловоза типа ТЭ10МК. Цывкунов Г.И.

Окончание статьи (начало в 1, 2019 г.). В этом номере рассмотрена водяная система. Приведена схема водяной системы тепловоза типа ТЭ10МК с дизелем типа Д49, расположение ее оборудования. Рассказано об изменениях в системе при замене штатного дизеля 10Д100 на дизель-генератор 1А-9ДГ.


Новые технологии для новых локомотивов. Курилкин Д.Н., Грачев В.В., Базилевский Ф.Ю., Грищенко А.В., Панченко М.Н.

В настоящее время на большей части сети железных дорог получает широкое распространение тяговый подвижной состав новых серий. Эти локомотивы поступают в эксплуатационные локомотивные депо и принимаются на обслуживание сервисными локомотивными депо и производственными участками по ремонту ТПС. В публикуемой статье рассматриваются обучающие и контролирующие программные комплексы для диагностики, отладки и послеремонтных испытаний оборудования локомотивов, а также подготовки и повышения квалификации специалистов локомотивного хозяйства для работы с новыми сериями ТПС.


Безопасное управление тормозами. Ткаченко С.Е.

Автор статьи, основываясь на опыте, накопленном на Белорусской дороге, дает рекомендации по управлению автотормозами, которые активно используются на дороге и выполняются в рамках действующих Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами. Так, приведены рекомендации для случаев, когда при эксплуатации пассажирских поездов с применением электропневматических тормозов пропадает цепь ЭПТ. Из опыта вождения грузовых поездов, анализа случаев обрыва автосцепок также изложены рекомендации для локомотивных бригад.


Обнаружение и устранение неисправностей на тепловозе ТЭП70БС.

Материал подготовлен на основе рекомендаций локомотивным бригадам по обнаружению и устранению неисправностей на локомотивах в пути следования, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 31.03.2010 671р. В статье рассмотрены ситуации, когда нет автоматического запуска дизеля, на дисплейном модуле появляются аварийные сообщения перед пуском дизеля, произошла внезапная остановка дизеля, неисправности в работе дизеля, отсутствует зарядка аккумуляторной батареи, тепловоз не нагружается, неисправности системы МСУ-Т.


Силовые цепи электровозов 2ЭС6 «Синара».

В статье дано описание работы силовых схем электровоза 2ЭС6 «Синара» с учетом внесенных в них изменений. Приведены следующие таблицы: порядок включения линейных контакторов; последовательность включения реостатных контакторов с 1-й по 23-ю позицию на последовательном соединении двигателей; последовательность включения реостатных контакторов с 24-й по 44-ю позицию на последовательно-параллельном соединении двигателей; последовательность включения реостатных контакторов с 45-й по 65-ю позицию на параллельном соединении двигателей; последовательность включения реостатных контакторов на параллельном соединении в режиме электродинамического торможения. Также в статье описаны: режим тяги, последовательное соединение тяговых двигателей, последовательно-параллельное и параллельное соединение двигателей, работа схемы при сбросе позиций и смене соединений двигателей.


Схемы пневматического оборудования электровозов серии ЭС5К «Ермак». Воронин В.В.

Окончание статьи (начало в 1, 2019 г.). В этом номере описаны вспомогательные пневматические цепи, особенности пневматической схемы электровоза 4ЭС5К. Даны схемы пневматического оборудования электровоза 4ЭС5К, головной и бустерной секций.


Применение IGBT-транзисторов повысит надежность работы отечественного моторвагонного подвижного состава. Иванов В.С., Устинов Р.И., Мельниченко О.В., Линьков А.О.

В статье представлен один из лучших проектов, получивший признание на Всероссийском молодежном конкурсе «Новое звено — 2018». Авторами предлагается заменить на моторвагонном подвижном составе полууправляемую тиристорную базу выпрямительно-инверторных преобразователей (ВИП) и выпрямительной установки возбуждения (ВУВ) на современную, полностью управляемую — транзисторную. Такое решение можно применять не только на вновь выпускаемых электропоездах, но и проводить модернизацию существующих. Коллектив авторов убежден, что скорейшая реализация данного проекта позволит Компании не только выйти на новый уровень эксплуатационной надежности работы отечественного моторвагонного подвижного состава, но и получить существенный экономический эффект. По предварительным расчетам, он может составить около 1 млрд руб. в год на весь парк МПВС переменного тока.


Новости стальных магистралей.

Краткий обзор нового подвижного состава зарубежных железных дорог, основных особенностей его конструкции.


На 1-й с. обложки опубликовано фото нового грузового электровоза переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС5С.