ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 1, 2024 г.

 

Резолюция IV Железнодорожного съезда

В Москве в конце 2023 г. прошел IV Железнодорожный съезд. Участие в мероприятии приняло около 2 тыс. работников ОАО «РЖД», представители органов власти, бизнеса, профсоюзов и ветеранских организаций. На слете были обсуждены важнейшие вопросы развития железных дорог, стратегические направления модернизации и развития железнодорожной инфраструктуры, меры повышения эффективности и качества железнодорожных перевозок, внедрения инновационных технологий, расширения спектра услуг, усиления кадрового потенциала. С докладами на Съезде выступили Президент Российской Федерации В.В. Путин, генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» О.В. Белозёров и другие официальные лица. Съезд констатировал безусловную необходимость реализации важнейших железнодорожных проектов, связанных с выполнением решений Президента и Правительства Российской Федерации, поддержку действиям руководства страны по обеспечению единства и территориальной целостности Российской Федерации, в том числе проведению специальной военной операции. В статье опубликована резолюция IV Съезда.

 

Конструируем будущее. Попов Ю.И.

В январе 2024 г. Проектно-конструкторскому бюро локомотивного хозяйства — филиалу ОАО «РЖД» (ПКБ ЦТ) исполнилось 75 лет со дня основания. Предприятие было создано в послевоенные годы, когда в стране эксплуатировалось множество паровозов и другого подвижного состава, в том числе зарубежного. Всё это конструктивное разнообразие необходимо было обслуживать и ремонтировать. Для решения столь объемной задачи было создано ПКБ ЦТ.

Сегодня ПКБ ЦТ участвует в формировании будущего локомотивостроения совместно с Дирекцией тяги и заводами-производителями тягового подвижного состава. На счету ПКБ ЦТ разработка проектов модернизации, а также конструкторской и технологической документации для обслуживания и ремонта тягового подвижного состава, выпускаемого как ранее в СССР, так и в России. В статье рассказано об основных вехах развития предприятия.

 

Антигололедная обработка подвижного состава. Балбегин Н.Б.

С развитием скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения становится актуальной обеспечение подвижного состава эффективной системой антиобледенения. Увеличение скоростей пассажирских поездов активизирует процесс наращивания льда, который при откалывании попадает на железнодорожное полотно и вызывает при движении поезда различные повреждения подвагонного оборудования. Это, в свою очередь, приводит к увеличению трудозатрат на очистку пассажирских вагонов от снега и наледи перед постановкой его на ремонтные позиции. На железнодорожном транспорте впервые был применен в 2004 г. «авиационный» метод борьбы с наледью скандинавскими компаниями. В статье рассказано о технических решениях по применению антигололедных покрытий на подвижном составе.

 

Новые технологии обучения локомотивных бригад скоростного сообщения. Тищенко К.А., Рыстина Е.А.

В Дирекции скоростного сообщения — филиале ОАО «РЖД» реализованы различные формы и виды технического обучения локомотивных бригад. География Южной дирекции скоростного сообщения обладает рядом особенностей, в связи с чем было принято решение проводить практические занятия с выездом машиниста-инструктора по обучению на каждый пункт оборота. Данное решение позволило повысить качество проведения практических занятий, обеспечить удобство для их посещения, а работникам локомотивных бригад — чувствовать к себе внимание. Также в данной дирекции было внедрено немало других новшеств в организации проведения технического обучения специалистов. В статье рассказано о новых подходах к технической учебе в Южной дирекции скоростного сообщения.

 

Особенности применения серийных транспортных дизельных двигателей в составе силовых установок современных локомотивов. Плешаков А.А., Уколов И.А., Луговой А.С.

Повышение энергетической эффективности тепловозов с дизельными двигателями может быть достигнуто благодаря снижению удельного расхода топлива и увеличению производительности локомотива. Применение в составе новых локомотивов силовых установок с более низким уровнем эмиссии загрязняющих веществ в перспективе приведет к снижению вредного воздействия транспортной системы на окружающую среду. Благодаря применению серийных транспортных дизельных двигателей различной мощности можно снизить стоимость жизненного цикла силовой установки локомотивов. При проектировании «универсальных локомотивов» должна оцениваться экономическая целесообразность применения того или иного технического решения. Кроме того, должен быть найден баланс между количеством и мощностью устанавливаемых дизельных двигателей для оптимизации положительного эффекта от их использования.

В статье приведен анализ опыта применения серийных промышленных дизельных двигателей в силовых установках локомотивов, рассказано об особенностях применения серийных транспортных дизельных двигателей на тепловозах.

 

Электрическая схема тепловоза 2ТЭ116У (цветная схема — на вкладке)

Грузовые магистральные тепловозы серии 2ТЭ116У выпускались Луганским тепловозостроительным заводом в 2007 — 2016 гг. Также в 2013 — 2015 гг. заводом была выпущена небольшая партия тепловозов серии 3ТЭ116У. Ранее в журналах «Локомотив» (№ 6, 7, 2009 г. и 3, 4, 2017 г.) были опубликованы цветные электрические схемы данных локомотивов с описанием их работы. За прошедшие годы обновился контингент локомотивных бригад, работающих на тепловозах этих серий. В номере журнала опубликована на вкладке цветная электрическая схема тепловоза 2ТЭ116У.

 

Безопасный локомотивный объединенный комплекс электровозов 2ЭС6, 2ЭС10. Осинцев И.А.

Безопасный локомотивный объединенный комплекс (БЛОК) предназначен для обеспечения безопасности движения всех типов локомотивов и моторвагонного подвижного состава, эксплуатируемого на сети железных дорог ОАО «РЖД». БЛОК выполняет функции КЛУБ-У, САУТ-ЦМ/485 и ТСКБМ в поездном и маневровом режимах на участках железных дорог с автономной и электрической тягой постоянного и переменного тока, оборудованных путевыми устройствами АЛСН, АЛС-ЕН, устройствами точечного канала передачи информации, системами координатного регулирования движения поездов на базе цифрового радиоканала, устройствами полуавтоматической блокировки.

В первой части статьи приведено описание устройства и работы комплекса БЛОК электровозов 2ЭС6, 2ЭС10, а также режимов его работы.

 

Силовые цепи вспомогательных машин электровозов постоянного тока. Ермишкин И.А.

В статье систематизирована информация о силовых цепях вспомогательных машин электровозов постоянного тока серий ВЛ10, ВЛ11, ВЛ10К, ЧС7, позволяющая понять принцип работы схем на электроподвижном составе. Материал будет полезен студентам железнодорожных учебных заведений, а также молодым работникам локомотивных бригад.

 

Высококачественная локомотивная антенна СРС. Теслев А.Н.

Станционная радиосвязь (СРС) предназначена для оперативного управления технологическими процессами на станции, т.е. для обмена информацией руководителей маневровой и горочной работ с машинистами маневровых, горочных и хозяйственных локомотивов, а также с другими работниками станций, связанными с маневровой работой и переработкой составов на станциях. Надежная бесперебойная связь с последними играет весьма важную роль в перевозочном процессе и обеспечении безопасности движения. В настоящее время в локомотивных высокочастотных устройствах СРС применяются малогабаритные антенны АЛ1 и АЛ2, у которых имеется общий недостаток: из-за односторонней направленности занижено качество радиосвязи между локомотивами и локомотивами с дежурным по станции.

Для улучшения качества радиосвязи в дальних зонах СРС предлагается вертикальный сектор антенны, интенсивно излучающий поля под малыми углами к горизонту и снижающий сильно выраженное отражение сигнала и помех от местных предметов крышевого оборудования. В отличие от существующих двухэлементных антенн с одним активным элементом и вторым пассивным, возбуждаемым полем первого, у предлагаемого сектора антенны оба излучателя активны и возбуждаются одним и тем же напряжением. Подробнее об устройстве новой конструкции сектора антенны рассказано в статье.

 

Назначение и расположение электрооборудования тепловозов ТЭМ18ДМ, оборудованных системой ЭСУВТ и переключателем ПКЭП-8026 с электроприводом. Хлызов А.Г.

На маневровых тепловозах Брянского машиностроительного завода ТЭМ18ДМ последних выпусков, оборудованных электронной системой впрыска топлива (ЭСУВТ), помимо замены переключателей ППК-8023 с электропневматическим приводом на переключатели ПКЭП-8026 с электроприводом, установки систем БОСВ, САЗДТ и др., также были внесены изменения в электрическую схему. В журналах «Локомотив» № 7 — 10, 2023 г. было опубликовано описание работы электрической схемы тепловоза с учетом произошедших изменений. В данной статье приведен перечень электрического оборудования тепловоза с указанием его назначения и расположения на локомотиве. Данный материал будет полезен локомотивным бригадам и ремонтному персоналу, связанным с эксплуатацией и ремонтом тепловозов серии ТЭМ18ДМ.

 

Пароаккумуляторный локомотив нового поколения. Балабин В.Н., Сербулов А.Ю.

В статье рассмотрены проблемы создания экономичного и экологически чистого пароаккумуляторного локомотива для железнодорожного транспорта. Такие локомотивы целесообразно использовать на предприятиях, у которых имеются стационарная сеть и источник получения пара. Сравнительные расчеты показали, что пароаккумуляторный локомотив экономичней тепловоза ТГМ4 более, чем в 12 раз при условии использования на предприятии природного газа в качестве топлива для стационарных паровых котлов. В целом жизненный цикл в семь раз дешевле существующих тепловозов.

 

Учёный, педагог, наставник. Карянин В.И.

В январе 2024 г. исполнилось 65 лет доктору технических наук, профессору Андрею Сергеевичу Космодамианскому, заведующему кафедрой «Тяговый подвижной состав» Российской открытой академии транспорта Российского университета транспорта РУТ (МИИТ). В статье рассказано о вехах становления видного ученого в области тягового подвижного состава.

 

На 1-й с. обложки публикуется фото электровоза переменного тока 3ЭС5К «Ермак» с новой маской кабины, обладающей повышенной пассивной защитой