ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 1, 2023 г.
Обзор применения солнечной энергетики на железнодорожном транспорте. Фролков А.В., Кобылянский В.В.
С каждым годом растет популярность применения фотоэлектрических модулей (солнечных батарей) в целях электроснабжения городской инфраструктуры, объектов транспорта, а также для бытового применения частными домовладениями. В настоящее время фотоэлектрические модули стали неотъемлемой частью городских агломераций, которые исключают воздействие на окружающую среду, а также позволяют экономить бюджет.
Данная статья посвящена обзору применения солнечной энергетики на подвижном составе. Рассказано о мировом опыте применения солнечных панелей на железнодорожном транспорте.
Перспективы развития тепловозной тяги в России. Вакуленко С.П., Прокофьев М.Н.
В 1960 — 1970-х годах на отечественных железных дорогах рассматривался вопрос дальнейшего повышения мощности тепловозов. С тех пор и по настоящее время на железнодорожном транспорте в сфере автономной тяги прослеживается тенденция длительного, поэтапного внедрения новых локомотивов и технических решений. В статье кратко рассказано об основных направлениях развития тепловозов в нашей стране.
Электрическая схема электровоза типа ЭС5К «Ермак» (цветная схема — на вкладке). Гужва С.А., Петров И.С.
Грузовые электровозы семейства «Ермак» выпускаются ООО «ПК “Новочеркасский электровозостроительный завод”» начиная с 2004 г. в двух-, трех- и четырехсекционном исполнениях. В статье приведено описание электрических цепей электровозов данного типа выпуска до 2019 г. (с потележечным регулированием силы тяги), а также цветная схема-вкладка электрических цепей. За основу был взят наиболее распространенный вариант схемы (электровозы 3ЭС5К № 269 — 682). В статье приведены сведения о внесенных изменениях в процессе выпуска электровозов. В первой части статьи дано описание силовых цепей.
Некоторые цепи управления тепловоза ЧМЭ3. Цывкунов Г.И.
Маневровые тепловозы серии ЧМЭ3 остаются еще распространенными на железных дорогах Российской Федерации и стран СНГ. При изучении электрической схемы данного тепловоза последовательность работы некоторых электрических цепей лучше осваивается на наглядных примерах. В Нижегородском подразделении Горьковского учебного центра профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» было разработано иллюстрированное учебное пособие по изучению электрической схемы данного тепловоза, предназначенное для локомотивных и ремонтных бригад.
В статье приведен журнальный вариант данного пособия. В первой части статьи приведены цепи дистанционного управления частотой вращения коленчатого вала дизеля, рассказано о конструкции концевого выключателя, механизме затяжки всережимной пружины регулятора.
Электрические машины и система вентиляции электровоза ЭП2К. Осинцев И.А.
В статье рассказано о конструкции электрических машин и системе вентиляции пассажирского электровоза постоянного тока ЭП2К. Описана конструкция тягового двигателя, мотор-вентилятора охлаждения пускотормозных резисторов, электродвигателя привода вентилятора обдува пускотормозных резисторов, системы централизованного воздухоснабжения электрических машин и аппаратов, системы микроклимата кабины машиниста.
Электропоезд ЭС2Г «Ласточка»: расположение оборудования (электрическое, электронное, вспомогательное). Лимонов Д.Э., Жухин Н.О., Обухов В.П.
В статье рассказано о расположении и назначении оборудования (электрического, электронного, вспомогательного) на вагонах электропоезда постоянного тока серии ЭС2Г «Ласточка» производства ООО «Уральские локомотивы». Рассказано о возможных вариантах формирования электропоездов.
Применение капиллярного контроля в условиях локомотивного хозяйства. Отока А.Г., Дременкова А.Л.
Капиллярная дефектоскопия является старейшим методом неразрушающего контроля и самым чувствительным методом неразрушающего контроля поверхностных дефектов. Метод контроля проникающими веществами (капиллярный) — это метод выявления поверхностных и сквозных несплошностей материала объекта контроля. Он основан на капиллярном проникновении в них индикаторной жидкости — пенетранта и регистрации образующихся индикаторных рисунков, полученных, как правило, в результате последующего полного или частичного извлечения жидкости на поверхность, оптико-визуальным способом или с помощью преобразователя.
В статье рассказано об опыте применения капиллярного метода дефектоскопии в локомотивном хозяйстве Белорусской железной дороги.
Волжская дорога жизни.
В статье, посвященной 80-летию разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, рассказано о построенной в годы Великой Отечественной войны всего за 6 месяцев рокадной железнодорожной линии протяженностью 978 км от станции Иловля до станции Свияжск (через Саратов, Сызрань, Ульяновск). Данная линия обеспечила эвакуацию населения и промышленного оборудования, а также победу в Сталинградской битве. Кратко о героических подвигах железнодорожников, принимавших участие в строительстве Волжской рокады, рассказано в данной статье.
Два ветерана электротяги. Вершинин С.Л.
Среди многочисленных экспонатов Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге заслуживает внимания головной прицепной вагон из состава трехвагонной электросекции постоянного тока СВ‑024. Составы этой серии стали первыми отечественными электросекциями, выпускавшимися серийно. Их производство в нашей стране было налажено на Мытищинском машиностроительном заводе в 1929 г. Первоначально в конструкции вагонов применялось электрическое оборудование, изготовленное английской фирмой «Виккерс». Позднее на них стало использоваться оборудование отечественного производства завода «Динамо».
В статье подробно рассказано о данном музейном экспонате, а также приводятся воспоминания ветерана, почетного железнодорожника Сергея Николаевича Лукашенко, которому довелось поработать на вагонах этого типа.
На 1-й с. обложки опубликовано фото грузового электровоза переменного тока 3ЭС5К «Ермак»