ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 1, 2022 г.

 

Новые технологии в тяговом подвижном составе. Микропроцессорная трансформация. Корабельников Н.И., Ерцев В.А., Корнеев Н.М.

Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года поставлена перед ОАО «РЖД» цель обеспечить потребный объем транспортных услуг для грузовладельцев и пассажиров. При этом обязательным условием является повышение эффективности, экологичности и безопасности перевозочного процесса. Одним из инструментов решения поставленных задач является внедрение инновационных разработок и современных технических предложений в области железнодорожного машиностроения, в том числе повсеместное применение микропроцессорной электроники.

В статье приведены примеры внедрения микропроцессорной техники на современном тяговом подвижном составе, а также в системах, позволяющих автоматизировать процессы обеспечения поездной работы.

 

Конкурс на предоставление грантов ОАО «РЖД» для молодых ученых.

В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 05.06.2018 № 1149р «О конкурсе на предоставление грантов ОАО “РЖД” для молодых ученых на проведение научных исследований, направленных на создание новой техники и технологий для применения на железнодорожном транспорте» проведен конкурс 2021 г. В статье опубликованы итоги данного конкурса, названы имена победителей, приведена краткая информация об их проектах.

Объявлен очередной конкурс на 2022 г. Публикуются его условия.

 

Приоритеты развития тренажерных технологий. Егжанова С.Е.

Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) является одним из основных разработчиков и поставщиков тренажерных комплексов для сети железных дорог. В настоящее время в ОАО «РЖД» функционирует более 450 тренажерных комплексов практически для всех эксплуатируемых серий локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

Ежегодно функциональный перечень продукции ПКБ ЦТ ОАО «РЖД», предлагаемой потребителю, расширяется. Специалистами бюро анализируются тренды развития Компании, мировой опыт и обратная связь от заказчиков. На основании получаемой информации и анализа ПКБ ЦТ прорабатывает варианты развития перспективных направлений. Об основных направлениях развития тренажерных комплексов рассказано в данной статье.

 

Наращивать экономическую эффективность проектов бережливого производства. Чикиркин О.В.

По итогам работы за 2021 г. благодаря реализации проектов бережливого производства в Дирекции тяги (ЦТ) ОАО «РЖД» достигнут подтвержденный экономический эффект в размере порядка 728 млн руб., что составляет 38 % от общего показателя достигнутой экономии по всем филиалам ОАО «РЖД». План по экономии затрат от реализации проектов бережливого производства на 2020 г. был выполнен на 148 %. По итогам 2021 г. было реализовано 186 проектов бережливого производства, направленных на снижение потерь и улучшение технологии производства работ типового сквозного процесса ЦТ по предоставлению тяговых ресурсов на заданный объем перевозок в части обеспечения локомотивами и локомотивными бригадами.

О результатах внедрения некоторых наиболее успешных проектов бережливого производства на предприятиях ЦТ рассказано в данной статье.

 

Определение усредненного значения параметров локомотивных приемных катушек АЛС локомотива. Захаров А.А., Логунов А.В., Дутов М.Ю.

Локомотивные приемные катушки применяются в системах автоматической локомотивной сигнализации (АЛС) для обеспечения индуктивной связи бортового приемника с электрическими рельсовыми цепями и предназначены для приема кодовых сигналов АЛС — ключевой информации, на основе которой устройствами безопасности формируются требования к скоростному режиму тягового подвижного состава.

Главными контролируемыми характеристиками, влияющими на функционирование катушек, являются индуктивность, внутреннее сопротивление катушки, добротность и электродвижущая сила, наводимая в катушке током, протекающим в рельсовой цепи. Соответствие всех фактических характеристик приемных катушек заданным значениям крайне важно на этапе производства и входного контроля при приемке.

За последние несколько лет доля сбоев кодов АЛС по причине несоответствия параметров индуктивности и добротности приемных катушек находится на уровне 30 % от всех сбоев кодов АЛС, допущенных из-за недостатков в содержании приемных катушек.

В статье рассказано о совершенствовании процедуры расследования причин сбоев кодов АЛС, что будет способствовать сокращению объема проверки путем исключения из первичных контролируемых параметров индуктивности и добротности катушек. Это позволит без потери качества обслуживания сократить трудовые затраты и износ оборудования благодаря снижению числа выполняемых операций и исключению повреждения оборудования при его регулярном монтаже-демонтаже.

 

Электрическая схема электровоза типа ЭС5К «Ермак» (цветная схема — на вкладке). Гужва С.А.

Начиная со второго полугодия 2019 г. Новочеркасским электровозостроительным заводом для ОАО «РЖД» поставляются грузовые электровозы переменного тока типа ЭС5К «Ермак» с поосным регулированием силы тяги в двух- (2ЭС5К), трех- (3ЭС5К) и четырехсекционном (4ЭС5К) исполнениях. Новые локомотивы обладают оптимальным распределением тяговых нагрузок между осями, что позволяет достичь максимального коэффициента тяги электровоза. Наличие эффективной системы противобоксовочной защиты позволяет реализовать максимальный коэффициент сцепления каждой оси и, соответственно, уменьшить износ бандажей колесных пар. Практически 100-процентное управление низковольтными цепями обеспечивает расширенную диагностику оборудования.

В этом номере журнала приводится описание работы силовых электрических цепей данного электровоза (цепи первичной и вторичных обмоток тягового трансформатора, тяговых двигателей в режиме тяги), а также вспомогательных цепей (цепи вспомогательных машин, обогревателей, холодильника и кондиционера, трансформаторов системы контроля замыканий на корпус, отключающего электромагнита главного выключателя, шкафа питания цепей управления, аппаратуры управления ВИУ).

 

Некоторые неисправности тепловозов ТЭМ7А, ТЭМ14.

Приведены рекомендации по обнаружению и устранению неисправностей маневрово-вывозных тепловозов Людиновского тепловозостроительного завода, возникающих в пути следования. Материал подготовлен на основе Распоряжения ОАО «РЖД» от 13.08.2014 № 1901р «О внесении дополнений в Распоряжение ОАО “РЖД” от 31.03.2010 № 671р».

 

Оборудование тягового подвижного состава системами жизнеобеспечения. Бубякина Е.И.

В Дирекции тяги ОАО «РЖД» большое внимание уделяется условиям труда на рабочих местах локомотивных бригад. В последние годы динамично обновляется локомотивный парк, который пополняется современными сериями локомотивов, оборудованными виброзащитными креслами и всеми необходимыми санитарно-бытовыми устройствами — кондиционерами, биотуалетами, СВЧ-печами, холодильниками. Одновременно с этим системно проводится работа по дооборудованию системами жизнеобеспечения уже эксплуатируемого подвижного состава. О проводимых работах по модернизации систем жизнеобеспечения старых серий подвижного состава и перспективах по внедрению данных систем на новых сериях локомотивов рассказано в данной статье.

 

Электровоз 2ЭС10 «Гранит»: тяговый привод и электрические машины. Осинцев И.А.

В статье приводится описание устройства тягового привода и электрических машин грузового электровоза постоянного тока 2ЭС10 «Гранит» производства ООО «Уральские локомотивы». Рассказано о конструктивных особенностях тягового привода и его редуктора, системе охлаждения и вентиляции электрических машин и аппаратов. Приводится описание конструкции тягового двигателя, двигателей привода вентилятора воздушного охлаждения тяговых двигателей и вентилятора охлаждения блока тормозных резисторов.

 

Магнитное усиление сцепления колес локомотива с рельсами при осевом намагничивании. Космодамианский А.С., Корчагин В.О., Воробьев В.И.

В статье рассмотрены конструкции магнитных усилителей сцепления колес локомотива с рельсами при хордовом, осевом и центральном намагничиваниях. Построены схемы замещения магнитных цепей трехосной и двухосной тележек локомотива, оборудованных индукторами. Выполнено сравнение, приведены основные конструкционные и эксплуатационные достоинства и недостатки каждого принципа расположения индуктора. Определены параметры магнитного поля, рассчитаны характеристики магнитных усилителей сцепления для насыщенного состояния области контакта колес локомотива с рельсами.

 

ТОЛ — новая система управления тормозами для локомотивов. Чуев С.Г., Тагиев П.М., Популовский С.А., Утенков С.А.

В нашей стране 20 лет назад на АО МТЗ была создана первая система управления тормозами для локомотивов с дистанционным микропроцессорным управлением — УКТОЛ (унифицированный комплекс тормозного оборудования локомотива). Система УКТОЛ получила широкое распространение на отечественных электровозах и тепловозах, а также на некоторых зарубежных локомотивах.

Несколько лет назад на МТЗ ТРАНСМАШ были начаты предпроектные работы по созданию еще более совершенной системы управления тормозами для локомотивов, которая получила аббревиатуру ТОЛ (тормозное оборудование для локомотива). Она должна была не только исключить все недостатки системы УКТОЛ, но и наделить ее серьезными преимуществами. О конструктивных особенностях системы ТОЛ и перспективах ее внедрения рассказано в данной статье.

 

Вождение поездов в одно лицо: история и современность. Субботин И.Г., Калугин С.П., Попов К.М.

В настоящее время с ростом уровня научно-технического прогресса, затрагивающего, в том числе, и железнодорожный транспорт, все большую актуальность приобретают вопросы производительности труда, в частности, вождения магистральных локомотивов и электропоездов машинистами без помощника (в одно лицо). В данной статье приводятся исторические факты о предпринятых попытках внедрения такой технологии вождения поездов в нашей стране. Авторы представили факты для размышлений, привели некоторые преимущества и недостатки такой системы.

 

Городской рельсовый транспорт: история и современность. Лакин И.К., Николашин М.В.

В статье рассмотрены история и перспективы развития городского железнодорожного транспорта, который в последнее время чаще называют «городской рельсовый транспорт».

 

Паровозы серии С: история создания и опыт эксплуатации. Ильин Ю.Л.

Короткий период с окончания Русско-японской войны и до начала русской смуты в 1917 г. стал временем интенсивного развития отечественного паровозостроения. В те годы были созданы товарные паровозы серий Щ и Э, пассажирские локомотивы серий Б, К, Л. Наряду с ними в 1910 г. появились первые русские паровозы «Прери» — так в то время называли машины серии С. В данной статье освещен вопрос истории проектирования и постройки этих машин, а также их эксплуатации на железных дорогах дореволюционной России и Советского Союза.

В первой части статьи рассказано о предпосылках появления данной серии паровозов на отечественных железных дорогах, итальянском прототипе этой серии, проекте Сормовского завода, выпуске первой партии данных машин, их конструктивных недостатках и принятым решениям по улучшению конструкции паровозов С.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото грузового электровоза переменного тока Новочеркасского электровозостроительного завода 3ЭС5К «Ермак» с поосным регулированием силы тяги.