ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 1, 2018 г.


Резолюция III железнодорожного съезда.


В конце 2017 года состоялся III Железнодорожный съезд. В ходе мероприятия, приуроченного к 180-летию российских железных дорог, были рассмотрены стратегические направления развития железнодорожного транспорта России до 2030 и 2050 годов: перспективы долгосрочного развития российского транспортного комплекса и основные точки роста железнодорожной и смежных отраслей, что в конечном итоге будет способствовать ускорению социально-экономического развития страны.

Была подчеркнута важность обновления, расширения и опережающего развития железнодорожной инфраструктуры. Участники съезда отметили необходимость дальнейшего развития системы социального партнерства в отрасли, включая вопросы оплаты и мотивации труда, адресного предоставления социальных льгот и гарантий работникам и ветеранам, корпоративного обучения, медицинского обслуживания и жилищной политики. Съезд считает приоритетными задачами развития железнодорожного транспорта: обеспечение безопасности перевозочного процесса, организации скоростных и высокоскоростных пассажирских перевозок, формирование услуг для пассажиров, дальнейшее повышение экологичности железнодорожного транспорта. Были намечены и многие другие задачи.


Развитие информационных технологий в локомотивном комплексе. Чикиркин О.В.

Приоритетной задачей Дирекции тяги ОАО «РЖД» является обеспечение процесса перевозок путем рациональной, эффективной и безопасной организации работы локомотивов и локомотивных бригад. Немаловажную роль в реализации этих процессов играют информационные ресурсы ОАО «РЖД». Ключевой информационной системой до сих пор является АСУТ, которая дает возможность вести полноценный учет работы локомотивов и локомотивных бригад.

В статье отмечено, что реализовано взаимодействие между информационными системами ОАО «РЖД» и сервисных компаний в части обмена документами с электронной подписью. Полностью исключен бумажный документооборот при учете передачи и приемке локомотивов из ремонта, ведутся работы по совершенствованию систем оперативной и статистической отчетности. Все это позволяет исключать случаи выпуска неисправных локомотивов после технического обслуживания и текущих ремонтов, соблюдать межремонтные пробеги, получать объективную картину технического состояния локомотива.

Также в статье рассказано об одном из проектов развития информационных технологий в локомотивном комплексе в рамках концепции цифровой железной дороги, Единой корпоративной автоматизированной системы управления локомотивным комплексом, задачей которой является поддержка принятия управленческих решений на основании структурированной информации о ходе выполнения технологических процессов.


Определена концепция перспективных локомотивов. Михальчук Н.Л.

В статье говорится о Долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» на период до 2025 г. Программа сформирована исходя из прогнозов по объемам грузоперевозок, пассажирооборота, работ, связанных с оздоровлением пути, предполагает ряд мер, повышающих эффективность управления активами и трудовыми ресурсами. В частности, в статье говорится об эффективности использования и обновлении локомотивного парка — это изменение технологий и внедрение современных интеллектуальных информационно-управляющих систем, в том числе таких технологий, как «Умный поезд» и «Умный локомотив». Дальнейшее снижение себестоимости и повышение эффективности локомотивов требует использования принципиально новой техники и инноваций. В Дирекции тяги рассмотрены и реализуются имеющиеся технические решения, направленные на дальнейшее повышение эффективности локомотивов. Сегодня определены девять основных направлений совершенствования конструкции локомотивов, о чем идет речь в статье.


Управляй своей удачей, машинист! Мехоношин С.И., Царькова В.В.

В эксплуатации на машиниста непрерывно воздействуют психофизиологические нагрузки, поэтому ему важно чувствовать себя уверенным и здоровым, готовым успешно управлять локомотивом, обеспечивая безопасность и график движения поездов. В статье речь идет о технологии достижения целей, которые перед собой ставите. Например, используя собственное воображение, можно стать более уверенным, успешным и здоровым.


Локомотивные источники питания электровозов ВЛ80С. Потанин А.А.

Источником питания цепей управления, освещения, сигнализации, приборов безопасности, радиостанции и подзарядки аккумуляторной батареи электровозов ВЛ80С служит распределительный щит 210. Он является составной частью статического зарядного агрегата. Щит обеспечивает автоматическое быстродействующее переключение нагрузки от выпрямителя на АБ при выключении ГВ или отсутствии напряжения в контактном проводе и обратно. В статье дана схема питания цепей управления, приведены неисправности аккумуляторной батареи, рассказано об обслуживании распределительного щита.


Зеленая доктрина «ЛокоТех».

2017 год был объявлен Годом экологии в России. Поэтому группа компаний «ЛокоТех» инвестировала более 500 млн. руб. в «Зеленую доктрину» — концепцию развития предприятий в области охраны окружающей среды. Куда пошли эти инвестиции, более подробно рассказано в статье.


Особенности работы цепей управления электровозов серии ЭП1. Потанин А.А., Мысков О.В.

В статье говорится об автоматическом выборе режима вентиляции, переключении режима при неисправности преобразователя ПЧФ, описаны цепи управления маслонасосом тягового трансформатора, цепи управления при различной температуре масла тягового трансформатора, приведено назначение аппаратов, контакторов и реле.


Новые стенды для испытания токоприемников. Царьков А.А., Тибилов А.Т., Тартынский Д.В.

Специалисты АО «ВНИИЖТ» создали стенды, на которых процесс контроля параметров работы токоприемников автоматизирован либо значительно упрощен. В статье описаны стенды: для определения статической характеристики токоприемника, для проверки угла поворота полоза вокруг продольной оси вращения, стенд ресурсных испытаний.


Схема цепей управления вспомогательными машинами с дополнительным пусковым двигателем электровозов 2(3)ЭС5К. Кабанцев А.А.

В статье опубликована схема питания цепей управления вспомогательными машинами электровозов «Ермак», дано описание ее работы, приведены назначения аппаратов и устройств.


Тепловоз ЧМЭ3: основные электрические цепи, поиск причин неисправностей. Иоффе А.Г.

По просьбам читателей журнала опубликовано краткое описание электрической схемы, а на вкладке — цветная схема тепловоза ЧМЭ3. В статье приведено описание следующих цепей: питание цепей управления, пуск и работа дизеля, возбуждение вспомогательного генератора и зарядка аккумуляторной батареи, управление частотой вращения коленчатого вала дизеля, приведение тепловоза в движение, цепи сигнализации о неисправностях.


Цепи управления электропоезда ЭД4М. Ермишкин И.А., Скоморохов А.А.

В статье дано описание цепей управления электропоездов ЭД4М нулевых и сотовых номеров, которые эксплуатируются на восточных дорогах страны. В частности, приведены цепи питания и заряда батареи, управления токоприемниками, пуска, управления и защиты преобразователя, регулирования напряжения и частоты генератора, цепи переменного тока, работы мотор-компрессоров, включения аппаратов защиты ВБ, ВЗТ.


Устройство и работа гидравлических гасителей колебаний электровозов серии ЧС. Ермишкин И.А.

В этом номере приведены: конструктивная схема гидравлического гасителя, схема перемещения клапанов и циркуляции жидкости в гасителе на ходах сжатия и растяжения, в дроссельном и клапанном режимах работы, конструкция гасителя «ТВ» и схемы перемещения клапанов и циркуляции жидкости в гасителе, конструкция гасителя «BOGE» электровозов ЧС6, конструкция гасителя «Koni» электровозов ЧС200.


Маневровым тепловозам нужны простота, надежность, живучесть. Ладыгин В.И.

В редакцию журнала поступило письмо от бывшего машиниста тепловоза Забайкальской дороги В.И. Ладыгина, которое опубликовано в этом номере. В письме автор делится воспоминаниями о работе на маневровых тепловозах Брянского завода и затрагивает вопросы надежности и конструкции маневровых тепловозов, выпускаемых в настоящее время.


Маневровый тепловоз должен быть надежным. Иоффе А.Г.

С предыдущим письмом редакция обратилась к специалисту-тепловознику, члену редакционного совета журнала А.Г. Иоффе, ответ которого также опубликован в этом номере. В частности, он отметил, что очень часто при создании новых и модернизированных локомотивов конструкторы стремятся, прежде всего, добиться улучшения их технико-экономических характеристик, а к условиям работы локомотивных бригад и, в особенности, ремонтников относятся с формальных позиций. На сегодняшний день требования заказчика не позволяют растягивать внедрение новой техники и, к сожалению, на вновь принимаемых к производству локомотивах часто встречаются серьезные изъяны, о чем речь идет в статье.


«АВИТЕК» летит по рельсам. Предеин С.В.

Известное машиностроительное предприятие «АВИТЕК» более 20 лет выпускает кресла машиниста серии КЛ-7500 и его модификации, предназначенные для оборудования кабин локомотивов, моторвагонного и специального подвижного состава. В статье описано несколько модификаций кресел.


Новинки германской техники на комбинированном ходу. Полин П.А.

По материалам некоторых зарубежных журналов опубликован материал о германской технике на комбинированном (автомобильно-рельсовом) ходу.


Снизить потери мощности в тяговой сети. Герман Л.А., Сергеев Р.А., Уралов С.М., Архипов С.А.

В статье описан опыт Горьковской дороги по сокращению потерь электроэнергии в тяговой сети переменного тока с двухсторонним питанием. Сейчас на отечественных дорогах нет экономически оправданных решений выравнивания текущих значений напряжения на одноименных фазах смежных подстанций конкретной межподстанционной зоны. Специалисты Нижегородского филиала МИИТ и Горьковской дороги предложили выравнивать текущие напряжения смежных подстанций, а средние значения — за заданный период. При этом снижается часть активных потерь, о чем рассказано в статье.


Железнодорожный моделизм — путь к профессии. Молчанов А.В.

Недавно в музейно-производственном комплексе депо Подмосковная прошла Ежегодная выставка железнодорожных моделей. На выставке были тематически представлены более 300 моделей специально изготовленных образцов отечественного подвижного состава, средств сигнализации и связи, архитектурных сооружений. В статье опубликованы фото некоторых экспонатов и их описание.


Завершена реконструкция Свердловской детской железной дороги.

Завершающий этап реконструкции Детской дороги велся совместными усилиями правительства Свердловской области и ОАО «РЖД». В ходе реконструкции было возведено четырехэтажное здание вокзального комплекса с учебными классами. Более подробный рассказ о ходе реконструкции приведен в статье.


На 1-й с. обложки опубликовано фото электровоза переменного тока 4ЭС5К.

В номере помещены вкладка с цветными схемами тепловоза ЧМЭ3 и постер с календарем на 2018 г.