ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 1, 2017 г.


Нашему журналу — 60!

Поздравительная статья, где изложена истории создания журнала, рассказано о его первом главном редакторе, сотрудниках, назначении журнала. Приведена тематика, описаны рубрики, показано главное направление и предназначение журнала — техническое обучение локомотивных бригад, ремонтников тягового подвижного состава, необходимое для повышения их квалификации. Изложены традиции журнала, издание которого отвечает самым современным и передовым технологиям, представлена связь с читательской аудиторией.

Повышая эффективность управления локомотивным комплексом. Валинский О.С.

Автор статьи говорит, что в настоящее время необходимо менять подходы во всех видах деятельности: организационно-управленческой, производственно-технологической и финансово-экономической. Рассказывает о проведенной работе по снижению отказов технических средств по вине локомотивного комплекса. Здесь особую роль приобретает взаимодействие руководителей локомотивных депо и предприятий сервисного обслуживания по выявлению и предотвращению таких случаев. Также, в статье отмечено, что в прошедшем году с поставленными задачами по обеспечению перевозок Дирекция тяги справилась. В настоящее время сформирован бюджет Дирекции тяги на 2017 г. Бюджетом предусмотрено дальнейшее повышение эффективности работы Дирекции тяги и снижение расходов благодаря росту качественных показателей использования локомотивного парка, реализации мероприятий по росту производительности труда и совершенствования системы обслуживания и ремонта локомотивов.


Стенд А3301 — среди 100 лучших товаров России.

Разработка ПКБ ЦТ «Стенд автоматизированный для поверки электронных счетчиков электроэнергии постоянного тока» признана победителем в номинации «Продукция производственно-технического назначения» Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России — 2016». Стенд предназначен для периодической поверки современных электронных счетчиков электроэнергии, установленных на электровозах и электропоездах постоянного тока. Применение данного стенда будет способствовать реализации программы энергосбережения Компании.


Управление тяговыми ресурсами на Восточном полигоне переходит к интеллектуальной системе. Матюхин В.Г., Шабунин А.Б., Немцов Э.Ф.

Восточный полигон является первым объектом автоматизации управления тяговыми ресурсами в Интеллектуальной системе управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ), который переходит на новые полигонные технологии. В статье речь идет о задачах управления тяговыми ресурсами на полигоне. Три задачи в части планирования составляют сквозной технологический процесс. Первые две задачи можно назвать расчетными, третью — интеллектуальной. В статье рассмотрены каждая из трех задач.


Модернизация тепловозов серии ТЭП70 микропроцессорными системами управления. Аболмасов А.А., Мельников В.А., Пустовой И.В.

Все вновь выпускаемые локомотивы имеют микропроцессорную систему управления, позволяющую благодаря своему программному обеспечению реализовать комплексные алгоритмы управления локомотивом. Повышение же эффективности локомотивов «старых» серий — модернизация их системы управления микропроцессорными системами управления. В ООО «Локомотивные технологии» совместно со специалистами АО «ВНИКТИ» и Коломенского завода рассмотрены несколько вариантов возможной модернизации тепловозов ТЭП70, о чем идет речь в статье.


Молодые профессионалы из Ожерелья. Паршина Т.М.

В конце минувшего года состоялся отборочный этап регионального чемпионата «Молодые профессионалы» по компетенции «Управление железнодорожным транспортом». Главной ценностью конкурса явилось то, что все его участники находились в равных условиях, у всех из них имелись абсолютно равные возможности проявить себя и стать лучшим в номинации. В статье опубликованы итоги отборочного этапа и названы победители.


Единая электронная карта для устройств безопасности.

В настоящее время на локомотивах применяются различные устройства безопасности — от электромеханических до микропроцессорных. В последних применяются электронные карты. В ПКБ ЦТ и ОАО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информации, автоматизации и связи» разработана «Автоматизированная система формирования и актуализации единой электронной карты РЖД для устройств безопасности подвижного состава». Она является составной частью учета и анализа нарушений безопасности движения поездов по результатам автоматической расшифровки кассет регистрации локомотивных устройств. В статье приведены назначение карты, структурная схема формирования электронных карт.


Профилактика бытового травматизма среди локомотивных бригад. Кудря И.В., Якоцуц О.Л.

Бытовые травмы — это несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего — в доме, квартире, во дворе и т.д. Бытовой травматизм имеет сезонную особенность, у работников локомотивных бригад — свои возрастные особенности. Большую роль здесь играют и психологические факторы, о которых рассказано в статье. В рамках работы эксплуатационного локомотивного депо Абакан II были сформулированы задачи, способствующие предупреждению бытового травматизма, они приведены в статье.


Электрическая схема тепловоза 2ТЭ116. Анисимов В.Л.

Продолжение статьи (начало см. 8 — 12, 2016 г.). В этом номере описаны: внешняя гиперболическая характеристика генератора; цепи 2 — 15 позиций контроллера машиниста; цепи ослабления возбуждения тяговых двигателей; цепи автоматического управления холодильником; ручное управление.


Электрические схемы электропоезда ЭД4М. Горячев В.Е.

В конце минувшего года журнал опубликовал цветные схемы головного вагона электропоезда постоянного тока ЭД4М. В этом номере вниманию читателей представлен комплект схем моторного вагона электропоезда с оборудованием Рижского электромашиностроительного завода. Описаны схемы силовых цепей в тяговом режиме и силовых цепей в тормозном режиме.


Электрические аппараты высоковольтной цепи электровозов серии ЭП1. Потанин А.А.

В статье дано описание работы токоприемника электровоза ЭП1. В частности, описан токоприемник Л-1У1-01, кинематическая схема токоприемника, асимметричный токоприемник ТАсС-10-01, пневматическая схема подъема токоприемника ТАсС-10-01, приведены технические характеристики этих токоприемников.


Некоторые изменения в конструкции электровозов 2ЭС5К «Ермак». Кабанцев А.А.

В 2007 г. началось серийное производство трехсекционного электровоза переменного тока 3ЭС5К. В отличие от базовой модели этот локомотив имеет бустерную секцию, которая позволяет увеличить его мощность. Бустерная секция имеет комплект оборудования, обеспечивающий работу электровоза в режимах тяги и рекуперативного торможения с управлением одной локомотивной бригадой из кабины головной или хвостовой секции. В статье представлен перечень изменений, внесенных в 2005 — 2013 гг. в схемы и конструкцию электровоза.


Цепи управления блинкерными сигнализаторами электровозов ЧС7 с 317. Ермишкин И.А.

В минувшем году редакция журнала опубликовала серию статей, в которых рассказывалось об особенностях электрооборудования и цепей управления электровозов ЧС7 (5 — 12, 2016 г.). В продолжение темы в этом номере вниманию читателей предложено краткое описание схемы блинкерных сигнализаторов и цепей управления ими.


Пневматические схемы тепловозов серии ЧМЭ3. Пилипенко А.С.

В статье опубликована схема пневматического оборудования тепловоза ЧМЭ3, описаны приборы питания сжатым воздухом, система дистанционного управления прямодействующим тормозом, локомотивный и автоматический тормоза, пневматические цепи управления.


Принципы работы основных узлов и агрегатов тепловоза. Тяговый привод колесных пар тепловоза. Руднев В.С.

Продолжение цикла статей (начало в 8 — 12, 2015 г.; 1 — 12, 2016 г.). В статье описан тяговый привод тепловоза — индивидуальный и групповой. В этом номере, в частности, описаны схемы опорно-осевого подвешивания тяговых электродвигателей и опорно-рамного подвешивания двигателей тепловоза ТЭП60.


Ремонт локомотивов: проблемы и решения. Головаш А.Н., Рубежанский П.Н., Куршакова Н.Б.

В статье говорится о роли железнодорожного транспорта в условиях рыночной экономики, о состоянии и проблемах локомотивного комплекса в ходе реформирования, приведена сравнительная характеристика видов ремонта подвижного состава и экономический эффект от их использования, даны предложения по внедрению ремонта оборудования локомотивов по техническому состоянию, приведены условия перехода на ремонт по техническому состоянию и его польза для повышения эффективности железнодорожного транспорта.


Асинхронный тяговый привод: начало пути. Лувишис А.Л.

Автор статьи — один из участников разработки тягового асинхронного привода на локомотивах и моторвагонном подвижном составе. Он был свидетелем непростого пути внедрения прогрессивного вида тягового привода на отечественных железных дорогах. Статья опубликована к 50-летию испытаний опытной двухвагонной электросекции с асинхронными тяговыми двигателями и статическими преобразователями.


Огни Москвы. Корнеев А.В.

Более 40 лет автор очерка работал корреспондентом газеты «Московский железнодорожник» на Московско-Окружном отделении железной дороги (Малом кольце). В то время на Малом кольце не было пассажирских поездов — движение составляли только тепловозы с грузовыми составами. Автору не раз доводилось совершать поездки на тепловозе по кольцу, в том числе в вечернее и ночное время. В журнале опубликован очерк о поездке по Малому кольцу столицы, первая часть которого была написана в 1970-е годы, а вторая — в наше время.


На 1-й с. обложки помещено фото поезда «Стриж», который начал регулярное сообщение по новому маршруту Москва — Берлин.

В номере вкладка — цветные схемы моторного вагона электропоезда ЭД4М.